Учиться толковать значение синонимов, пользоваться словарём;
развивать навыки определения синонимов, нахождения их в тексте,
показать, как обогащает речь умелое использование синонимов, воспитывать интерес к чтению.
Тема.Синонимы и их употребление в речи. Знакомство со словарями синонимов.
Цель:учиться толковать значение синонимов, пользоваться словарём;
развивать навыки определения синонимов, нахождения их в тексте,
показать, как обогащает речь умелое использование синонимов, воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, словари синонимов.
Ход урока
/.Объявление темы и цели урока.
//.Мотивация обучения.
В этом учебном году исполнилось 100 лет со дня рождения великого украинского учителя В.А. Сухомлинского. Василий Александрович был
Хорошим педагогом, работал директором школы . Он написал около
1500 сказок, притч, рассказов для детей. Герои его произведений учат
читателей любить свою землю, быть честными, трудолюбивыми, смелы-
ми. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с героями его произведений и свяжем тему урока с его творчеством.
///. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.
1.Проверка выполнения домашнего задания.
Тесты.
1.Раздел науки о языке, в котором изучается лексика:
а) фонетика;
б) морфология;
в) лексикология.
2.Раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей:
а) лексикография;
б) графика;
в) грамматика.
3.Слова, которые имеют только одно лексическое значение:
а) одноразовые;
б) однозначные;
в) о динаковые;
4.Значение слова , которое непосредственно соотносится с явлениями действительности:
а) действительное;
б)соотнесённое ;
в) прямое.
5.Слова , которые имеют несколько лексических значений:
а) многозначные;
б) многоразовые;
в) синонимы.
6.Значение слова, которое возникло в результате переноса названия с одного объекта на другой на основании сходства:
а) переходящее;
б) переносное;
в)многозначное.
IV.Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя.
Слова, которые обозначают одно и то же, называются синонимами.Но синонимы могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Бегемот и гиппопотам различаются тем, что первый из них употребляется чаще в разговорной речи, а второе- в научных текстах.
Красный и алый различаются тем, что второй из этих синонимов
Обозначает ярко-красный цвет светлого оттенка.
Слова сказать, произнести, бросить,буркнуть, поболтать, побеседовать являются синонимами и составляют синонимический
ряд.
2.Работа с учебником(стр.165).Прочитайте правило и перескажите его соседу по парте.
3.Слово учителя.
В русском языке много синонимов . Существуют специальные словари
синонимов.
4.Презентация словаря синонимов учеником.
V.Закрепление изученного.
1.Найти синонимы.Письмо по памяти.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
2.Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Пять дубков».
а).Определите его тему и основную мысль,тип текста.
б).Найдите в тексте синонимы.
в).Подберите синонимы к слову учитель (педагог, преподаватель, наставник,ментор).
3.Работа в группах.
/ группа- инсценировка притчи В.А. Сухомлинского «Перепел и Кулик»;
// группа- составить вопросы к содержанию притчи;
///группа- сделать перевод предложенных слов, подобрать к ним синонимы.
Вопросы к содержанию притчи.
-Как звали птиц из притчи?
-Почему Кулик и Перепел поменялись местом жительства?
-Назовите главную мысль притчи?
Перевод
Працювати-работать,трудиться,
Сумувати-тосковать,грустить,унывать.
4.Конкурс ораторского мастерства.
Ведь нет лучшего места чем то, где родился.
5.Написать словарную статью к слову синоним.
Синоним- слово, близкое по значению с другим словом.Жара-зной.
VI.Подведение итогов урока.
-Что такое синонимы?
-Чем различаются синонимы одного ряда ?
-Какую роль они выполняют в тексте?
VII.Домашнее задание:
а) выучить правило стр.165;
б) выполнить упр.155 или написать сказку о синонимах.
.
.