Цель:
сформировать у учащихся понятия «климат», дать представления о факторах его формирования;
закрепить знания о причинах неравномерного распределения солнечного тепла и света на земной поверхности;
развивать пространственное воображение;
воспитывать понимание важности о климате;
формировать навыки работы с картой климатических поясов;
показать важность влияния хозяйственной деятельности человека на атмосферу и климат.
Тема: Климат. Основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат.
Цель:
Оборудование: учебник, атлас, карта климатических поясов, карточки для работы в группах, карточки для заполнения, компьютер с подключением к сети Интернет.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и названия: климат, климатический пояс, климатообразующие факторы, изотермы.
Ожидаемые результаты:
Ход урока
І Организационный момент
ІІ Актуализация опорных знаний и умений
Прием «Эвристическая беседа»
Без воды, как известно, нет жизни. Группа ученых решила разобраться, как бы вела себя планета без Мирового океана. Считается, что у океанов, как правило, две роли поддержки жизни.
Первая – распределение солнечного излучения, океаны поглощают и верно распределяют энергию. Без воды жаркие солнечные лучи быстро поджарили бы экватор, а полюса не получили бы почти никакого тепла. Течения отводят теплые тропические воды на север и юг, а холодная вода стекает обратно к экватору, распределяя тепло так, что на планете нет мест, в которых для жизни было бы слишком горячо или холодно.
Вторая, знакомая нам еще со школы – круговорот воды в природе. Когда вода нагревается на экваторе, она испаряется и становится облаками. По мере подъема теплого воздуха, на его место приходит холодный воздух.
Так что же было бы, если бы океаны испарились, и две эти функции было бы некому выполнять? Допустим, они превратились в пыль. Но чтобы оставить нам небольшой шанс на выживание, допустим, эта пыль оказалась достаточно влажной (грязью), чтобы не поднять на планете гигантскую пылевую бурю.
Океаны, которые составляют около 96,5% водоснабжения, исчезли, но вода ведь существует не только там. Ледяные шапки, озера и реки (которые теперь текут на широких просторах земли), подземные воды по-прежнему доступны. В сумме они составляют около 3,5% от нашего современного водоснабжения. Этого недостаточно, чтобы запустить полноценный круговорот воды в природе, даже если расплавить ледяные шапки на полюсах.
68,7% пресных вод Земли сосредоточены в ледниках, ледяных шапках и вечной мерзлоте, преимущественно в Антарктиде. Без облаков, образующихся над океаном, дождь станет редкостью, а планета превратится в пустыню. Мы будем наблюдать, как наши озера и запасы воды понемногу сокращаются с каждым годом, пока не иссякнут совершенно.
Люди смогут жить и в таких суровых условиях, но недолго. Мы по-прежнему будем иметь доступ к подземным водам и сможем запустить гидропонные фермы. Но на поверхности животные и растения будут засыхать. Поскольку деревья недолго протянут без воды, в конечном итоге все станет настолько сухим, что континенты будут охвачены пожарами. Пламя выпустит тонны диоксида углерода, атмосфера постепенно станет душной.
Солнце будет продолжать поджаривать экватор, превращая его в раскаленную сковороду. Парниковые газы, выпущенные вследствие мировых пожаров, будут удерживать энергию Солнца близко к земле. Перепады в температурах вследствие смены дня и ночи будут создавать небольшой ветерок, но средняя температура на Земле станет близкой к 67 градусам по Цельсию. Разумеется, при такой температуре не могут существовать даже самые стойкие пустынные виды.
Людям придется бежать. Единственной надеждой человечества станут антарктические льды, что приведет к массовым миграциям в южное полушарие. По мере роста температуры по всему земному шару, поверхность Земли перестанет быть пригодной для жизни, и вся наша энергия пойдет на сбор подземного антарктического льда, где он не будет испаряться.
Возможно, мы построим стабильную биосферу под землей, но удаленность Антарктиды существенно усложнит это. Просто добраться туда уже будет сложно. Выжившие обнаружат затопленные пустоши и отсутствие инфраструктуры и ресурсов — ни шахт, ни дорог, ни пищи. Вряд ли люди доживут до окончания проекта. Немногие выжившие смогут осесть в подземных бункерах.
Но лучше не будет. На поверхности планеты исчезнет растительная жизнь. Пока мир будет гореть, атмосфера будет все меньше и меньше насыщенной кислородом, а значит, и непригодной для дыхания, если люди невероятным образом переживут температуру поверхности.
Если предположить, что люди смогут жить достаточно долго в антарктических бункерах, не будет никакого способа перезапустить здоровый углеродный цикл или вернуть температуру до приемлемого уровня. Все живое вымрет. Останутся лишь небольшие колонии хемосинтетических бактерий, скрытых под землей у горячих источников. В отсутствие океанов все остальное умрет.
Приблизительно на 60
Выпадение осадков в горах в большей мере обязано барьерному эффекту рельефа. Под влиянием горных барьеров происходит восходящее движение воздушных масс, усиливается конденсация влаги и количество осадков начинает возрастать.
Горные хребты, воздействуя на воздушные течения, препятствуют или совершенно преграждают им путь, создают эффекты наветренности. На склонах, обращенных к господствующим ветрам с океана, воздух поднимается вверх и охлаждается. Избыток влаги выпадает в виде осадков, т. к. холодный воздух содержит меньше водяных паров.
горы создают препятствие свободному распространению воздушных потоков. потоки тормозятся и огибают горы. при этом столкновений частичек водяных паров намного больше, чем при обычном их перемещении. сталкиваясь, слипаются. а крупные капли уже выпадают вниз в виде дождя. такое справедливо, даже если видимые облака много выше, чем высота гор.
Термометр - привычный прибор для измерения температуры воздуха и воды.
Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
Анемометр - прибор для измерения силы и скорости ветра.
Облакомер - прибор для определения высоты нижней границы облаков.
Термограф - регистратор изменения температуры воздуха и воды.
Флюгер - прибор для измерения направления ветра.
МетеоЗонд - устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров.
МетеоСпутник - устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений.
Метеорологическая станция - учреждение, в задачи которого входит наблюдение за погодой, регистрация метеорологических изменений и составление прогноза и синоптической карты погоды.
Метод «Светофор»
У каждого ученика есть три разноцветные карточки: зеленая карта означает, что ученик соглашается с утверждением, которое читает учитель, желтая означает, что услышанная информация неполная, красная - утверждение неверно. Учитель читает подготовленный текст в виде законченных утверждений. Ученики дают ответ, поднимая ту или иную карточку.
ІІІ Изучение нового материала
Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот - белая лента,
Вот синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса...
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней - в Климатические пояса.
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу полярный увидите пояс.
А что означает пояс Полярный?
Там климат суровый и жутко коварный!
Холодные ветры летят как ножи,
И мёрзнут медведи и даже моржи.
Чуть ниже- пояс Умеренный
И климат в нём тоже нужный,
Не то, чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.
Ещё ниже- пояс Тропический.
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди, практически
Не чаще, чем НЛО.
Зачем же наш глобус так
Располосован
И распоясован?
Зачем?
-Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!
Поет Усачьов назвав майже всі основні пояси, але ж існують ще і перехідні. Наше завдання на уроці- визначити основні та перехідні кліматичні пояси та охарактеризувати їх.
План изучения нового материала
Прием «Географический конозал»
Просмотр видеофрагмента о климате Земли с его последующим обсуждением: http://www.youtube.com/watch?v=RiuacmSbg20 («Земля. Климат»).
Прием «Слово учителя»
Погода и климат …… Какая между этими понятиями разница и что между ними общего?
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для определенной местности.
Местность остается той же, а вот время совсем другое. Погода – это то, что происходит а атмосфере сейчас, т.е. в данную секунду, минуту, сутки.
Погода – это будто конкретные поступки определенного человека сегодня. Климат – это как характер человека. Один добрый, другой – не очень. Один щедрый, а другой скупой. Один всегда веселый, а другой – грустный, один тихий, спокойный, а другой энергичный и эмоциональный.
Каждый январь где-то в Сибири будет морозный, со снегом. Каждый январь на юге Италии будет умеренно прохладный и дождевой. И так из года в год. Без предсказания погоды, зная особенности климата той или иной местности, вы сможете сказать, что зимой у нас будет холоднее, чем летом. Вы также сможете безошибочно спрогнозировать, например, что сентябрь в Украине будет теплее декабря, а апрель – прохладнее июня.
Климат постоянный, а погода переменчива. Но климат характеризует те же показатели, которые характеризуют и погоду.
Однако все эти показатели являются постоянными на протяжении многих лет и даже тысячелетий. Климат определяет особенности почти всех других компонентов природы, особенности распространения и видовой состав растений и животных. Значительное влияние на климат оказывает размещение на нашей планете речной сетки. Где климат более влажный – рек больше и они полноводные, где более сухой – их меньше и они маловодны.
(далее учащиеся записывают в тетради основные климатообразующие факторы.)
От чего же зависит тот или иной климат? Еще в древние времена люди заметили, что климат любой местности зависит от угла, под которым солнечные лучи падают на земную поверхность. В этом может убедится каждый. Утром, когда солнечные лучи падают на Землю под небольшим (острым) углом, обычно холоднее, чем днем, когда они падают почти вертикально. То же самое можно сказать про угол падения солнечных лучей в разные времена года – он отличается. Общая закономерность изменения климата заключается в том, что чем дальше мы движемся от экватора, тем климат холоднее, и наоборот.
Особенности климата зависят и от высоты местности над уровнем моря. Вам известно, что с поднятием на каждый километр температура воздуха снижается на 5-6 0С.
Прием «Географическая лаборатория»
Климатические характеристики |
Города |
|||
Лондон |
Прага |
Киев |
Караганда |
|
Средняя температура января |
+5,3 0С |
0 0С |
-5,8 0С |
-16,0 0С |
Средняя температура июля |
+18,9 0С |
+19,2 0С |
+19,5 0С |
+21,20С |
Среднее количество осадков за год |
645мм |
500мм |
600мм |
200мм |
Прием «слово учителя» (продолжение)
Влияют на климат также теплые и холодные течения. Теплое Северо-Атлантическое течение настолько «подогревает» все северо-западное побережье Европы, что даже в Мурманске, находящемся далеко за полярным кругом, вода в море не замерзает. Вместе с тем холодное Лабрадорское течение так охлаждает северо-восточное побережье Северной Америки, что здесь на широте Киева царит тундра.
В районе южного тропика вдоль западного побережья Африки проходит холодное Бенгельское течение, а вдоль восточного побережья – теплое Мозамбикское течение.
Зависит климат и от рельефа. Горы становятся препятствием для свободного передвижения как холодных, так и теплых воздушных масс. Например, от холодных северных ветров защищены Закарпатье и Южный берег Крыма, где климат теплее, чем на других территориях Европы, лежащих на той же широте. Кроме того, на подветренных и наветренных склонах гор выпадает разное количество осадков.
Прием «Делаю выводы»
Назовите основные факторы, под влиянием которых формируется климат на нашей планете.
Климатообразующие факторы:
географическое положение, солнечная радиация, циркуляция.
Вы уже знаете, что для разных территорий Земли характерны разные типы климата, сформировавшиеся в результате климатообразующих факторов, которые проявляются везде по-разному.
Понять принцип размещения типов климата на Земле помогут климатические карты, в которых содержатся сведения об основных элементах климата: температура самого теплого и самого холодного месяцев (января и июля), направлении ветра, количество осадков. Средняя температура воздуха на картах изображена с помощью изотерм. Отдельными цифрами обозначены самые низкие и самые высокие температуры. Чтобы показать на карте, сколько и где выпадает осадков, места с разными годовым количеством осадков окрашивают в разные цвета. Преобладающие направления ветров показывают стрелками. По климатической карте можно дать характеристику климата любой территории.
Прием «Картографический практикум».
Выполните задания, используя климатическую карту атласа.
Прием «Слово учителя» (продолжение)
Климатические пояса – широтные полосы земной поверхности с относительно однородным климатом. Пояса отличаются друг от друга температурой воздуха и преобладающими воздушными массами, которые, в соответствие со своими свойствами, определяют основные черты климата пояса. Климатические пояса изменяются от экватора к полюсам, т.е. зонально. Различают семь основных климатических поясов: экваториальный, два тропических , два умеренных, и два полярных (арктический и антарктический). В каждом из них в течении всего года господствует одна воздушная масса - соответственно экваториальная, тропическая, умеренная, арктическая (антарктическая).
Прием «Слово учителя» (продолжение)
На различных территориях в условиях одинакового влияния климатообразующих факторов формируется определенный тип климата. Название типа климата определяют по названию климатического пояса.
В экваториальном климатическом поясе преобладают влажные экваториальные воздушные массы. Температуры воздуха высокие (+24…..+28 0С). Восходящие потоки воздуха порождают мощные кучево-дождевые облака., которые каждый день приносят ливни с грозами. Выпадению большого количества осадков в течении года (свыше 2000 мм).способствую и пассаты, которые приносят влажный океанический воздух. Температура и количество осадков в течении года почти не меняются.
Для субэкваториальных поясов характерна сезонная смена воздушных масс. Летом муссон приносит экваториальный воздух, зимой муссон – континентальный тропический. Поэтому летом жарко и влажно, как в экваториальном поясе, а зимой температура несколько снижается (+20 0С), влажность низкая, осадков нет. Такой климат с влажным летом и сухой зимой называют муссонным. Здесь растут листопадные леса.
В тропический поясах господствуют сухие тропические воздушные массы. Для них характерны высокое атмосферное давление и нисходящие движения воздуха. Температура летом очень высокая (+35 0С), зимой немного снижается (+20 0С). Большая суточная амплитуда колебания температур (+30 0С …..+40 0С). Тропический воздух очень сухой, поэтому осадков в целом выпадает мало. По количеству осадков в этом поясе сформировались климатические области с разными типами климата. Тропический пустынный климат (осадки почти отсутствуют, образуются лишь обильные росы и густые туманы) сформировался на западных побережьях материков, омывающихся холодными течениями. Тропический влажный климат (осадков много – более 1000 мм в год) господствует на восточных побережьях материков, которые омываются теплыми течениями.
В субтропических поясах климат формируется под влиянием сезонной смены воздушных масс: летом – тропических, зимой – умеренных. Континентальный субтропический климат – сухой, с жарким летом, прохладной зимой. На западных побережьях материков климат субтропический средиземноморский с жарким сухим летом и мягкой влажной зимой. На восточных побережьях климат муссонный (лето жаркое, влажное, зима прохладная, сухая). В глубине материка климат резко континентальный (прохладное лето, суровая зима, немного осадков).
В умеренных поясах господствуют умеренные воздушные массы и западные ветры, циклоны и антициклоны. Там ярко выражены времена года с положительными температурами летом и отрицательными – зимой. Осадков выпадает много, но распределены они неравномерно: много – на западе материков, мало – во внутренних районах, достаточно – на востоке. В поясе сформировались разные климатические области. Континентальный умеренный тип климата (от умеренно континентального до резко континентального) распространён во внутренних районах материков. На западных побережьях материков формируется морской умеренный климат, на восточных – муссонный.
Субарктическому и субантарктическому поясам также присуща сезонная смена воздушных масс: летом господствуют умеренные, зимой – арктические. Лето прохладное (+10 0С) и влажное, зима суровая (-40 0С), продолжительная и малоснежная. Осадков мало – 200мм в год. Распространена многолетняя мерзлота – промерзание горных пород на большую глубину (до 500 м). Морской климат с прохладным летом и мягкой зимой наблюдается вокруг Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
В арктическом (антарктическом) поясе преобладают холодные и сухие арктические (антарктические) воздушные массы. Температуры воздуха отрицательные на протяжении всего года. Осадков очень мало – 100 мм за год.
Климат играет важную роль и живой и неживой природе Земли. Он определяет распространение почв, растительности и животного мира, состояние рек, озер, морей, ледников.
Прием «Географическая лаборатория»
Учитель раздает учащимся карточки с таблицей и предлагает им заполнить ее, используя материал учебника, карту климатических поясов и рассказ учителя.
Название климатического пояса |
Средние температуры, 0С |
Количество осадков за год, мм |
Тип воздушных масс |
|
лето |
зима |
|||
Экваториальный
|
+24 0С |
+24 0С |
2000-3000 мм |
Экваториальные воздушные массы |
Тропический
|
+30 0С |
+20 0С |
100-250 мм |
Тропические воздушные массы |
Умеренный
|
+25 0С |
-15 0С |
100-3000 мм |
Умеренные воздушные массы |
Арктический (антарктический) |
0 0С |
0 0С |
200 мм |
Арктические (антарктические) холодные и сухие воздушные массы |
Вопросы
Прием «Слово учителя»
Вам известно, насколько переменчива погода (состояние тропосферы). Сегодня в полдень температура воздуха была +12 0С, а ночью она опустилась до +5 0С. Ночью было безветренно, а завтра днем может подуть легкий ветер. Утром небо ясное, а после обеда может пойти дождь.
Существует определенная повторяемость особенностей погоды на определенной территории, т.е. климат.
Дайте определение понятия «климат».
Если погода отличается переменчивостью, то климат, наоборот, - стойкостью. Он если и изменяется, то медленно и на протяжении очень длительного времени – десятков тысяч и даже миллионов лет. В далеком геологическом прошлом изменения климата происходили волнообразно: чередовать потепления и похолодания. Такие колебания климата подтверждают окаменелые остатки растений и животных, которые существовали при определенных условиях, а также различные горные породы. Например, каменный уголь мог образовываться при теплом и влажном климате. Значит, его залежи в Антарктиде свидетельствуют о том, что когда-то климат там был совсем другим. Вследствие похолодания климата, которое имело место около миллиона лет назад, на Земле начался ледниковый период. Тогда большие площади суши покрылись ледниками. Завершился данный период только 10-12 тыс.лет назад.
Прием «Домашняя заготовка»
Учащиеся выступают с сообщениями о взаимовлиянии климата и человека.
Влияние климата на человека
Климат в значительной степени влияет на состоянии водоемов, растительного и животного мира, условия жизни человека и его практическую деятельность.
Люди научились приспосабливаться к разным типам климата. Их жилище, одежда, обувь, питание являются результатом такого приспособления. Каждому известно, что жилище и одежда жителей Крайнего Севера отличаются от жилища и одежды людей, проживающих в экваториальном поясе. Климат определяет не только потребность в тепле или прохладе, но даже настроение.
С климатом связаны урожай и повседневная работа строителей, летчиков, моряков. Без названий о климате невозможно правильно выбрать место для плотин, водохранилищ и аэродромов, определить направления авиалиний и морских путей. Погода и климат сказываются на здоровье и самочувствии людей. Например, люди, которые приезжают на работу в заполярные районы., иногда вынуждены возвращаться домой, поскольку не каждый организм может приспособиться к условиям сурового климата с сильными ветрами и морозами. В районах с теплым морским климатом созданы курорты для отдыха и оздоровления.
Влияние человека на климат
Влияние человека на климат начало проявляться несколько тысяч лет назад в связи с развитием земледелия. Во многих районах для возделывания земли уничтожалась лесная растительность, что приводило к увеличению скорости ветра у земной поверхности, некоторому изменению режима температуры и влажности нижнего слоя воздуха, а также к изменению режима влажности почвы, испарения и речного стока. В сравнительно сухих областях уничтожение лесов часто сопровождается усилением пыльных бурь и разрушением почвенного покрова, что заметно изменяет природные условия на этих территориях.
Другой путь влияния деятельности человека на климат связан с применением искусственного орошения. В засушливых районах орошение используется на протяжении многих тысячелетий, начиная с эпохи древнейших цивилизаций, возникших в долине Нила и междуречье Тигра и Евфрата.
Применение орошения резко изменяет микроклимат полей. Из-за незначительного увеличения затрат тепла на испарение снижается температура земной поверхности, что приводит к снижению температуры и повышению относительной влажности нижнего слоя воздуха. Однако такое изменение метеорологического режима быстро угасает за пределами орошаемых полей, поэтому орошение приводит только к изменениям местного климата и мало влияет на метеорологические процессы большого масштаба.
Другие виды деятельности человека в прошлом не оказывали заметного влияния на метеорический режим обширных пространств, поэтому до недавнего времени климатические условия на нашей планете определялись в основном природными факторами. Ситуация начала меняться в середине XX в. по причине быстрого роста численности населения и особенно из-за ускорения развития техники и энергетики.
Современные влияния человека на климат можно объединить в две группы. К первой относятся направленные воздействия на гидрометеорологический режим, а ко второй – воздействия, являющиеся побочными последствиями хозяйственной деятельности человека.
ІV Обобщение и систематизация знаний
Прием «Микрофон»
V Итоги урока
«Кроссворд». При правильном решение, ученики сразу получат оценку за урок!
|
|
|
|
|
|
1П |
О |
Г |
О |
Д |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2И |
З |
О |
Т |
Е |
Р |
М |
А |
|
|
|
|
|
|
|
3М |
Е |
Т |
Е |
О |
Р |
О |
Л |
О |
Г |
И |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4К |
Л |
И |
М |
А |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5А |
Р |
К |
Т |
И |
Ч |
Е |
С |
К |
И |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
6У |
М |
Е |
Р |
Е |
Н |
Н |
О |
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7Э |
К |
В |
А |
Т |
О |
Р |
И |
А |
Л |
Ь |
Н |
Ы |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8Т |
Р |
О |
П |
И |
Ч |
Е |
С |
К |
И |
Й |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Состояние тропосферы в определенное время и определенном месте
2. Линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми температурами.
3. Наука, изучающая изменения основных показателей состояния погоды, называется ...
4. Многолетний режим погоды, свойственный данной местности.
5. Климатический пояс имеет низкие температуры в течение года и малое количество осадков.
6. Территория Украины расположена в климатическом поясе ..
7. Климатический пояс, имеющий большое количество осадков и очень незначительные колебания температуры в течение года.
8. Климатический пояс имеет высокие температуры и малое количество осадков.
VІ Домашнее задание
Название климатического пояса |
Средние температуры, 0С |
Количество осадков за год, мм |
Тип воздушных масс |
|
лето |
зима |
|||
Экваториальный
|
|
|
|
|
Тропический
|
|
|
|
|
Умеренный
|
|
|
|
|
Арктический (антарктический) |
|
|
|
|
Название климатического пояса |
Средние температуры, 0С |
Количество осадков за год, мм |
Тип воздушных масс |
|
лето |
зима |
|||
Экваториальный
|
|
|
|
|
Тропический
|
|
|
|
|
Умеренный
|
|
|
|
|
Арктический (антарктический) |
|
|
|
|
Название климатического пояса |
Средние температуры, 0С |
Количество осадков за год, мм |
Тип воздушных масс |
|
лето |
зима |
|||
Экваториальный
|
|
|
|
|
Тропический
|
|
|
|
|
Умеренный
|
|
|
|
|
Арктический (антарктический) |
|
|
|
|