Розробка уроку з російської мови "Букві з, с в префиксах"

Про матеріал

Матеріал розробки уроку зацікавить учнів та вчителів тим, що містить цікавий матеріал для вивчення теми. Вчитель використовує лінгвістичну казку для пояснення нового матеріалу, розвиває бажання в учнів займатися творчістю.

Перегляд файлу

                                 Автор разработки урока по русскому языку

                                учитель русского языка и зарубежной литературы

                                Криворожской общеобразовательной школы

                                І-ІІІ степенем № 99

                               Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей

                                квалификационной категории, старший учитель

Тема: Буквы з, с в префиксах.

Цель: 1. Развивать и совершенствовать навыки разбора слова по составу,

              выделяя значимые части слова.

  1. Познакомить с правилом правописания букв з, с в префиксах.
  2. Способствовать применению навыков при разборе слова по составу.
  3. Воспитывать любознательность, интерес к типологии слова.

Речевая тема: «Все любят сладкое».

Оборудование:: - учебник, стр.105. Иллюстрация «Медосбор».

                            - электронная презентация

Тип урока: комбинированный урок исследования новых знаний.

Ход урока.

1. Сообщение темы и задач урока и мотивация учения.

Учитель: Сегодня, дети, Вы услышите новую сказку. Она необычная: не литературная, а лингвистическая, и называется «В королевстве префиксов».

Как Вы думаете, почему я выбрала именно её?

 

-1-

(Дети отвечают, что это связано с новой темой урока).

Учитель: Правильно. Слушайте внимательно и запоминайте новые сведения.

 Однажды в королевстве Префиксов был бал. Правил им Префикс, оканчивающийся на  букву с-. Он пригласил к себе всех-всех Префиксов, проживающих в этом королевстве. На бал приехали важные префиксы, которые были в дружбе только с гласной о: об-, от-, по-, про-; не менее важные (ведь они дружили с первой буквой алфавита!) за-, на-; префиксы, заканчивающиеся  на согласный д-: над-, под-, пред-. Все они очень важничали, но не спорили друг с другом. Но вдруг все почему-то стали расступаться в сторону. Король бала – Префикс,, оканчивающийся на букву с-, расстроился, рассердился, расспросил своего соседа о том, что случилось и пошел посмотреть.

     Посредине зала стоял Префикс, оканчивающийся на букву з- и гордо заявлял всем окружающим: «Я не могу дружить  со всеми корнями. Я выбираю себе в друзья только те корни, которые начинаются с гласных или звонких согласных». «Не волнуйтесь, мой дорогой, - сказал ему Префикс с буквой с- на конце. Зато я дружу со всеми остальными корнями. Но представьте себе, я могу ещё быть в гордом одиночестве перед корнем, когда состою всего из одной буквы с-, а вы себе этого позволить не можете. Так что не гордитесь, а веселитесь вместе со всеми.

     Сегодня у вас на уроке волшебное дерево из сада королевства префиксов. Посмотрите на него:

Без – безвыходный  бесформенный – бес   в-ф

Воз – возгордиться   воскликнуть – вос  г-к

Вз – взбежать   вспорхнуть – вс   б-п

-2-

Из – издать    истолковать – ис   д-т

Низ – низвергать   нисходить – нис   в-х

Раз – разжать   расширить – рас   ж-ш

П. Восприятие и первичное осознание правила.

1. Электронная презентация по теме.

2.  Чтение по памяти рифмованного правила о префиксах (2 ученика).

  • Пред корнем стоит, ты представь-ка,

Гордый префикс иль приставка.

А злит он корень лишь одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

  • Если в слове префикс есть,

Он стоит пред корнем.

Хоть он корня не главней,

Но зато проворней.

3. Работа с учебником.

  • Чтение теории на стр. 103, 104.
  • Запись рифмованного правила о правописании букв з. с в приставках в творческие тетради.

Перед главной буквой в корне

И согласной звонкой

Смело з- пиши в приставке, -

Будут все довольны!

-3-

Ш. Осмысление знаний, применение их на практике.

1. Работа с учебником:

  • Выписать сначала слова с буквой с в префиксах, затем с буквой з.  обозначить графически приставку и корень. Упр-е 208.
  • Работа по творческим группам:
  1. КИЗ (карточки индивидуального задания)
  2. Работа с упражнением 210.

     Задание: а) Образовать новые слова с помощью данных префиксов: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-).

б) Объяснить правописание префиксов, опираясь на изучаемое правило.

     3 – работа с упражнением 213.

Задание: а) Переведите слова на русский язык. Сделайте вывод о правописании префиксов –з, -с в обоих языках.

1V. Работа над речевой темой.

  1. Аудирование (чтение текста учителем 2-3 мин.)

Все любят сладкое.

  1. Анализ текста по вопросам:

- Чего требуется от человека, который продает мед?

- какие два сорта меда предложил пасечник Серёже?

- какие ещё сорта меда были в продаже на базаре и почему их так называли?

- какой мед больше всего привлекал внимание покупателей?

- а какой мед нравиться кушать вам?

3. Работа с учебником:

-4-

а) Выполнение упражнения 216.

Задание: Выпишите из текста слова и выражения, которые отвечают на вопрос какой? (Мёд)

б) Чтение в лицах диалога «В кафе» на стр. 106-107.

в) описание иллюстрации «Медосбор».

V. Домашнее задание.

1. Т.Т. (творческая тетрадь) рифмованное правило «Правописание букв з-, с- в префиксах».

Теория на стр. 103, 104. Упр. 214, 215 (п)

Дополнительный материал

     Карточки индивидуального задания. Для 1-ой творческой группы:

№ 1. К данным глаголам подобрать и записать однокоренные, отвечающие на вопрос: что сделать? Обозначить в них графически приставку и подчеркнуть первую букву корня.

     Делать, беречь, грузить, держать, жать, жечь, шить.

№ 2. Словарно-орфографическая работа.

     Разберите слова по составу и графически обозначьте все значимые части слова по образцу: свет, светать, рассветать, рассвет, рассветный, предрассветный.

№ 3. Задание:

     Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях ГО (грамматические основы):

-5-

Рано утром, на ра…веете умываются все дети.

Ра…цвела сирень, стал длиннее день.

В черных гнёздах желтым цветом ра…цвели носы грачат.

№ 4. Задание:

Вставьте пропущенные буквы в приставки. Объясните правописание приставок з-, с-.

Бе…звездное небо, и…жарить картофель, бе…шумный мотор, и…парение воды, и…писать задание, ра…писаться в дневнике.

№ 5. Задание.

Творческое списывание на материале словосочинений. Заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными.

Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета.

№ 6. Задание.

Запиши правильно, вставь пропущенные буквы, разбери слова по составу:

Следовать, и…следовать, и…следование.

Звать, во…звать, во…звание.

Стать, во…станьте, во…стать.

№ 7. Задание.

Заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными. Сопоставить правописание предлога без  и приставок без-(бес-): Вышивка без вкуса, рыдания без звука, помощь без корысти, разговор без цели, смех без причины.

-6-

docx
Додано
28 липня 2018
Переглядів
817
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку