Тема урока: " Решение иррациональных уравнений с использованием равносильних преобразований( возведение в степень с учетом ОДЗ, используя определение и свойства корней)".
Цели урока.
1.возместить отсутствие единого обобщения по данной теме в курсе алгебры 10-го класса;
2.повторить основные теоретические понятия;
3.закрепить основные способы решения иррациональных уравнений;
Ход урока
І.Изложение нового материала.
Иррациональные уравнения.
Определение. Уравнение с одной переменной f(x)=g(x) называется иррациональным, если хотя бы одна функция f(x) или g(x) содержит переменную x под знаком радикала.
При решении иррациональных уравнений используют тождественные преобразования, применяют метод возведения в степень с учетом ОДЗ, используя определение и свойства корней)".
Теорема. Если возвести обе части уравнения f(x)=g(x) в натуральную степень n, то полученное уравнение fn(x)=gn(x) является следствием данного уравнения.
Основными причинами появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же чётную степень, расширение области определения и др. По этим причинам необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка, либо использование области определения заданного уравнения.
1. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с учетом ОДЗ.
Пример 1. Решить уравнение
Решение. Возведя обе части уравнения в квадрат, получим
Сделав проверку, убеждаемся, что оба они являются его корнями. Это уравнение служит примером того, что возведение в квадрат исходного уравнения не всегда приводит к появлению посторонних корней.
Ответ.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Найдём область определения уравнения: [2; ?). Возведём обе части уравнения в квадрат, уединим затем полученный радикал и возведём ещё раз в квадрат. Получим корни уравнения
После проверки получим корень уравнения
Ответ:
Пример 3. Решить уравнение
Решение. Уравнение перепишем так:
Возведём обе части в квадрат, получим
x=2 проверить нетрудно, а проверять громоздко. Однако заметим, что при этом значении отрицательно. Значит, не является решением уравнения.
Ответ: х=2.
ІІ.Устно.
Доказать, что уравнения не имеют корней:
ІІІ.Дополнительные уравнения.
ІV. Домашнение задание.
=3