И. Мороз, учитель русского языка и литературы Мариупольской ОШ № 54
Игры и разнообразные занимательные задания очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Работа с ребусами традиционно предлагается в классах младшего и среднего звена или на внеклассных мероприятиях. Без сомнения, ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Но «ребусная» технология вполне эффективна и в старших классах, если использование ребуса на уроке не будет ограничено только расшифровкой. Задания могут формулироваться так: «Реши ребус и…
Кейс «Ребусы. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя» включает 26 ребусов:
Ребусы сгенерированы на сайте http://rebus1.com
Накануне 1 урока учащимся были отправлены ребусы (кроме тех, которые иллюстрируют повесть «Шинель») в одном файле на электронный ящик и Фейсбук. На уроке работали с электронным документом (не распечатываем, экономим бумагу). Первым расшифровали ребус № 4 «Гоголь» и выяснили, что мы помним о писателе. Полученные ответы:
- Гоголь – классик русской литературы.
- Гоголь не только русский, но и украинский писатель.
- Гоголь – автор таких произведений, как «Ревизор», «Ночь перед рождеством», «Вий», «Тарас Бульба» и др.
- Гоголь родился на Полтавщине.
- ГОГОЛЬFEST — международный фестиваль современного искусства и другие ответы.
Еще задания:
Цепочки получились такими:
Быстро, в игровой форме актуализировали знания (обобщили изученное), учились связывать разрозненные элементы в одно целое.
Ребусы Башмачкин, гротеск, капот, маленький человек, Петербург, призрак, шинель, чиновник, департамент, премия, генерал использовали на заключительном уроке, проверили знания, собрали цельную картину из мозаики. Клиповое мышление современных детей позволяет им быстро решать ребусы и легко «считывать» информацию с картинки.