УрокСинонимы и их употребление в речи. Знакомство со словарями синонимов.

Про матеріал

Учиться толковать значение синонимов, пользоваться словарём;

развивать навыки определения синонимов, нахождения их в тексте,

показать, как обогащает речь умелое использование синонимов, воспитывать интерес к чтению.

Перегляд файлу

Тема.Синонимы  и  их  употребление  в  речи.  Знакомство  со  словарями  синонимов.

Цель:учиться  толковать  значение  синонимов,  пользоваться  словарём;

развивать  навыки  определения  синонимов,  нахождения  их  в  тексте,

показать,  как  обогащает  речь  умелое  использование  синонимов,  воспитывать  интерес  к  чтению.

  Оборудование:  портрет  В.А.  Сухомлинского,  словари   синонимов.

 

 

Ход      урока

 

 

/.Объявление  темы  и  цели урока.

//.Мотивация  обучения.

В  этом  учебном  году  исполнилось  100  лет  со  дня  рождения  великого  украинского  учителя  В.А.  Сухомлинского.  Василий  Александрович был

Хорошим  педагогом,  работал  директором  школы .  Он  написал  около

1500  сказок,  притч,  рассказов  для  детей.  Герои  его  произведений  учат

читателей  любить  свою  землю,  быть  честными,  трудолюбивыми,  смелы-

ми.  Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  знакомство  с  героями  его  произведений  и  свяжем  тему  урока  с  его  творчеством.

///.  Актуализация   опорных  знаний,  умений  и  навыков  учащихся.

      1.Проверка  выполнения  домашнего  задания.

Тесты.

1.Раздел  науки  о  языке, в  котором  изучается  лексика:

а)  фонетика;

б)  морфология;

в)  лексикология.

2.Раздел  науки  о  языке,  занимающийся  вопросами  составления  словарей:

а)  лексикография;

б)  графика;

в)  грамматика.

3.Слова,  которые  имеют  только  одно  лексическое  значение:

а)  одноразовые;

б)  однозначные;

в)  о динаковые;

4.Значение  слова ,  которое  непосредственно  соотносится  с  явлениями  действительности:

а)  действительное;

б)соотнесённое   ;

в)  прямое.

5.Слова  , которые  имеют  несколько  лексических  значений:

а)  многозначные;

б)  многоразовые;

в)  синонимы.

6.Значение  слова,  которое  возникло  в  результате  переноса  названия  с  одного  объекта  на  другой  на  основании  сходства:

а)  переходящее;

б)  переносное;

в)многозначное.

IV.Изучение  нового  материала.

1.Объяснение  учителя.

Слова,  которые  обозначают  одно  и  то  же,  называются  синонимами.Но  синонимы  могут  отличаться  друг  от   друга  оттенками  лексического  значения  и  употреблением  в  речи.

Бегемот  и  гиппопотам  различаются  тем,  что  первый  из  них  употребляется  чаще  в  разговорной  речи,  а  второе-  в  научных  текстах.

Красный  и  алый  различаются  тем,  что  второй  из  этих  синонимов 

Обозначает  ярко-красный  цвет  светлого  оттенка.

Слова  сказать,  произнести,  бросить,буркнуть,  поболтать,  побеседовать  являются  синонимами  и  составляют  синонимический

ряд.

2.Работа  с  учебником(стр.165).Прочитайте  правило  и  перескажите  его  соседу  по  парте.

3.Слово  учителя.

В  русском  языке  много  синонимов  .  Существуют  специальные  словари

синонимов.

4.Презентация  словаря  синонимов  учеником.

V.Закрепление  изученного.

1.Найти  синонимы.Письмо  по  памяти.

Зябнет  осинка,

Дрожит  на  ветру,

Стынет  на  солнышке,

Мёрзнет  в  жару.

2.Чтение  рассказа  В.А.  Сухомлинского  «Пять  дубков».

а).Определите  его  тему  и  основную  мысль,тип  текста.

б).Найдите  в  тексте  синонимы.

в).Подберите  синонимы  к  слову  учитель   (педагог,  преподаватель,  наставник,ментор).

3.Работа  в  группах.

/  группа-  инсценировка  притчи  В.А.  Сухомлинского  «Перепел   и  Кулик»;

// группа- составить  вопросы  к  содержанию  притчи;

///группа- сделать  перевод  предложенных  слов,  подобрать  к  ним  синонимы.

Вопросы  к  содержанию  притчи.

-Как  звали  птиц  из  притчи?

-Почему  Кулик  и  Перепел  поменялись  местом  жительства?

-Назовите  главную  мысль  притчи?

  Перевод

Працювати-работать,трудиться,

Сумувати-тосковать,грустить,унывать.

4.Конкурс  ораторского  мастерства.

Ведь  нет  лучшего  места   чем  то,  где  родился.

5.Написать  словарную  статью  к  слову синоним.

Синоним-  слово,  близкое  по  значению  с  другим  словом.Жара-зной.

VI.Подведение  итогов  урока.

-Что  такое  синонимы?

-Чем  различаются  синонимы  одного  ряда  ?

-Какую  роль  они  выполняют  в  тексте?

VII.Домашнее  задание:

а)  выучить  правило  стр.165;

б)  выполнить  упр.155  или  написать  сказку  о  синонимах.

.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
29 липня 2018
Переглядів
686
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку