Рекомендації батькам сором'язливої дитини

Про матеріал

Рекомендації розроблені для батьків сором'язливих, боязких дітей дошкільного та молодшого шкільного віку. Можуть бути використані у якості пам'ятки на інформаційний стенд або як адресні рекомендації.

Можуть бути корисними для практичних психологів ДНЗ та ЗЗСО, батькам вихованців (учнів молодшої ланки).

Перегляд файлу

Если Вы родители стеснительного, робкого ребенка, то необходимо придерживаться следующих правил в его воспитании:

  1. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (особенно не в его пользу). Ни в коем случае не акцентируйте внимание на его неудачах – чувство застенчивости нельзя усугублять. Наоборот, подмечайте даже малейшие его достижения, хвалите ребенка, не забывайте говорить ему, что Вы гордитесь им. Создавайте комфортные условия, где ребенок в полной мере сможет проявить себя, повысив свою самооценку (например, давайте ребенку посильные поручения, которые он сможет выполнить).
  2. Проявляйте терпение. Робкому ребенку требуется чуть больше времени, чтобы освоиться и принять незнакомую ситуацию, будь то новая воспитательница (учитель), группа сверстников или детская площадка для прогулок. Только убедившись в полной безопасности окружения, он сможет чувствовать себя комфортно.
  3. При ответе на вопрос на занятии или уроке ребенку также необходим запас времени, чтобы обдумать ответ. Если дома Вы  спросили ребенка о том, отвечал ли он во время урока и в ответ получили «нет» - не показывайте ребенку своего разочарования или недовольства, не мучайте вопросами «Почему?». Это только усугубит ситуацию и разовьёт чувство вины, в том, что он не оправдал Ваших ожиданий. Проявите понимание, скажите: «Ничего,  постараешься ответить в следующий раз, ты ведь у меня самый лучший (умный, любимый)!».
  4. Не проявляйте насилие над личностью ребенка, вынуждая быть смелым. Лучше своей любовью и поддержкой позвольте ему чувствовать себя в безопасности. И смелость обязательно придет со временем, возможно, чуть позже, чем Вам хотелось бы.
  5. Взрослые должны показать ребенку, что играть с другими детьми намного интереснее, чем одному. Помогите детям познакомиться, например, на детской площадке, но делать это нужно ненавязчиво, непринужденно, как бы, между прочим, спросив у ребенка, играющего рядом с Вашим,  как его зовут и что он делает.

Если ребенок стесняется и не хочет идти на контакт, не торопите и не упрекайте его, а поддержите ободряющим взглядом, словом, улыбкой. 

Стеснительность — довольно распространенная черта. Но все время разрешать ребенку уклоняться от общения — тоже не выход. Учите его вступать в контакт с окружающими, когда вы гуляете во дворе, стоите на остановке, едете в транспорте. Повод для обращения к постороннему человеку совершенно не важен — можно узнать у прохожего который час, как пройти к магазину (попросите ребенка об этом, как-будто Вам это очень важно, но сейчас Вы очень заняты и сами не можете этого сделать (например, стоите в очереди) или устройте конкурс: кто из вас узнает у большего количества людей, который час). В случае, если ребенок откажется, не заставляйте. Попробуете повторить попытку в другой раз.

  1. Чтобы помочь ребенку вписаться в компанию сверстников, научите его коллективным играм. Чем больше детских игр он знает, тем интереснее с ним будет ребятам.
  2. Как можно чаще играйте с ребенком в ролевые игры. Например, возьмите куклу, пусть ребенок познакомится с ней, представит ее другим своим игрушкам, пусть кукла пойдет в школу и вместе с другими куклами отвечает на уроке (сначала ребенок может выступать учителем, а потом пусть попробует себя в роли ученика). Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок и в повседневной жизни будет вести себя естественно.
  3. Покажите ребенку пример общения. Расскажите ему о себе, о том, как вы были в его возрасте, какие у вас были тогда проблемы и как вы их преодолевали. Дайте ему понять, что у других людей тоже бывают затруднения, что он не одинок в этом. Помогите ему правильно оценить ситуацию.
  4. Чаще приглашайте в дом гостей. Дети во всем берут пример со взрослых, особенно с родителей. Поэтому видя вашу общительность, а кроме этого часто находясь в окружении людей, ребенку легче будет преодолеть свою стеснительность.
  5. Не оставляйте ребенка одного в незнакомом месте или с незнакомыми (малознакомыми) людьми – это существенно повысит тревожность, а Вам этого не нужно.

Если вы с ребенком оказались в незнакомом месте, например, в гостях, где много незнакомых людей, то некоторое время позвольте ребенку находиться рядом с вами, пока он не привыкнет к обстановке. Если в гостях присутствуют и другие дети, то подойдите к ним с ребенком и начните сами с ними разговаривать, дожидаясь, пока ребенок сам не подключится к общению. А потом уже можно будет его оставить.

  1. Больше разговаривайте с ребенком дома. Можно придумать игру, что-то вроде «Новостей». Например, вы даете ребенку задание, чтобы за день он подготовил хорошие новости, которые с ним случились, а перед сном рассказал их вам. Искренне порадуйтесь успехам ребенка, и поделитесь с ним своими положительными впечатлениями.
  2. Расскажите о своем опыте. Согласно статистике 93% людей признаются, что, по крайней мере, иногда проявляли застенчивость. И у вас наверняка были такие ситуации, когда вы стеснялись. Расскажите об этом ребенку. Объясните, что это нормально и поделитесь тем, как вам удалось справиться с волнением.

Если Вы не можете припомнить таких ситуаций, то придумывайте истории, обогащая их деталями, чтобы ребенку было интересно Вас слушать. Начинать такие «сказки» можно со слов «Жила была девочка, похожая на тебя…». У таких поучительных историй обязательно должен быть счастливый конец, т.е. как эта самая «девочка» преодолела свои страхи и робость и нашла много друзей, с которыми играла в веселые игры и т.п.

 

  1. Откажитесь от ярлыков. Часто в гостях можно услышать: «Он у нас такой стеснительный». Не стоит закреплять такое поведение штампами. Ребенок крепко усваивает родительские установки. Лучше, в это время задействовать ребенка, занять какой-либо деятельностью (помочь накрыть на стол, принести стулья и т.п.), это отвлечет ребенка от его волнений и процесс адаптации к непривычной обстановке и людям пройдет легче.
  2. Старайтесь ограничить информацию, которая может вызвать у ребенка тревогу перед окружающим миром. Ребенок не должен находиться в комнате, где кто-то кричит, ругается, где работает телевизор, настроенный на программы типа «Криминальные новости» или фильмы, пропагандирующие жестокость и грубость. Повышать голос на застенчивого ребенка тоже не cледует.

 

Верьте в своего ребенка, в его успех, поддерживайте во всех начинаниях и продолжениях!

doc
Пов’язані теми
Психологія, Виховна робота
Додано
5 липня 2018
Переглядів
305
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку