Розробка уроку з російської літератури в 9 класі з теми « Детские годы А.С. Пушкина. Лицей. Тема дружбы в лирике.»

Про матеріал
Цель: - познакомить учащихся с детскими годами А.С.Пушкина , с его жизнью в Лицее; -раскрыть духовный мир юного поэта, истоки литературного творчества; -путем анализа стихотворений этого периода показать, как созревал поэтический талант Пушкина; -расширить представления о значении великого русского поэта в духовной жизни современников; -развивать навыки конспектирования, умения анализировать поэтический текст, -воспитывать бережное отношение к слову автора и к своему собственному; -способствовать духовно-нравственному росту подростков.
Перегляд файлу

Урок по  русской литературе в 9 классе

подготовила Азжеурова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы Одесской вечерней ( сменной) общеобразовательной школы №3 г. Одесса, Малиновского района 

       

Тема: « Детские годы поэта. Лицей. Тема дружбы в лирике.»

Цель: - познакомить  учащихся  с детскими годами А.С.Пушкина , с его жизнью в Лицее;

-раскрыть  духовный мир юного поэта, истоки литературного творчества;

-путем анализа стихотворений этого периода показать, как созревал поэтический талант Пушкина;

-расширить представления о значении великого русского поэта в духовной жизни современников;

-развивать навыки конспектирования, умения анализировать поэтический текст,

-воспитывать бережное отношение к слову автора и к своему собственному;

-способствовать духовно-нравственному росту подростков.

Эпиграфы к уроку:

 

 

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

                                          Еле слышный шелест шагов.

( А.А. Ахматова. 1911г.)

 

 

 

 

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе на встречу,

Духовной жаждою томим.

(А.Передреев)

                      Ход урока

 

  1. Орг.момент. Объявление темы и задач урока.

Объяснение того, как будет организована работа в группах.

Учащиеся займут тир стола. На одном трафарет с надписью»Лето», на втором –« Зима» , а на третьем – «Осень». Почему именно так организовано рабочее место, они поймут в конце урока и ответят на этот вопрос.

 II. Актуализация опорных знаний

        1.Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

        2.Помните ли вы тот момент, когда впервые услышали имя этого поэта?

        3.  «Нет места правде на земле, но нет ее и выше»,- сказал один из героев А.С.Пушкина. Мы перефразируем эту цитату: »Нет счастья на земле ,но, вероятно, нет его и выше».

   Скажите, ребята, а где же место такого великого гения, как А.С.Пушкин? многие черты своего ( в сердце)

ІІІ.Работа над новым материалом.

Слово учителя.

По одной из московских улиц шла дама и с нею - неповоротливый мальчик. Увалень раздражал мать - так медленно и лениво он шел.

Она потеряла терпение и, оставив мальчика, пошла вперед. Он преспокойно уселся среди улицы. Из окон смотрели на него и смеялись. И тогда он сердито сказал:

-Ну, нечего скалить зубы! -Встал и пошел.

Это был маленький Саша Пушкин.

Родился будущий великий поэт 6 июня 1799 года  в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Отец был помещиком, но к хозяйству относился холодно. Мать—внучка «арапа Петра Великого», очень была недовольна, что ее старший сын ( в семье было 3 детей, кроме Александра- сын  Левушка и дочь Ольга) унаследовал многие черты своего прадеда: смуглое лицо, черные вьющиеся волосы, толстые губы. Материнской любви

в семье мальчик не ощущал.

 

 

 

 

Пушкин Картинки по запросу фото пушкина -лицеиста http://www.kuluar.ru/IMAGES/School/School4.5.jpg

N.O.Puskina.jpg                                          Картинки по запросу Лев Сергеевич Пушкин

                       Ольга Сергеевна, сестра поэта  и Лев Сергеевич, брат   поэта                           

 

 

   Картинки по запросу Ольга Сергеевна Павлищева     C:\Users\User\Desktop\загружено.jpg

 

 

      Пушкина Надежда Осиповна, мать поэта.            Пушкин Сергей Львович, отец поэта

 

 

                                                      

 

 

                                                               

 

 

 


Яковлева Арина Родионовна                Яковлева Арина Родионовна

 Настоящую любовь Александр видел только от своей няни-Арины Родионовны. (портрет няни).

 К ней Пушкин был очень горячо привязан. Какую огромную духовную силу имела эта неграмотная женщина, которая смогла повлиять на творчество великого поэта! Какой красотой, благородством души обладала она, что смогла вызвать у потомственного дворянина глубокие родственные чувства! Настолько глубокие и сильные, что он до конца жизни называл ее мамой.

 Именно она, неграмотная крестьянка, пробудила в будущем поэте любовь и страсть к поэзии, к вымыслу. Она была первым и самым дорогим другом мальчика. Она была Музой поэта. Ей он посвящал нежные , искренние и полные сыновней любви строчки.( заранее подготовленный ученик читает стихотворение: «Няне»).

 Рассказами няни навеяны многие стихотворения А.С.Пушкина, его сказки и поэмы. С раннего детства мы с вами помним «У лукоморья дуб зеленый»       Картинки по запросу иллюстрация к руслану и людмиле(слушаем вступление к поэме «Руслан и Людмила» )

Картинки по запросу Царскосельский лицей

 

 В1811году в Царском Селе под Петербургом открывается новое учебное заведение-Лицей (иллюстрация с изображением Лицея).

 Это произошло 19 октября. Лицей размещался в 4-этажном флигеле царского дворца. На первом этаже находились квартиры инспектора, гувернеров, на2-м- столовая, больница с аптекой и конференц-зал, на3-м- классы, а на последнем, 4-м- спальни лицеистов.

 Пушкин  занимал комнату№14, а соседнюю№13- Иван Пущин, ставший для будущего поэта самым близким другом до конца жизни.

 В комнатах было все необходимое: железные кровати, комод, конторка, зеркало, стол для умывания, стул. Лицеистов в первый же день поставили в известность, что им запрещается покидать лицей до самого его окончания, даже во время каникул, только родственникам можно посещать их по праздникам.

 Учеников было не много - всего30 человек. Мальчики (девочек там не было) жили на полном «пансионе». Все они  очень быстро подружились, и в их среде существовал культ дружбы, сформировалось представление о чести и товариществе. Все лицейские друзья Пушкина - и он сам прежде всего - были увлечены делами литературы. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим . Так называемое Лицейское братство вырастало и воспитывалось. Лицеисты по существу не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми преподавателями. Именно в Лицее проявился поэтический талант Пушкина.

 В своих первых поэтических пробах он часто ориентировался на  творчество Батюшкова. Наиболее характерные мотивы стихов этого периода – воспевание «юных забав», дружбы, веселья – вполне в духе «легкой поэзии». Но почти одновременно в лицейской лирике возникают и элегические мотивы, заставляющие вспомнить о традициях  В. А.Жуковского: неразделенная любовь, грусть, мысли о ранней кончине..

 Однако очень рано Пушкин стремится определить свой собственный путь в поэзии. И в дружеском послании «Батюшкову»(1815г.) появляются знаменательные строки: «Бреду своим путем: Будь каждый при своем»

 В творческом развитии любого автора неизбежна и закономерна пора ученичества. Прошел через этот путь и А.С.Пушкин. Но как быстро он его прошел!

 В Лицее Пушкин особенно сблизился с И.И.Пущиным, А.Дельвигом, В.Кюхельбекером, П. Чаадаевым.

IV . Историческая справка ( сообщения заранее подготовленных учеников)

Картинки по запросу портрет пущина друга пушкина

 Иван Иванович Пущин(1798-1859г.г.) - - первый лицейский друг Пушкина. Он был умный, добрый, справедливый, общительный, честный и мужественный. Эти качества притягивали к нему многих. Он всюду был в центре – жизнерадостный, надежный и верный. Своего первого друга Пушкин называл Жанно, ему доверял свои первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать.

 Когда Пушкин был сослан за вольнолюбивые стихи в родовое имение Михайловское, Пущин его навестил, не испугавшись того, что друг под надзором властей.

 Для ссыльного поэта их свидание стало нечаянной радостью. Когда звон бубенцов кареты И.И.Пущина раздался во дворе опального друга, тот выскочил на крыльцо босиком, а дело было зимой, в одной рубашке. Друзья кинулись в объятия друг друга. Разговорам не было конца. Пущин привез другу комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Поэт читал ее с наслаждением, был взволнован и горд за друга. Свидание было кратким: Пущин спешил, но поэт запомнил эту встречу на всю жизнь. Позже , когда после восстания декабристов в ссылке оказался уже Пущин, Александр Сергеевич написал проникновенные  стихи , обращенные к своему первому другу. Пущин получил это послание , находясь уже в Сибири на каторге, и в воспоминаниях об этом сказал так:» Отрадно отозвался во мне голос друга.»

V. Чтение и анализ стихотворения «И.И.Пущину»

(читает заранее подготовленный ученик)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный ,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней

VI. Работа в группах

Задания для 1-ой группы: - Перечитать внимательно стихотворение, определить жанр, тему, основную мысль, рифму и композицию.

Задания для 2-ой группы: - Найти в словаре и определить значение слов высокой лексики, которые встречаются в этом стихотворении (огласить, благословить, молить, провиденье). Выписать эпитеты и определить их роль( уединенный двор, бесценный друг, лицейских дней)

VII. Презентация работы в группах.

  1. К кому обращается поэт в этом стихотворении? Как он его называет?

Подберите и запишите синонимы к синонимы к слову «бесценный»( милый, любимый)

  1. Почему Пушкин называет Пущина «мой первый друг»?
  2. В каком жанре написано стихотворение? Что такое послание? (определение записываем в тетрадь: - Послание – это поэтическое или  публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу)
  3. Отчет 1-ой группы.
  4. Отчет 2-ой группы.( Значения слов высокой лексики записываем в тетрадь)
  5.  Сколько строф в стихотворении?(2- е). В какой форме стоят глаголы в 1-ой строфе?(Повелительное наклонение). Почему? ( пожелание другу. В 1-ой стр. автор вспоминает о приезде друга в Михайловское, во 2-ой – посылает товарищу мольбу о том, чтобы его слова стали другу утешением).
  6. В чем же заключается основная мысль  этого стихотворения?( духовная поддержка друга, оказавшегося в трудном положении)
  7. Подведение итогов анализа стихотворения. Слово учителя.
  8. Вы знаете , что Пущин получил это послание, находясь уже на каторге. Оно было для него голосом родного человека, поддержкой и утешением. А Пушкин, даже умирая, вспоминал своего первого и бесценного друга.

VІІІ. Историческая справка ( продолжение)

                            Антон Антонович Дельвиг ( 1798 – 1831)

                                                              Картинки по запросу портрет дельвига

 Это был молодой человек, внешне флегматичный увалень, но наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Он отлично знал древнюю литературу, писал стихи, многие из которых , как бы потеряв автора, стали народными -  были положены на музыку, пелись в разных концах России. Дельвиг и Пушкина вывел на профессиональную литературную дорогу, тайком от друга послав его стихи в журнал.

 Дельвиг еще в юности предсказывал своему другу широчайшую известность:» Лира выдаст его громким пением.»

  В послелицейские годы Пушкин поддерживал с Дельвигом самые теплые отношения. Так же, как и Пущин, Дельвиг посетил опального поэта Михайловском. Они читали друг другу стихи, говорили о литературе.

 Ранняя смерть Дельвига (1831г.) потрясла поэта. Получив известие об этом, Пушкин писал: « Вот первая смерть, мною оплакиваемая.»

 

              Вильгельм Карлович Кюхельбекер ( 1797 – 1846г.)

                                     C:\Users\User\Desktop\загружено (2).jpg

 

 В Лицее его считали чудаком, над ним смеялись, писали эпиграммы, порой доводя его до бешенства.

 «Кюхля», как называли его друзья, был долговяз, неуклюж, с характерным профилем, украшенным длинным носом. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое : ум, одержимость литературой, доброту. Кюхельбекер был независим в своих мнениях , любил свободу и справедливость.

 Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 8 лет он провел в одиночной камере, а затем был сослан в Сибирь.

 В ссылке он следил за литературной деятельностью Пушкина. Его гениальность Кюхельбекер признал одним из первых, он писал другу:» Я не только люблю…но за твою «Полтаву» уважаю, сколько только можно уважать.»

 Кюхля был душевно близок Пушкину. Пушкин хлопотал за друга, посылал ему  в тюрьму окольными путями книги. И Кюхельбекер до самой смерти хранил к нему благородное товарищеское чувство.

 IX . Продолжение слова учителя

 Как вы заметили, чувство дружбы, вынесенное из Лицея, воодушевляло поэта всю жизнь. Как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, он оставался преданным своим друзьям. На протяжении всей своей жизни Пушкин пишет им стихотворные послания: А.Дельвиг (1817г.) , Чаадаеву(1818г.), Кюхельбекеру (1825г.), «Друзьям»(1822г.), Пущину(1817г.)

 И уже в первых стихотворениях , посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, которое было воспитано в Лицее. Именно Царскосельский лицей стал для поэта колыбелью и его творчества, и его взглядов и крепкой и верной дружбы, связавшими выпускников священными узами на всю жизнь.

 В ранних стихотворениях Пушкин призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение «Пирующие студенты».

Х.Чтение и анализ стихотворения.

1.Когда написано стихотворение? ( 1814г., во время учебы в Лицее)

2.Что объединяет всех лицеистов? (крепкая дружба)

3.Найдите строчки, где поэт подшучивает над другом.

4. К кому он обращается? (к Дельвигу).Прочитайте эти строчки.

 

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

5.Каким чувством они проникнуты?(Добрый юмор, дружелюбие)

Чувство дружбы лицеисты сохранили на всю жизнь,поэтому день открытия этого учебного заведения Пушкин и его друзья праздновали как большой

 праздник. Последним стихотворением, посвященным этому событию, поэт написал в 1825 году.

 XІ. Чтение и анализ стихотворения «19 октября 1825г.»

     1.Когда было написано стихотворение?( во время ссылки в Михайловское, через 8 лет после окончания Лицея, в период разлуки , в период одиночества)

     2. Как оно начинается? (картина осени, природы)

     3. Каким чувством проникнуто? (грусть)

     4.Почему грустит лирический герой? (он не может быть с друзьями, вынужден отмечать годовщину Лицея в одиночестве)

     5.О каких друзьях с грустью вспоминает он в этот день? ( о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине)

    6.Как меняется тональность? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Эти воспоминания наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить)

     Друзья, прекрасен наш союз!

     Он, как душа, неразделим и вечен.

      Неколебим, свободен и беспечен,

     Срастался он под сенью дружных муз.

 Автор верит, что пройдет год и следующий праздник он обязательно отметит в кругу друзей, верных товарищей.

 Но надеждам поэта не суждено было сбыться.19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие отправлены в Сибирь , в ссылку. Но Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Обращаясь к друзьям –декабристам, находящимся на каторге, он пишет»Послание в Сибирь» :

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье –

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье,

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора,

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 Почему в этом стихотворении много глаголов будущего времени? (Поэт верит в светлое будущее и эту веру хочет передать своим друзьям)

 Дружба – это сила, побеждающая отчаяние. Пушкин получает ответ на послание, написанный ссыльным поэтом-декабристом А.И.Одоевским.

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И – лишь оковы обрели.

Но будь спокоен ,бард: цепями, своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет;

Из искры разгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы,

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы

Заключительное слово учителя.

 Шесть лет, которые провел Пушкин в Лицее, имели для него большое значение.

 Здесь он осознал свое поэтическое призвание, здесь к нему пришла первая известность. Подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, влияние вольнолюбивых настроений, которые чем дальше, тем больше ощущались в русском обществе, участие в литературной жизни эпохи – все это способствовало формированию и укреплению таланта юного Пушкина. В Лицее юный поэт написал около 130 дошедших до нас произведений. И  тема лицейской дружбы навсегда стала основной в них.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

 

 ХІІ. Рефлексия.  Подведение итогов урока.

  1. Теперь вы , я думаю, сможете сказать, почему наши столы имеют условные названия.( лето- поэт родился 6 июня 1799 года, осень – 19 октября 1811 года был открыт Лицей, зима – 29 декабря(по старому стилю)) 1837 года Пушкин погиб на дуэли.)
  2. Что и как повлияло на формирование личности и взглядов Пушкина в лицейские годы?
  3. Какая тема стала одной из основных в творчестве поэта и почему?
  4. В каком жанре он обращался к своим друзьям?
  5. Что больше всего поражает вас в лицейской лирике  Пушкина?( теплота, искренность, оптимизм, верность дружбе).
  6. А теперь прошу вас еще раз обратиться ко 2-му эпиграфу к уроку и  ответить, на какую черту раннего творчества поэта обратил внимание наш современник? Разделяете ли вы это мнение?

ХІІІ.Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение Пушкина лицейского периода. Проанализировать его.

Написать( по желанию) сочинение «Дружба в моей жизни»

Назвать пушкинские места в Одессе.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
7 грудня 2019
Переглядів
536
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку