Урок русского языка по теме: "Синонимы"

Про матеріал

Разработка интегрированного урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Синонимы".

Интеграция в литературу, украинский язык, музыку и изобразительное искусство.

Жанр урока: путешествие.

Виды работы: работа с таблицей, ИНСЕРТ, игровые формы, работа в группе, выполнение заданий в режиме online, составление чек-листа.

Перегляд файлу

Опорное заведение

«Торецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 6»

Военно-гражданской администрации города Торецк  Донецкой области

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок

по русскому языку

5 класс

Тема: «Синонимы»

(урок-путешествие)

разработка учителя русского языка и зарубежной литературы

Опорного заведения

«Торецкая общеобразовательная школа І- ІІІ ступеней № 6»

Куцопал Ирины Генриховны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торецк - 2020 

Тема: синонимы.

Цель: улучшить знания лексической группы синонимы;

совершенствовать  умение  различать синонимы;

определять значение синонимов  и использовать их при  составлении собственных предложений.

развивать чувство красоты и выразительности речи;

развивать коммуникативные компетенции учащихся.

 

Тип урока: интегрированный (интеграция в украинский язык, русскую литературу, музыку, изобразительное искусство)

Оборудование: учебник, записи на доске, раздаточный материал, презентация, видео, музыкальное сопровождение

 (П. И. Чайковский «Мама»), репродукция картины А. И. Куинджи «Украинская ночь»

 

Жанр урока: путешествие

 Ход урока  

1 Оргмомент

Слово учителя.  Сегодня мы отправимся в путешествие.  В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна Синонимов. Достичь ее берегов можно лишь морским путем. Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина и ответьте на вопрос: «На чем мы отправимся в страну Синонимов?»

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

Мимо острова Буяна…

 И знакомая страна

 Вот уж издали видна.

 Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(Судно – корабль. Это синонимы. Они использованы для большей выразительности)

Но чтобы наш корабль смог отправиться в путь, вы должны вспомнить и рассказать все, что знаете о синонимах.

2 Актуализация опорных знаний

Задание1.  Вспомните, что вы узнали о синонимах на уроках украинского языка. Расскажите на русском языке вслух теоретический материал, опираясь на схему.

 

 

         Синоніми  – це ….

 

 

------------------------------.     Синонімічні ряди…….

 

 

        Словники ………..

 

    

       Наприклад, ……

 

 


 

3 Сообщение темы и целей урока.

 Мотивация учебной деятельности.

Капитан Краб  уже побывал в стране Синонимов и сочинил веселую песенку об этом. Давайте вместе послушаем. (просмотр видео «Капитан Краб: «Синонимы») Какие синонимы вы услышали в песенке капитана Краба?

4 Работа по теме урока

Слово учителя.  В сказке про Винни- Пуха Алана Александра Милна есть такой отрывок.  Собираясь  на Северный полюс, герои просят Винни- Пуха, чтобы он  не забыл провизию.

«- Про что не забыть?

- Не про что, а то, что едят.

- А-а! – сказал Пух радостно. – А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем».

  Винни-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает? Как еще можно назвать еду?

(продовольствие, провиант, продукты, снедь)

- Что общего у всех этих слов? (значение, часть речи)

 - Как называются такие слова?

Перед тем как отправиться в далекий путь, мы должны запастись теоретическими знаниями.

Прием ИНСЕРТ

Изучите теоретический материал, используя на полях условные обозначения:

V – уже знал;

-  - думал иначе или не знал;

 +  - новое;

? – не понял, есть вопросы

Составьте словарик понятий.

Синонимы -

Синонимический ряд

Контекстуальные, или авторские, синонимы

  Слово учителя.  Проверим прочность наших знаний перед дальней дорогой.

Игра «Ромашка Блума»

 (На лепестках ромашки записаны вопросы. Класс делится  на группы. Игрок любой команды отрывает один из лепестков и зачитывает вопрос для всех команд. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает балл.)

