Цель урока:
формировать у учащихся представление о происхождении вулканов и
гейзеров, ознакомить с их строением; выявить основные области распространения вулканов и гейзеров;
развивать память, умение анализировать, делать выводы, выделять главное;
воспитать чувство ответственности и бережное отношение к окружающей среде.
Тема: Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли.
Цель урока:
гейзеров, ознакомить с их строением; выявить основные области распространения вулканов и гейзеров;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник географии, атлас, контурные карты, физическая карта мира.
Ход урока:
І. Организационный момент (2 мин)
ІІ. Проверка домашнего задания
1. Прием «да - нет» (4мин)
1. Земная кора является целостной оболочкой? (Нет, она разбита глубокими трещинами на огромные блоки - литосферные плиты)
2. Литосферные плиты могут медленно горизонтально двигаться? (Да)
3. Чаще землетрясения происходят на границах литосферных плит? (Да)
4. Сильные разрушения во время землетрясений наблюдаются в гипоцентре? (Нет. В эпицентре. Очаг - это очаг землетрясения, он глубоко под землей. А эпицентр - на поверхности, где и происходят разрушения)
5. Прибор, фиксирует малейшие колебания земной коры, называется сейсмографом? (Да)
6. Причиной волн цунами являются постоянные ветры? (Нет. Причиной цунами являются подводные землетрясения)
7. Лидером по количеству землетрясений является Украина? (Нет. По территории Украины не проходят границы литосферных плит. Больше всего землетрясений в Японии и Чили. Эти страны расположены по краям Тихоокеанской литосферной плиты, в так называемом Тихоокеанском огненном кольце)
8. В Украине случались землетрясения в Карпатах и Крымских горах? (Да)
2. Светофор (игра) (2 мин.)
Учитель. Я буду показывать на карте определенные районы, а вы своими карточками «Сигнал» мне: возможны возникновения землетрясений в указанных районах.
1. Австралия.
2. Гималаи.
3. Центр Евразии.
4. Чили.
Вывод. Где чаще всего зарождаются землетрясения? (В зонах столкновения литосферных плит)
ІІІ. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся
"С раннего детства мы привыкли считать устойчивой поверхность, на которой стоим", - писал выдающийся немецкий естествоиспытатель XIX в. Александр Гумбольдт. "Однако, когда она начинает колебаться, перед нами неожиданно возникают таинственные неведомые силы природы, которые двигают землю. Один миг разбивает иллюзии всей предыдущей жизни ... ".
На сегодняшнем уроке мы узнаем о необычных и загадочных явлениях природы.
Просмотр видеофрагмета о вулканах и гейзерах с его последующим обсуждение: https://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU (4 мин.)
VІ. Изучение нового материала
Вы уже знаете о существовании астеносферы. Именно здесь происходит образование магмы. Движение литосферных плит приводит к разрывам в земной коре. Не зря народная мудрость гласит «Где тонко, там и рвется».
- Как вы думаете, что происходит с магмой?
Так, под действием высокого давления магма трещинами поднимается по направлению к земной поверхности и может затвердевать в толще земной коры или выливаться на поверхность.
На прошлом уроке мы рассматривали тему «Внутренние силы Земли», что является причиной возникновения процессов, которые мы будем рассматривать. Иногда внутренние силы Земли проявляют свою силу в внезапных катастрофических разрушениях. В результате подземных толчков разрушаются города, села, под обломками погибают тысячи людей. Одну из них описал М.Горький «В 6 ч. 20 мин. Земля вздрогнула, ее первая судорога длилась почти 10 сек., Треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки .... Земля глухо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины .... Вздрагивая и покачиваясь, здания наклонялись, по их белых стенах, как молния змеились трещины, стены рассыпались, заваливая узкие улицы и людей среди них, тяжелыми кучами острых кусков камня ».
Это описание землетрясения, произошедшего в итальянском городе Мессине 28 декабря 1908г.
Каковы причины землетрясений?
Литосфера состоит из литосферных плит, которые скользят по астеносфере. По мере того, как плиты сталкиваются медленно, но теснят друг друга, на их краях накапливаются колоссальные напряжения. В конце концов плиты сотрясаются, возникают разрывы, которые сопровождаются дрожью земли, простирается на несколько сотен километров.
Как вы думаете, где чаще всего возникают землетрясения? Возможны землетрясения на территории Украины? Докажите свое мнение.
Чаще всего землетрясения возникают на побережье Тихого океана, на юге Европы и Азии, вызванные движением литосферных плит. Энергия, освобождается вследствие смещений равна мощности взрыва нескольких десятков бомб. Энергия распространяется сейсмическими волнами от очага землетрясения (очаг - область где возникает землетрясение) к поверхности Земли распространяются волны, как от брошенного камня в воду.
Место на поверхности Земли, содержится над очагом, называется эпицентр землетрясения. Здесь наибольшие разрушения, чем дальше от эпицентра, тем сила землетрясения уменьшается.
Ученые подсчитали, что в среднем за год на планете происходит около миллиона подземных толчков, большинство из них, к счастью, незаметные, они могут фиксировать только чувствительные приборы - сейсмографы (рис. «Строение сейсмографа» слайд №8), они улавливают малейшие подземные колебания .
Сейсмические станции разбросаны по всему миру, благодаря чему ученые могут определить координаты эпицентра землетрясения.
Зачем ученым изучать землетрясения?
Многие дома построены учитывая сильные толчки. В каждом населенном пункте есть специально подготовленные команды спасателей. В горах Азии дома строят из больших глыб и закрепляют бревнами, чтобы они выдерживали частые в этом районе землетрясения. В тех странах, где часто происходят землетрясения, например в Японии, традиционно здания сооружали очень легкими, чтобы избежать максимального разрушения. Для современных сооружений используют специальные приспособления, позволяющие им шататься, но не падать. В бетонных стенах и фундаментах токийских небоскребов есть специальные пружины, амортизируют толчки.
В 1935 американский сейсмолог Чарльз Рихтер разработал шкалу в 12 баллов, каждая последующая цифра шкалы соответствует 10 разовом увеличению количества энергии, чем при землетрясении; при землетрясении в 2 балла высвобождается в 10 раз больше энергии, чем при землетрясении в 1 балл по шкале Рихтера.
Землетрясения могут происходить не только на суше, но и на дне океана, в зоне столкновения литосферных плит. В результате возникают гигантские волны - цунами, которые в переводе с японского «волны в гавани», скорость которых может достигать до 800 км. / Час., Высота до 60 м .. Они набегают на побережье и приносят вред. Цунами повреждают районы, которые расположены далеко от землетрясения, породившего их (в 1964 на Аляске произошло землетрясение, а волны принесли разрушения на Калифорнийском побережье).
На сегодня есть животные, которые чувствуют и реагируют на землетрясения. По их поведению можно предсказать приближение землетрясения. Этих животных называют индикаторами (сейсмографами).
Свое название вулканы получили от имени Бога огня Вулкана в древних римлян. Это неудивительно - огнедышащая лава, поступающей из недр земли во время извержений, завораживает наблюдателей своей мощью и необузданностью.
2. Опыт
1. Заранее налить в пробирку раствор соды, подкрашенный красной акварельной краской, или пищевым красителем.
2. Пробирку осыпать со всех сторон песком, чтобы ее не было видно, а сама кучка песка напоминала горку.
3. Сверху в пробирку уксус. Происходит реакция между содой и уксусом, на поверхность выливается «поток лавы».
3. Строение вулкана (записать в тетради)
- Канал, по которому магма поднимается на поверхность - ... (жерло)
- Магма, что изверженная на поверхность - ... (скамейка)
- Отверстие, через которое выливается лава - ... (кратер)
- Гора, образуется из изверженных веществ - ... (конус)
4. Работа с атласом
Посмотрите в условные обозначения атласа
- Как сказываются вулканы на карте?
- Как вы думаете, вулканы всегда действуют?
5. Опережающее задание
Гавайский Мауна-Лоа считается крупнейшим в мире наземным вулканом. С 1843 года он извергался 37 раз, то есть в среднем гигант проявляет активность каждые 5 лет. Последняя его деятельность происходила в 1984 году, причем была достаточно незначительной. Существует мнение, что чем дольше вулканы молчат, тем мощнее и разрушительнее их следующее извержение. Когда же проснется спящий исполин? И чем обернется для жителей Гавайев его 30-летнее молчание?
Мауна-Лоа – вулкан, уходящий за горизонт
Мауна Лоа настолько велик, что его трудно охватить взглядом. Стоя на вершине гиганта, невозможно увидеть его окончание, ведь оно скрывается далеко за горизонтом. Образование вершины началось на глубине около 5 км ниже уровня моря. Вулкану понадобилось около миллиона лет, чтобы достичь поверхности воды и подняться над ней на высоту 4 169 метров.
После трех взрывов в жерле вулкана близлежащие города засыпало тонким слоем пепла
В Мексике проснулся один из крупнейших действующих вулканов в мире – Попокатепетль. С 1 на 2 июля вулкан осуществил 136 выбросов газа и пепла, также за 2 июля в жерле вулкана произошло как минимум три взрыва, последние из которых сгенерировали столб пепла около двух километров высотой, сообщает El Nuevo Diario со ссылкой на местные службы.
По данным СМИ, местным жителям рекомендуют прикрывать лицо влажными платками для защиты дыхательных путей.
Напомним, один из двух самых активных вулканов Мексики вулкан Попокатепетль, более известный, как El Popo, расположенный на границе штатов Мехико, Пуэбла и Морелос, изменил свою стабильную деятельность, начав интенсивное извержение с декабря 1994 года с выбросами лавы и пепла, сопровождающимися взрывами.
С языка науатль название вулкана Попокатепетль переводится как «холм, который курит». Это второй по размерам вулкан Мексики с высотой 5452 метров над уровнем моря.
КОРИСТЬ ВІД ВУЛКАНІЗМУ
З часом багатий мінеральними речовинами вулканічний щебінь перетворюється в дуже родючий грунт. На ній знову з'являється рослинність, і люди повертаються в околиці вулканів, щоб обробляти землю, яка дає прекрасні врожаї.
Лаву і різні вулканічні породи використовують для будівництва будинків і доріг.
Деякі стародавні вулкани служать великими джерелами сірки та інших цінних мінералів.
Також в вулканах знаходять алмази, золото й напівкоштовні камені, такі як опал, топаз і аметист.
6. Источники, гейзеры.
Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте.
У мамы Земли было много дочерей и сыновей, но я расскажу о двух из них - магмы и Подземную реку. Подземную реку все любили, потому что давала водички напиться, а в пустыне ей и цены не было, потому что там, где выходила на поверхность - росли пальмы и радовались жизни люди. Магму не любили, потому что жестокая была, и если уж вырывалась на поверхность, то сжигала целые леса и города. И решила Магма потерять Подземную речушку. Стала подбираться к ней ближе и ближе. Горячее стало речушке и закричала она, умоляя маму-Землю о помощи. Услышала мама просьбу дочери и расступилась, образовав трещину, через которую и вырвалась наша Подземная речка на поверхность. Но это уже не была подземная река - она имела другое имя - Гейзер.
7. Образование гейзера
- Почему вода может вырываться на несколько десятков метров, а может просто образовывать небольшие озерца?
Наряду с действующими, вулканами, а часто и потухшими, встречаются горячие источники и гейзеры. Это свидетельствует о том, что раскаленная магма близко подходит к поверхности и нагревает подземные воды. Гейзеры периодически выбрасывают фонтаны горячей воды из-под земли. Чем объяснить эту загадку природы? Гейзер действует по принципу чайника. В подземных полостях вода нагревается до 100 ° С, закипает и под давлением с шумом вырывается вверх, как пара из чайника. Эти фонтаны достигают высоты 40-90 м. Затем, с охлаждением воды, извержение прекращается до следующего ее нагрева и образования пара.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Работа в групах:
І группа - 36˚ с. ш., 139˚ в. д. (Фудзіяма);
ІІ группа - 55˚ с. ш., 160˚ в. д. (Ключевська Сопка);
ІІІ группа - 37˚ с. ш., 14˚ в. д. (Етна);
IV группа - 4˚ ю. ш., 37˚ в. д. (Кіліманджаро).
1. Вулкан в результате которого погибло три города (Везувий).
2. Волны в гавани (цунами).
3. Вулкан, деятельность которого не сохранила никаких сведений (погасший).
4. Вулкан, извержение которого сильнее (Кракатау).
5. Чем закончится жерло? (Кратер)
6. Место, содержащаяся над очагом землетрясения? (Эпицентр)
VІ. Итог урока. Оценивание
VIІ. Домашнее задание.