Тема урока «Почему бывает день и ночь»
Цель: ознакомить учащихся с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи; помочь выяснить последовательность событий в течение суток; актуализировать знания о явлениях природы; развивать умение анализировать и находить пути решения рассматриваемой проблеме; учить детей работать в группах; прививать интерес к познанию мира.
Ход урока
І. Организационный момент.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет».
А) (Учащиеся под номерами 1-3 – подчёркивают красным карандашом явления которые происходят днём. Учащиеся под номерами 2-4 – подчёркивают синим карандашом явления которые происходят ночью).
Жара, звёзды, полёт летучих мышей, снегопад, пение птиц, луна на небе, комары, гроза, охота сов, туман, солнце высоко над землёй, прохлада.
Б) Работа по картинке. « Что неправильно нарисовал художник?». Обсуждение в группах. .(з.№2)
3. Работа по картинке. (слайд 6)
- Какое время суток на ней изображено?
- Чем заняты папа с сыном?
- Прочитайте реплику девочки?
(работа по технологической карте з.№3)Обсуждение в группах.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем почему бывает день и ночь и что такое сутки.
ІV. Изучение нового материала.
- Что мы никогда не увидим ночью?
- Что представляет собой солнце?
- Что представляет собой Земля?
- Как называется эта игрушка? (волчок)
- Что общего между волчком и Землёй?
- Что это за предмет? (глобус)
- Как вы думаете, что больше Земля или Солнце?
(работа по технологической карте з.№4)
V. Физкультминутка. «Жгучее солнце»
VІ.Знакомство с прибором «Теллурий»
- Вы сегодня должны раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор?
- Я хочу выслушать ваши мнения.
- Что происходит когда Земля вращается вокруг совей оси?
- Кто может показать где на глобусе находится Украина?(отмечаю флажком)
VІІ. Работа по учебнику . «Вопрос к тексту».
VІІІ. Работа над пословицей.
ІX. Закрепление.
Деловая игра «Точка зрения»
Участники:
оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. До игры:
- Что лучше день или ночь?
Во время игры:
1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?
X. Итог урока. «Главная роль»
Роль «психолог». Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе учителю.
Роль «адвокат». Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные вопросы об оценка по письменным работам и пытается разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке.
Роль «подводящий итог». Ученик, которому досталась роль подводящего итог, скажет, какая мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.
XІ. Домашнее задание.
XІІ. Рефлексия.
- У вас на столах лежат 3 солнышка: радостное, серьёзное и грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению. Покажите мне. Молодцы! У меня тоже отличное настроение. Огромное спасибо вам за работу.
Технологическая карта ученика по теме «Почему бывает день и ночь»
Жара, звёзды, полёт летучих мышей, снегопад, пение птиц, луна на небе, комары, гроза, охота сов, туман, солнце высоко над землёй, прохлада.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай. (приложение 2). Сделай вывод, напиши ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 . Прочитай рассказ «Страшный сон». Представь, как изменился бы наш мир, если вращение Земли прекратилось? (приложение 3) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 вопрос____________________________________________________ Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 вопрос__________________________________________________________________ Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ночь, прочь, да , сутки, день. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждое правильно выполненное задание 1-2 поставь себе 1 балл
За каждое правильно выполненное задание 3-7 - поставь себе 2 балла
Оцени свою работу |
Приложение1
Приложение2
Наши предки не могли знать большое солнце или маленькое. Оказывается, если нарисовать Солнце размером с крупный апельсин, то Земля окажется размером с маковое зёрнышко.
И масса Солнца тоже огромна. Для того, чтобы уравновесить воображаемые весы, на одну чашу надо положить Солнце, а на другую чашу весов 330 тысяч таких планет, как Земля.
Приложение 3