 

Физкультминутка.

  Слово учителя. Чтобы не сбиться с курса во время странствования по морям, не попасть на подводные скалы и рифы, выполните следующие задания.

Работа в группах.

 №1.  Выберите из списка 5 слов, которые, по вашему мнению, являются синонимами слова интересный.

 

 Запишите их.  Подумайте, как много синонимов имеет слово интересный.

№2 Задание online. Если есть доступ к Интернету на вашем смартфоне, перейдите по ссылке https://learningapps.org/ на сайт LearningApps.org. Нажмите мышкой на окошко «Все упражнения». Найдите категорию «Русский язык» и кликните мышкой. Найдите слово «Синонимы» и кликните на него. Выберите задание с картинкой «Божья коровка» и кликните на него. Прочитайте внимательно задание и выполните его.

Игра «Охота за синонимами»

Условия игры. Один из участников выходит из класса.  Оставшиеся придумывают слово и все подбирают к нему синонимы.

 Например, задумывается слово хорошо. Подбираются синонимы: чудесно, замечательно, великолепно.  Загадав слово и подобрав синонимы, все придумывают рассказ. Например:

1)Вчера был прекрасный день.

2)Мы проснулись в великолепном настроении.

3)После завтрака решили пойти в наш замечательный парк. Каждый участник игры должен запомнить фразу с доставшимся синонимом.

Водящий выигрывает, если сумеет сопоставить синонимы и назвать загаданное слово.

  Слово учителя.  Мы продолжаем путешествие.  Вот показалось на горизонте несколько островов. Сейчас мы разобьемся на команды, погрузимся в шлюпки и отправимся исследовать неизвестные острова.

Задание3.  Посещение островов. Работа в группах.

 

1. Остров Читалкиных

2. Остров живописцев

3. Остров музыкальный

 

Остров Читалкиных

Задание.  Рассмотрите портрет известного писателя И. С. Тургенева. Что вы знаете о нем? Какие его произведения вы читали? Ознакомьтесь с дополнительным материалом и подготовьте небольшой устный рассказ об этом авторе.

 Найдите в отрывке из повести  И. С. Тургенева «Муму» синонимы.  Составьте синонимические ряды.

 Чем отличаются слова второго синонимического ряда?  Составьте и запишите словосочетания или предложения с этими глаголами.

(Синонимические ряды.   Дорога – путь;

 идти – шагать – выступать;

 спешить – торопиться;

  отвага – решимость).

Остров живописцев

Задание. Слышали ли вы об украинском художнике А. И. Куинджи? Какие картины написал этот мастер? Ознакомьтесь с дополнительным материалом и подготовьте небольшой рассказ об этом авторе.

 Рассмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи          «Украинская ночь». Понравилось ли вам это произведение? Поделитесь своими впечатлениями.  Опишите картину, используя синонимы.

Опорные слова: тишина, безмолвие, спокойствие.

 Безбрежный, необъятный, бездонный.

Неподражаемо, неповторимо.

 Волшебная, чарующая.

 

 

 

Остров музыкальный

Задание.  Что вы знаете о выдающемся композиторе П. И. Чайковском? Слышали ли вы когда-нибудь это имя?  Назовите Прослушайте отрывок из пьесы П. И. Чайковского «Мама». Составьте короткое монологическое высказывание (5-7 предложений) о настроении музыки и вашем после прослушивания композиции. Используйте в своем высказывании синонимы.

 

 

Оценка результатов и рефлексия.

 

4 Подведение итогов. Рефлексия

Чек- лист

Этот чек-лист поможет вам

Содержание

Отметка о выполнении

1

Я изучил формулировку понятия.

 

V

2

 Я понял, что такое синонимы.

 

V

3

Я смог применить ранее полученные знания      (знания, полученные на других уроках)

 

V

4

Я могу подбирать синонимы к словам и составлять синонимические ряды.

 

V

5

Я могу находить дополнительную информацию по теме.

