Матеріал розробки уроку зацікавить учнів та вчителів тим, що містить цікавий матеріал для вивчення теми. Вчитель використовує лінгвістичну казку для пояснення нового матеріалу, розвиває бажання в учнів займатися творчістю.
Автор разработки урока по русскому языку
учитель русского языка и зарубежной литературы
Криворожской общеобразовательной школы
І-ІІІ степенем № 99
Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей
квалификационной категории, старший учитель
Тема: Буквы з, с в префиксах.
Цель: 1. Развивать и совершенствовать навыки разбора слова по составу,
выделяя значимые части слова.
Речевая тема: «Все любят сладкое».
Оборудование:: - учебник, стр.105. Иллюстрация «Медосбор».
- электронная презентация
Тип урока: комбинированный урок исследования новых знаний.
Ход урока.
1. Сообщение темы и задач урока и мотивация учения.
Учитель: Сегодня, дети, Вы услышите новую сказку. Она необычная: не литературная, а лингвистическая, и называется «В королевстве префиксов».
Как Вы думаете, почему я выбрала именно её?
-1-
(Дети отвечают, что это связано с новой темой урока).
Учитель: Правильно. Слушайте внимательно и запоминайте новые сведения.
Однажды в королевстве Префиксов был бал. Правил им Префикс, оканчивающийся на букву с-. Он пригласил к себе всех-всех Префиксов, проживающих в этом королевстве. На бал приехали важные префиксы, которые были в дружбе только с гласной о: об-, от-, по-, про-; не менее важные (ведь они дружили с первой буквой алфавита!) за-, на-; префиксы, заканчивающиеся на согласный д-: над-, под-, пред-. Все они очень важничали, но не спорили друг с другом. Но вдруг все почему-то стали расступаться в сторону. Король бала – Префикс,, оканчивающийся на букву с-, расстроился, рассердился, расспросил своего соседа о том, что случилось и пошел посмотреть.
Посредине зала стоял Префикс, оканчивающийся на букву з- и гордо заявлял всем окружающим: «Я не могу дружить со всеми корнями. Я выбираю себе в друзья только те корни, которые начинаются с гласных или звонких согласных». «Не волнуйтесь, мой дорогой, - сказал ему Префикс с буквой с- на конце. Зато я дружу со всеми остальными корнями. Но представьте себе, я могу ещё быть в гордом одиночестве перед корнем, когда состою всего из одной буквы с-, а вы себе этого позволить не можете. Так что не гордитесь, а веселитесь вместе со всеми.
Сегодня у вас на уроке волшебное дерево из сада королевства префиксов. Посмотрите на него:
Без – безвыходный бесформенный – бес в-ф
Воз – возгордиться воскликнуть – вос г-к
Вз – взбежать вспорхнуть – вс б-п
-2-
Из – издать истолковать – ис д-т
Низ – низвергать нисходить – нис в-х
Раз – разжать расширить – рас ж-ш
П. Восприятие и первичное осознание правила.
1. Электронная презентация по теме.
2. Чтение по памяти рифмованного правила о префиксах (2 ученика).
Гордый префикс иль приставка.
А злит он корень лишь одним –
Стоит всегда лишь перед ним.
Он стоит пред корнем.
Хоть он корня не главней,
Но зато проворней.
3. Работа с учебником.
Перед главной буквой в корне
И согласной звонкой
Смело з- пиши в приставке, -
Будут все довольны!
-3-
Ш. Осмысление знаний, применение их на практике.
1. Работа с учебником:
Задание: а) Образовать новые слова с помощью данных префиксов: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-).
б) Объяснить правописание префиксов, опираясь на изучаемое правило.
3 – работа с упражнением 213.
Задание: а) Переведите слова на русский язык. Сделайте вывод о правописании префиксов –з, -с в обоих языках.
1V. Работа над речевой темой.
Все любят сладкое.
- Чего требуется от человека, который продает мед?
- какие два сорта меда предложил пасечник Серёже?
- какие ещё сорта меда были в продаже на базаре и почему их так называли?
- какой мед больше всего привлекал внимание покупателей?
- а какой мед нравиться кушать вам?
3. Работа с учебником:
-4-
а) Выполнение упражнения 216.
Задание: Выпишите из текста слова и выражения, которые отвечают на вопрос какой? (Мёд)
б) Чтение в лицах диалога «В кафе» на стр. 106-107.
в) описание иллюстрации «Медосбор».
V. Домашнее задание.
1. Т.Т. (творческая тетрадь) рифмованное правило «Правописание букв з-, с- в префиксах».
Теория на стр. 103, 104. Упр. 214, 215 (п)
Дополнительный материал
Карточки индивидуального задания. Для 1-ой творческой группы:
№ 1. К данным глаголам подобрать и записать однокоренные, отвечающие на вопрос: что сделать? Обозначить в них графически приставку и подчеркнуть первую букву корня.
Делать, беречь, грузить, держать, жать, жечь, шить.
№ 2. Словарно-орфографическая работа.
Разберите слова по составу и графически обозначьте все значимые части слова по образцу: свет, светать, рассветать, рассвет, рассветный, предрассветный.
№ 3. Задание:
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях ГО (грамматические основы):
-5-
Рано утром, на ра…веете умываются все дети.
Ра…цвела сирень, стал длиннее день.
В черных гнёздах желтым цветом ра…цвели носы грачат.
№ 4. Задание:
Вставьте пропущенные буквы в приставки. Объясните правописание приставок з-, с-.
Бе…звездное небо, и…жарить картофель, бе…шумный мотор, и…парение воды, и…писать задание, ра…писаться в дневнике.
№ 5. Задание.
Творческое списывание на материале словосочинений. Заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными.
Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета.
№ 6. Задание.
Запиши правильно, вставь пропущенные буквы, разбери слова по составу:
Следовать, и…следовать, и…следование.
Звать, во…звать, во…звание.
Стать, во…станьте, во…стать.
№ 7. Задание.
Заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными. Сопоставить правописание предлога без и приставок без-(бес-): Вышивка без вкуса, рыдания без звука, помощь без корысти, разговор без цели, смех без причины.
-6-