Разработка интегрированного урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Синонимы".
Интеграция в литературу, украинский язык, музыку и изобразительное искусство.
Жанр урока: путешествие.
Виды работы: работа с таблицей, ИНСЕРТ, игровые формы, работа в группе, выполнение заданий в режиме online, составление чек-листа.
Опорное заведение
«Торецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 6»
Военно-гражданской администрации города Торецк Донецкой области
Интегрированный урок
по русскому языку
5 класс
Тема: «Синонимы»
(урок-путешествие)
разработка учителя русского языка и зарубежной литературы
Опорного заведения
«Торецкая общеобразовательная школа І- ІІІ ступеней № 6»
Куцопал Ирины Генриховны
Торецк - 2020
Тема: синонимы.
Цель: улучшить знания лексической группы синонимы;
совершенствовать умение различать синонимы;
определять значение синонимов и использовать их при составлении собственных предложений.
развивать чувство красоты и выразительности речи;
развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Тип урока: интегрированный (интеграция в украинский язык, русскую литературу, музыку, изобразительное искусство)
Оборудование: учебник, записи на доске, раздаточный материал, презентация, видео, музыкальное сопровождение
(П. И. Чайковский «Мама»), репродукция картины А. И. Куинджи «Украинская ночь»
Жанр урока: путешествие
Ход урока
1 Оргмомент
Слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие. В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна Синонимов. Достичь ее берегов можно лишь морским путем. Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина и ответьте на вопрос: «На чем мы отправимся в страну Синонимов?»
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(Судно – корабль. Это синонимы. Они использованы для большей выразительности)
Но чтобы наш корабль смог отправиться в путь, вы должны вспомнить и рассказать все, что знаете о синонимах.
2 Актуализация опорных знаний
Задание1. Вспомните, что вы узнали о синонимах на уроках украинского языка. Расскажите на русском языке вслух теоретический материал, опираясь на схему.
Синоніми – це ….
|
------------------------------. Синонімічні ряди…….
|
Словники ………..
|
Наприклад, ……
|
3 Сообщение темы и целей урока.
Мотивация учебной деятельности.
Капитан Краб уже побывал в стране Синонимов и сочинил веселую песенку об этом. Давайте вместе послушаем. (просмотр видео «Капитан Краб: «Синонимы») Какие синонимы вы услышали в песенке капитана Краба?
4 Работа по теме урока
Слово учителя. В сказке про Винни- Пуха Алана Александра Милна есть такой отрывок. Собираясь на Северный полюс, герои просят Винни- Пуха, чтобы он не забыл провизию.
«- Про что не забыть?
- Не про что, а то, что едят.
- А-а! – сказал Пух радостно. – А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем».
Винни-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает? Как еще можно назвать еду?
(продовольствие, провиант, продукты, снедь)
- Что общего у всех этих слов? (значение, часть речи)
- Как называются такие слова?
Перед тем как отправиться в далекий путь, мы должны запастись теоретическими знаниями.
Изучите теоретический материал, используя на полях условные обозначения:
V – уже знал;
- - думал иначе или не знал;
+ - новое;
? – не понял, есть вопросы
Составьте словарик понятий.
Синонимы -
Синонимический ряд –
Контекстуальные, или авторские, синонимы –
Слово учителя. Проверим прочность наших знаний перед дальней дорогой.
Игра «Ромашка Блума»
(На лепестках ромашки записаны вопросы. Класс делится на группы. Игрок любой команды отрывает один из лепестков и зачитывает вопрос для всех команд. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает балл.)
Физкультминутка.
Слово учителя. Чтобы не сбиться с курса во время странствования по морям, не попасть на подводные скалы и рифы, выполните следующие задания.
Работа в группах.
№1. Выберите из списка 5 слов, которые, по вашему мнению, являются синонимами слова интересный.
Запишите их. Подумайте, как много синонимов имеет слово интересный.
№2 Задание online. Если есть доступ к Интернету на вашем смартфоне, перейдите по ссылке https://learningapps.org/ на сайт LearningApps.org. Нажмите мышкой на окошко «Все упражнения». Найдите категорию «Русский язык» и кликните мышкой. Найдите слово «Синонимы» и кликните на него. Выберите задание с картинкой «Божья коровка» и кликните на него. Прочитайте внимательно задание и выполните его.
Игра «Охота за синонимами»
Условия игры. Один из участников выходит из класса. Оставшиеся придумывают слово и все подбирают к нему синонимы.
Например, задумывается слово хорошо. Подбираются синонимы: чудесно, замечательно, великолепно. Загадав слово и подобрав синонимы, все придумывают рассказ. Например:
1)Вчера был прекрасный день.
2)Мы проснулись в великолепном настроении.
3)После завтрака решили пойти в наш замечательный парк. Каждый участник игры должен запомнить фразу с доставшимся синонимом.
Водящий выигрывает, если сумеет сопоставить синонимы и назвать загаданное слово.
Слово учителя. Мы продолжаем путешествие. Вот показалось на горизонте несколько островов. Сейчас мы разобьемся на команды, погрузимся в шлюпки и отправимся исследовать неизвестные острова.
Задание3. Посещение островов. Работа в группах.
1. Остров Читалкиных
2. Остров живописцев
3. Остров музыкальный
Остров Читалкиных
Задание. Рассмотрите портрет известного писателя И. С. Тургенева. Что вы знаете о нем? Какие его произведения вы читали? Ознакомьтесь с дополнительным материалом и подготовьте небольшой устный рассказ об этом авторе.
Найдите в отрывке из повести И. С. Тургенева «Муму» синонимы. Составьте синонимические ряды.
Чем отличаются слова второго синонимического ряда? Составьте и запишите словосочетания или предложения с этими глаголами.
(Синонимические ряды. Дорога – путь;
идти – шагать – выступать;
спешить – торопиться;
отвага – решимость).
Остров живописцев
Задание. Слышали ли вы об украинском художнике А. И. Куинджи? Какие картины написал этот мастер? Ознакомьтесь с дополнительным материалом и подготовьте небольшой рассказ об этом авторе.
Рассмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Украинская ночь». Понравилось ли вам это произведение? Поделитесь своими впечатлениями. Опишите картину, используя синонимы.
Опорные слова: тишина, безмолвие, спокойствие.
Безбрежный, необъятный, бездонный.
Неподражаемо, неповторимо.
Волшебная, чарующая.
Остров музыкальный
Оценка результатов и рефлексия.
4 Подведение итогов. Рефлексия
Чек- лист
Этот чек-лист поможет вам
№ |
Содержание |
Отметка о выполнении |
1 |
Я изучил формулировку понятия.
|
V |
2 |
Я понял, что такое синонимы.
|
V |
3 |
Я смог применить ранее полученные знания (знания, полученные на других уроках)
|
V |
4 |
Я могу подбирать синонимы к словам и составлять синонимические ряды.
|
V |
5 |
Я могу находить дополнительную информацию по теме.
|
V |
6 |
Я могу применить полученные знания в жизни.
|
V |
7 |
Я могу использовать полученные знания при составлении высказываний.
|
V |
8 |
Я расширил свой словарный запас. |
V |
Домашнее задание
Повторить правило в учебнике. Задание по выбору: - прочитать повесть И. С. Тургенева «Муму». Найти и выписать синонимы к слову великан. Составить синонимический ряд.
- познакомиться с понятием градация в «Толковом словаре» на сайте gramota.ru, выучить определение.
Приложение
Прием ИНСЕРТ
Изучите теоретический материал, используя на полях условные обозначения:
V – уже знал;
- - думал иначе или не знал;
+ - новое;
? – не понял, есть вопросы
Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. Например, синонимы к слову путешествие: путь, шествие, странствие,
поездка.
Синонимы появляются в языке по разным причинам.
1)в результате проникновения в язык близких по значению слов иноязычного происхождения: проводник – гид, экскурсовод.,
2)в результате называния по-разному одного и того же в разных стилях: болтун – балаболка.
3)в результате разной эмоциональной оценки предмета: жестокий, бессердечный, безжалостный.
4)в результате желания смягчить обозначение какого-нибудь понятия: толстый – полный.
Синонимы делятся на семантические и стилистические. Семантические синонимы отличаются оттенками значения: дом, дворец, лачуга, хибара.
Стилистические синонимы обозначают одно и тоже, но употребляются в различных стилях речи: глаза, очи, зенки. Многие синонимы являются семантико-стилистическими, то есть сочетают в себе оба признака: одеваться – выряжаться.
Все синонимы объединяются в синонимический ряд. Слово, которое выражает понятие наиболее полно, общее для всех слов синонимического ряда, называется доминантой (лат.– господствующий). Доминанта открывает синонимический ряд и является общеупотребительным, стилистически нейтральным словом: боязливый – робкий, трусливый, несмелый, пугливый, опасливый.
Синонимы одного ряда могут отличаться лексической сочетаемостью. Например, слова «большой» и «обширный» сочетаются со словом «территория», но только одно из них сочетается со словом «дерево»: «большое дерево». Точный выбор одного из синонимов определяется контекстом.
Иван Сергеевич Тургенев -русский писатель ХІХ века
Анкета писателя
Архип Иванович Куинджи
1 Родился в Мариуполе в семье сапожника.
2 Любовь к рисованию с юных лет.
3 Мечтал поступить в ученики к Айвазовскому.
4 Учился в академии художеств в Петербурге.
5 Творческое наследие: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Украинская ночь».
6 Умер в 1910 году в Петербурге.
Петр Ильич Чайковский – выдающийся композитор Всемирно известный музыкант. Его именем названа Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей. Пётр Ильич Чайковский создал такие гениальные творения, что они во всём мире и сейчас являются самыми исполняемыми произведениями. Это величайшая творческая личность во всей мировой музыкальной культуре.
«Детский альбом»
Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей. Он говорил, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Сборник пьес «Детский альбом» – это волшебная страна, пересказанная в звуках.
К мысли сочинить подобное произведение Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.
В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название.
В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая.
«Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это целый ряд впечатлений композитора, которые он смог точно передать в музыке. Это произведение входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.