 

V

6

Я могу применить полученные знания в жизни.

 

V

7

Я могу использовать полученные знания при составлении высказываний.

 

V

8

Я расширил свой словарный запас.

V

 

Домашнее задание

Повторить правило в учебнике. Задание по выбору:              - прочитать  повесть И. С. Тургенева «Муму». Найти и выписать синонимы к слову великан.  Составить синонимический ряд.

 - познакомиться с понятием градация  в «Толковом словаре»  на сайте gramota.ru, выучить определение.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Прием ИНСЕРТ

Изучите теоретический материал, используя на полях условные обозначения:

V – уже знал;

-  - думал иначе или не знал;

 +  - новое;

? – не понял, есть вопросы

Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. Например, синонимы к слову путешествие: путь, шествие, странствие,

поездка.

Синонимы появляются в языке по разным причинам.

1)в результате проникновения в язык близких по значению слов иноязычного происхождения: проводник – гид, экскурсовод.,

2)в результате называния по-разному одного и того же в разных стилях: болтун – балаболка.

3)в результате разной эмоциональной оценки предмета: жестокий,  бессердечный, безжалостный.

4)в результате желания смягчить обозначение какого-нибудь понятия:  толстый – полный.

Синонимы делятся на семантические и стилистические. Семантические синонимы отличаются оттенками значения: дом, дворец, лачуга, хибара.

 Стилистические синонимы обозначают одно и тоже, но употребляются в различных стилях речи: глаза, очи, зенки.  Многие синонимы являются семантико-стилистическими, то есть сочетают в себе оба признака: одеваться – выряжаться.

Все синонимы объединяются в синонимический ряд. Слово, которое выражает понятие наиболее полно, общее для всех слов синонимического ряда, называется доминантой (лат.– господствующий). Доминанта открывает синонимический ряд и является общеупотребительным, стилистически нейтральным словом: боязливый – робкий, трусливый, несмелый, пугливый,  опасливый.

Синонимы одного ряда могут отличаться лексической сочетаемостью. Например, слова «большой» и «обширный»  сочетаются со словом «территория», но только одно из них  сочетается со словом «дерево»: «большое дерево». Точный выбор  одного из синонимов  определяется контекстом.

 

 

 

Иван Сергеевич Тургенев -русский писатель ХІХ века

Анкета писателя

  1. Знаменитый русский писатель и поэт.
  2. Писал   романы, повести, рассказы, стихи.
  3. Рассказы Тургенева –  поучительные истории  о дружбе и любви, учат  добру, состраданию, ответственности за свои поступки.  Его произведения помогают  лучше понимать человеческие взаимоотношения,  воспитывают нравственные качества.
  4. Путешествовал по Европе.
  5. Долгое время жил во Франции, Германии.
  6. Умер во Франции  в 1883 году.

 

 

 
Архип Иванович Куинджи

1 Родился в Мариуполе в семье сапожника.

2 Любовь к рисованию с юных лет.

3 Мечтал поступить в ученики к Айвазовскому.

4 Учился в академии художеств в Петербурге.

5 Творческое наследие: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Украинская ночь».

6 Умер в 1910 году в Петербурге.

 

Петр Ильич Чайковский – выдающийся композитор  Всемирно известный музыкант.  Его именем названа Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей. Пётр Ильич Чайковский создал такие гениальные творения, что они во всём мире и сейчас являются самыми исполняемыми произведениями. Это величайшая творческая личность  во всей мировой музыкальной культуре.

 

 

 

«Детский альбом»

Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей. Он говорил, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Сборник пьес «Детский альбом» – это волшебная страна, пересказанная в звуках.

 К мысли сочинить подобное произведение  Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.

В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название.
В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая.

«Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это  целый ряд  впечатлений  композитора, которые он смог  точно передать в музыке. Это произведение  входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

 

 

 

docx
Додано
8 грудня 2020
Переглядів
1519
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку