Розробка уроку російської мови (для шкіл з українською мовою навчання) "Однозначные и многозначные слова"

Про матеріал
Цель урока: ввести понятие «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами; развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать; воспитывать интерес к лексическому значению слова.
Перегляд файлу

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Класс:4

Цель урока: ввести понятие «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами; развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать; воспитывать интерес к лексическому значению слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки, словари, картинки.

Ход урока:

1. Организация класса.

2. Повторение изученного.

Словарная работа.

 2 человека – у доски, работают со словарями.  Задание: найти в словаре и записать лексическое значение слов: дорога, путь,  позёмка, пороша.

Остальные работают в парах.

Задание:

По лексическому значению, определи слово, напишите его.

Работа с орфограммой.

1.Питательное белое сладкое вещество, которое добывают из свеклы или тростника.

2.Цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой жёлтого цвета.

3.Складной зонт, который раскидывается воздухом при падении тела, удерживая стремительность падения

4.Повременное, срочное издание, на листах, занимается рассказами всяких новостей.

5. Луна, спутник Земли, ночное светило.

Проверка выполненного задания.

3. Работа над новым материалом.

 1. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы считаете, какая тема нашего урока?

- Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).

- Как вы думаете, почему?

Наводящие вопросы:

- Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх листа бумаги? (Ручка)

- Как называется эта часть кресла? (Ручка)

- Как называется приспособление на двери? (Ручка)

- Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства пользования им? (Ручка)

- В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах?

(Шариковая ручка, ручка кресла, дверная ручка, ручка кувшина) Запишите. Какие орфограммы встречаются в словах?

2. Работа со словарем.

- Давайте, определим лексическое значение слова ручка.

Обратимся к словарю

Ручка –

1.Часть предмета, за которую его держат или

берутся рукой. Дверная ручка.

2.Часть мебели, служащая

опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла. 3.Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня. Шариковая ручка.

- Итак, какое же лексическое значение имеет слово ручка? (дети повторяют)

- Сколько лексических значений имеет это слово?

- Как вы думаете, как называются эти слова?

- Какие ещё есть слова? (однозначные)

- А что это за слова? ( Они имеют одно лексическое значение)

- Давайте прочитаем правило по учебнику (страница 92).

Музыкальная физкультминутка.

4. Закрепление изученного.

1.Упражнение 213.

Прочитай. О чём ты узнал из стихотворения?

- Какие значения слова дорога изображены на фотоиллюстрации?

Выразительное чтение стихотворения.

- Запишите по памяти первое четверостишие.

2. Запись слов: ключ, солнце, груша,  колокольчик.

- Какие из этих слов будут многозначными и почему? Подчеркните.

- Если мы сомневаемся, какое это слово, что мы должны сделать?

(-посмотреть в толковом словаре)

3. Работа в группе.

Упражнение 214.

1-я группа: выписать однозначные слова,

2-я группа: выписать многозначные слова.

4. Самостоятельная работа.

Упражнение 215. Найти в правом столбике значение слова идёт для каждого из предложений левого столбика.

5. Работа в паре.

Упражнение 216. Распределить слова в три столбика. Выполнить задание на выбор.

6. Игра «переводчик».

Перевести предложения на русский язык. Упражнение 217. Найти многозначные слова.

5. Повторение пройденного материала. (На листочках)

Тест.

1.Какие буквы из указанных названы неверно?

а) б (бэ) б).г (гэ) в.) с (сэ)

2.Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

а) рожь, б) чашка, в) юла

3.Укажите слово с ударением на последнем слоге

а) верба, б) километр в) ёлка

4.Какая из данных букв является шипящей

а) ж б) г в) л

5.В каком слове пишется мягкий знак?

а) изящ.ный, б) кон.ки, в) звон.че

6.В каком слове три звука?

а) шью, б) Юлия в ) шея

7.Какое слово является многозначным?

а) ножка б) футболист в) рояль

8.Определите слово, которое соответствует лексическому значению «Очень мелкий дождь»

А) ливень б) град в) изморось

6. Итог урока.

- Продолжи предложения.

Если слово имеет одно значение, оно называется…..

Если слово имеет несколько значений, оно является…… .

7. Домашнее задание. Упражнение 219.

8. Рефлексия.

 

docx
Додано
7 січня 2020
Переглядів
921
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку