Природоведение
4 класс
Тема: Почва. Охрана почв
Цели:
Оборудование:
Ход урока
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Постановка темы и целей урока
1.Упражнение «Узнай меня».
Учитель: Сформулируйте тему урока.
В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.
2.Интерактивное упражнение «Интервью»
- Что мы называем почвой? (Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных)
-Что входит в состав почвы? (Останки организмов, вода, горные породы, воздух)
-Основное свойство почвы? (Плодородие)
-Что разрушает почвы? (Вода, ветер, деятельность человека)
ΙΙΙ. Актуализация знаний
Учитель: Разгадав кроссворд мы повторим состав почвы.
Вопросы к кроссворду
1.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
2 Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
3.Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4.Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
5.Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
6.Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
7.Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
ΙV. Мотивация учебной деятельности
1.Беседа
1.Приходилось ли вам высаживать в почву растения? (Ученики вспоминают комнатные растения, высаживание рассады, семян и др.)
2.Вспомните опыт с выращивания фасоли. Какие условия необходимы были растению для развития и росту.(Вода, тепло, солнечный свет и полезные вещества)
3.Где ваши растения брали воду? солнечный свет? тепло? полезные вещества?
2.Интерактивное упражнение «Метод «Пресс»»
Подумайте, везде ли верхний рыхлый шар земли имеет одинаковое количество полезных веществ.
(Ученики отвечают, пользуясь предложенной схемой)
1.Я считаю, что …
2.Потому, что …
3.Например …
4.Поэтому …
3.Слово учителя
Сегодня на уроке мы узнаем, кто из вас дал правильный ответ, познакомимся со свойствами разных почв, чтобы узнать, как вырастить богатый урожай и хорошие цветы.
V. Восприятие и осознание нового материала
1.Проблемная ситуация
Посмотрите на физическую карту Украины. Вы уже знаете, что рельеф земной поверхности страны разнообразный: в одной части горный, в другой – равнинный. Где-то много водоёмов, а где-то недостаток влаги. В одной части Украины преобладают леса, в другой – степи… Влияет ли это на состав почв в тех местностях? Каким образом?
Вывод: если природные условия в Украине разные, значит и почвы, соответственно, разные.
2.Практическая работа
На столах учеников — образцы почв.
— Назовите основное свойство почвы. (Плодородие)
— От чего зависит плодородие? (От количества перегноя)
— Посмотрите на образцы почв. Что заметили? (Почвы разного цвета)
— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. От количества перегноя зависят типы почв.)
— Какой грунт плодородный?
— Черноземные почвы — одно из богатств нашей страны. У них наибольшее количество перегноя, они самые плодородные. Черноземный грунт рыхлый, темный, в нем много влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей.
Существует множество видов почв, но не все из них пригодны к земледелию.
Песчаные почвы хорошо пропускают воду, быстрее прогреваются весной и промерзают зимой. Они почти не задерживают влаги и полезных веществ и считаются бедными.
Глинистые почвы могут способствовать застою воды, дольше прогреваются весной и дольше не промерзают с наступлением холодов. Вместе с тем глинистые почвы задерживают удобрения и полезные вещества, обеспечивая высокое плодородие.
(чернозём, подзолистые почвы, серые лесные почвы )
Дерново-подзолистая почва образовалась там, где когда-то росли хвойные леса. Такая почва содержит мало перегноя, имеет невысокое плодородие.
Серая лесная почва образовалась там, где когда-то росли лиственные леса. Такая почва содержит несколько больше перегноя, чем дерново-подзолистая почва, но меньше, чем чернозем.
3.Практическая работа в группах
Каждой группе учитель даёт инвентарь и материалы для проведения опыта: два стакана, две лейки, вата, образцы песчаной и глинистой почв, мензурки с водой. Ученики должны определить, как разные группы почв получают воду.
( Ученики помещают лейки в стаканы, закрывают отверстия леек ватой. В одну лейку насыпают песчаную почву, в другую – глинистую. В лейки наливают одинаковое количество воды. Потом наблюдают, через какую почву быстрее пройдёт вода).
После завершения работы каждая группа делает вывод.
4.Работа с учебником
Проработайте текст учебника о видах почв и подготовьте характеристику каждого вида почв. (с.128-129)
VI. Физкультминутка (Игра «Зеркало»)
Среди учеников выбирают ведущего. Остальные дети выполняют роль «зеркала». Ведущий показывает движения, а ученики должны повторить их в зеркальном отражении.
VII. Изучение нового материала (продолжение)
1.Рассказ учителя с элементами беседы.
У многих из вас есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы почва была плодороднее? (Перекапываем, разрыхляем, поливаем, удобряем.)
— Правильно, все это делает почву в вашем огороде более плодородной и повышает урожай. За почвой нужно правильно ухаживать. Она требует бережного отношения. Если почва истощается, ей следует дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву может восстановить сама природа, причем очень медленно: за 250-300 лет — 1 см, 20 см — за 5-6 тыс. лет. Зато разрушить почву можно быстро в течение 1 года.
— Что разрушает почву? Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют его. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.
— Как предотвратить разрушение почв? Высаживать лесные полосы, правильно открывать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и тому подобное.
Люди должны беречь воздух и водоемы от загрязнения, растения и животных — от уничтожения. А есть ли опасность для почвы? Нужно его оберегать?
— Может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, нужно потрудиться всем людям.)
— Охрана почвы — это задача всего человечества. Проблема загрязнения почвы касается всех людей Земли.
2.Работа с учебником
Прочитать о значении почв. Роли человека в сохранении и улучшении почв. (с.130)
VIII. Осмысление, обобщение и систематизация знаний
1.Работа в тетрадях на печатной основе. (Заполнение таблицы «Почвы в родном крае») (с.50)
2.Игра «Да или нет?»
Верхний слой земли, на котором растут растения, называется почвой.
Плодородие – главное свойство почвы.
Чем больше в почве перегноя, тем она беднее.
Почва будет более плодородной, если в неё вносить органические и минеральные удобрения.
В состав почвы входят только песок и глина.
3.Решение естественной задачи
Один сантиметр почвы образуется в природе на протяжении 300 лет. Сколько нужно лет, чтобы образовался слой почвы в 40 см?
4.Тестирование
1)Плодородная почва:
А)песчаная; Б)глинистая; В)чернозём.
2)В чернозёме много:
А)глины; Б)перегноя; В)песка.
X. Подведение итогов. Рефлексия
1.Работа с пословицами
Каждая группа получает карточку с пословицей, которую нужно объяснить.
- На доброй земле, что не посеешь – то и даст урожай.
- О земле заботься – золотым зерном любуйся.
- Кто о земле заботится – тому она вдвое больше возвращает.
- Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
2.Беседа
1.Какие новые знания вы получили на уроке?
2.О чём вам было интересно узнать?
3.Как полученные знания могут помочь вам в будущем?
X I. Домашнее задание
Прочитать текст учебника по изученной теме, дать ответы на поставленные вопросы к параграфу