Розробки до уроків "Блок-схеми на узагальнюючих уроках з природознавства. 1-2 класи."

Про матеріал

Посібник містить практичні матеріали у вигляді блок-схем для проведення уроків природознавства в 1-2 класах. Їх використання сприятиме творчому підходу вчителя щодо пошуку сучасних форм навчання в шкільному освітньому середовищі молодших школярів, створенню ситуації успіху, формуванню навичок оволодіння навчальним матеріалом з предмета, уміння індивідуально працювати з науковим матеріалом.

Робота рекомендована для широкого загалу вчителів початкових класів.

Перегляд файлу

ЛоготипДЕПАРТАМЕНТ  ОСВІТИ   МАРІУПОЛЬСЬКОЇ МІСЬКОЇ  РАДИ

МІСЬКИЙ  НАУКОВО – МЕТОДИЧНИЙ  ЦЕНТР

   

 

kursy-povysheniya-it_kompetentsii

Комунальний заклад

«Маріупольський навчально - виховний комплекс «Ліцей-школа №14» Маріупольської міської ради Донецької обл.»

 

Митрович Раїса Володимирівна

 

«Блок-схеми на узагальнюючих уроках з природознавства. 1-2 класи»

МАРІУПОЛЬ2018  

 

    Укладач : Митрович Раїса Володимирівна, учитель початкових класів,      «учитель – методист».

 

 

 

 

Анотація: 

        Сучасні вимоги Нової української школи ставлять перед учителями задачі не тільки  викладати учням  матеріал, а  й   навчати  практично застосовувати  його  у повсякденному  житті.  Все більшого значення набувають комунікативні вміння, здатність до моделювання життєвих ситуацій, залучення до творчої діяльності.

Посібник містить практичні матеріали у вигляді блок-схем для проведення уроків природознавства в 1-2 класах. Їх використання сприятиме творчому підходу вчителя щодо пошуку сучасних форм навчання в шкільному освітньому середовищі молодших школярів,  створенню ситуації успіху, формуванню навичок оволодіння навчальним матеріалом з предмета, уміння індивідуально працювати з науковим матеріалом.

           Робота рекомендована для широкого загалу вчителів початкових класів.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Сегодня особые трудности в начальной школе вызывают уроки природоведения, потому хочу предложить свое видение проведения этих уроков, как увеличить интерес каждого ребенка к изучению данного предмета. Прежде всего вижу это в изменении подхода к преподаванию материала и вовлечении в процесс изучения природоведения каждого ученика.

В свое время Дмитрий Менделеев предупреждал: “Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего”.  Вот почему, чем богаче знаниями человек, тем острее ставится вопрос его нравственных ценностей, его уровня воспитанности. Потому новое время выдвигает новые требования к профессии учителя. