Конспект урока русского языка в 5 классе
Учитель Ковальчук М.Н.
Тема урока. Слова-синонимы. Слова-антонимы.
Цель урока:
формировать предметные компетентности:
ознакомить учащихся с группами слов по значению (синонимами, антонимами);
развивать умение различать слова близкие и противоположные по значению, подбирать пары слов, подобных/противоположных по значению, подбирать синонимы, антонимы, обеспечивать с их помощью уместность, правильность, выразительность речи.
формировать ключевые компетентности:
Ожидаемые результаты:
ученики различают слова, близкие и противоположные по значению; подбирают слова, подобные/противоположные по значению; объясняют значение слов.
Тип урока: урок изучения нового материала и формирование на его основе умений и навыков.
Межпредметные связи: украинский язык.
Оборудование: презентация PowerPoint.
Вся в цвету вспоминалась калина,
Что под вечер ждала соловья…
Украина моя, Украина,
Мать родная моя!
М. Исаковский
Основное содержание урока
І. Организационный этап.
1. Эмоциональный настрой на урок: «Поймай моё настроение».
2. Запись даты урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Задание:
На экране появляются картинки. Нужно отгадать слово-название картинки, записать его, объяснить правописание.
Что объединяет эти слова? (тема – зима).
Учитель задаёт вопросы, ученики кратко отвечают:
Распредели словосочетания с прямым и переносным значением.
Назови картинку, используя собственное название.
1/ https://learningapps.org/display?v=pqchpbypn21
1
проспект Космонавтов
2 https://learningapps.org/display?v=pfg3f1sr521
2 фонтан Рошен
3. https://learningapps.org/display?v=pzmoe6kd321
3. река Южный Буг
ІІІ. Работа над темой урока.
Сл. 5 – изображение флага Украины.
Песня в исполнении Квитки Цисык.
Чем славится украинский народ? (песней).
Подберите синонимы к слову «петь». (напевать, заливаться, затягивать песню, подпевать).
закройте глаза - откройте (2раза),
посмотрите вверх - вниз (3раза),
далеко - близко (3 раза).,
налево - направо (3 раза).
Аня - Ну и жарко!
Ваня - Да ты что? Холодно!
Аня - Да я покраснела от жары!
Ваня - А я побледнел от холода!
Аня - Ты, что такой кислый?
Ваня - А ты что сладкая?
Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?
Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.
IV. Закрепление полученных знаний.
Запишите в 1-й столбик слова, указывающие на то, каким должны быть люди, а во 2-й – какими не должны. Найдите и соедините чертой антонимы.
Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.
Добрый |
Лживый |
Прилежный |
Злой |
Правдивый |
Жестокий |
Гуманный |
Грубый |
Вежливый |
Ленивый |
Услышав пары синонимов, поднимаются девочки.
Услышав пары антонимов, поднимаются мальчики.
Дом – изба, дремать – спать, работать – отдыхать, здоровье – болезнь, талантливый – способный, сидеть – бежать,
Сам погибай, а товарища выручай. Старый друг лучше новых двух.
Терпенье и труд всё перетрут. Работа да руки – надёжные в людях поруки.
Легко сказать, да тяжело сделать. Лишнее говорить – себе вредить.
Храбрый вперёд рвётся, а трус к земле жмётся. Смелый воюет, а трус горюет.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. (лень – труд, болеет, здоровеет)
Ученье – свет, неученье – тьма. (ученье – неученье, свет – тьма)
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. (ранняя – поздняя)
Кто много обещает, тот мало даёт. (много – мало)
Верёвка хороша длинная, а речь короткая. (длинная – короткая)
Петь хорошо вместе, а говорить порознь. (вместе – порознь)
Упражнение 393 (подбор антонимов к многозначным словам)
V. Домашнее задание.
Выучить правила (стр. 117).
Выполнить письменно упражнение 392.
VI. Рефлексия.
Я дарю вам всем моё настроение на конец урока.
Подарите и вы мне ваше настроение.
Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай …(конец).
Спасибо всем за урок!