Урок російської мови у 5 класі на тему: "Синоніми. Антоніми"

Про матеріал
Ознакомить учащихся с группами слов по значению (синонимами, антонимами); развивать умение различать слова близкие и противоположные по значению, подбирать пары слов, подобных/противоположных по значению, подбирать синонимы, антонимы, обеспечивать с их помощью уместность, правильность, выразительность речи. Учебник: Полякова Т.М. Русский язык (1-й год обуч.) 5-й кл.: учеб. для заведений общ. сред. образования с обуч. на укр. яз. – 2-е изд., дораб. – К.: Генеза, 2018.
Перегляд файлу

Конспект урока русского языка в 5 классе

Учитель Ковальчук М.Н.

Тема урока. Слова-синонимы. Слова-антонимы.

Цель урока:

формировать предметные компетентности:

ознакомить учащихся с группами слов по значению (синонимами, антонимами);

развивать умение различать слова близкие и противоположные по значению, подбирать пары слов, подобных/противоположных по значению, подбирать синонимы, антонимы, обеспечивать с их помощью уместность, правильность, выразительность речи.

формировать ключевые компетентности:

  • коммуникативная – эффективное использование всех видов речевой деятельности в разных сферах и ситуациях общения;
  • общение на иностранном (русском) языке – чтение и понимание текстов на русском языке, понимание значения природы для духовного развития человека (СЛ-1), обсуждение проблем современного общества (СЛ-2);
  • информационно-цифровая – использование разных цифровых технологий для получения информации;
  • умение учиться на протяжении всей жизни – использование справочной литературы (словарей);
  • осведомлённость и способность самовыражения в сфере культуры – умение придерживаться норм языкового этикета.

Ожидаемые результаты:

ученики различают слова, близкие и противоположные по значению; подбирают слова, подобные/противоположные по значению; объясняют значение слов.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирование на его основе умений и навыков.

Межпредметные связи: украинский язык.

Оборудование: презентация PowerPoint.

Вся в цвету вспоминалась калина,

Что под вечер ждала соловья…

Украина моя, Украина,

Мать родная моя!

М. Исаковский
 

Основное содержание урока

 

І. Организационный этап.

1. Эмоциональный настрой на урок: «Поймай моё настроение».

2. Запись даты урока.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Зрительный диктант.

Задание:

На экране появляются картинки. Нужно отгадать слово-название картинки, записать его, объяснить правописание.

Что объединяет эти слова? (тема – зима).

  1. Дешифратор: расшифровать слово «6311285» (лексика).
  2. Терминологический кросс.

Учитель задаёт вопросы, ученики кратко отвечают:

  • Что такое «лексика»? (все слова языка)
  • Какой раздел науки о языке изучает лексику, словарный запас языка? (лексикология)
  • Что именно изучает лексикология в слове? (лексическое значение слова)
  • Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?
  • Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?
  • Как называется основное лексическое значение слова, которое называет основной предмет, признак, действие? (прямое)
  • Как называется значение слова, которое возникает в результате переноса названия от одного предмета, признака, действия на другой, похожий предмет, признак, действие? (переносное)
  1. Упражнение на LearningApps

Распредели словосочетания с прямым и переносным значением.

Назови картинку, используя собственное название.

1/ https://learningapps.org/display?v=pqchpbypn21

 

1https://learningapps.org/qrcode.php?id=pqchpbypn21

проспект Космонавтов

2 https://learningapps.org/display?v=pfg3f1sr521

2 фонтан Рошен

3. https://learningapps.org/display?v=pzmoe6kd321

3. река Южный Буг

 

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Работа с эпиграфом.
  • О чём идёт речь в эпиграфе?
  • А что для вас обозначает слово «Украина»? (Родина, Отчизна, Отечество, родная земля, родная страна, государство).
  • Только-что вы многими словами назвали одно понятие «Украина». Как называются такие слова в украинском языке? (синонимы).
  • Вспомните, что такое синонимы. (слова, близкие или одинаковые по значению).
  1. Работа с презентацией.

Сл. 5 – изображение флага Украины.

  • Назовите, что вы видите на картинке. (флаг, знамя, стяг, символ)
  • Как ещё можно назвать маму? (мать, мамочка, мамулечка, маменька, матушка).
  • Подберите синонимы к слову «синий» (мальчики). (голубой, лазурный, васильковый, небесный, незабудковый)
  • Подберите синонимы к слову «жёлтый» (девочки). (золотой, лимонный, песочный, янтарный, медовый, соломенный, пшеничный)
  • С чем у вас ассоциируются эти цвета? (с флагом Украины)
  1. Музыкальная пауза.

Песня в исполнении Квитки Цисык.

Чем славится украинский народ? (песней).

Подберите синонимы к слову «петь». (напевать, заливаться, затягивать песню, подпевать).

  1. Зарядка для глаз:

закройте глаза - откройте (2раза),

посмотрите вверх - вниз (3раза),

далеко - близко (3 раза).,

налево - направо (3 раза).

  1. Диалог.

Аня - Ну и жарко!

Ваня  - Да ты что? Холодно!

Аня -  Да я  покраснела от жары!

Ваня - А я побледнел от холода!

Аня - Ты, что такой кислый?

Ваня - А ты что сладкая?

Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

  • А как вы думаете, что это за пары слов получились у ребят? (антонимы)
  • Какие слова называются антонимами?
  • Когда ещё во время урока вы слышали антонимы?
  1. Работа с учебником (стр. 117).

IV. Закрепление полученных знаний.

  1. Распределительное списывание.

Запишите в 1-й столбик слова, указывающие на то, каким должны быть люди, а во 2-й – какими не должны. Найдите и соедините чертой антонимы.

Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.

Добрый

Лживый

Прилежный

Злой

Правдивый

Жестокий

Гуманный

Грубый

Вежливый

Ленивый

  1. Физкультминутка.

Услышав пары синонимов, поднимаются девочки.

Услышав пары антонимов, поднимаются мальчики.

Дом – изба, дремать – спать, работать – отдыхать, здоровье – болезнь, талантливый – способный, сидеть – бежать,

  1. Выборочный диктант.
  1. «Поймать» синонимы, записать в тетради парами.

Сам погибай, а товарища выручай. Старый друг лучше новых двух.

Терпенье и труд всё перетрут. Работа да руки – надёжные в людях поруки.

Легко сказать, да тяжело сделать. Лишнее говорить – себе вредить.

Храбрый вперёд рвётся, а трус к земле жмётся. Смелый воюет, а трус горюет.

  1. «Поймать» антонимы, записать в тетради парами.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. (лень – труд, болеет, здоровеет)

Ученье – свет, неученье – тьма. (ученье – неученье, свет – тьма)

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. (ранняя – поздняя)

Кто много обещает, тот мало даёт. (много – мало)

Верёвка хороша длинная, а речь короткая. (длинная – короткая)

Петь хорошо вместе, а говорить порознь. (вместе – порознь)

  1. Работа с учебником.

Упражнение 393 (подбор антонимов к многозначным словам)

  1. Подбор ключевых слов по теме урока. (синонимы, антонимы, синонимический ряд, текстуальные синонимы).
  2. Оценивание.

 

V. Домашнее задание.

Выучить правила (стр. 117).

Выполнить письменно упражнение 392.

 

VI. Рефлексия.

  1. Вспомните, с каким настроением мы начинали урок.

Я дарю вам всем моё настроение на конец урока.

Подарите и вы мне ваше настроение.

Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед 
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай …(конец).

 

Спасибо всем за урок!

Середня оцінка розробки
Структурованість
1.0
Оригінальність викладу
1.0
Відповідність темі
1.0
Загальна:
1.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Кісельов Олексій
    Загальна:
    1.0
    Структурованість
    1.0
    Оригінальність викладу
    1.0
    Відповідність темі
    1.0
doc
Додано
9 березня 2021
Переглядів
1089
Оцінка розробки
1.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку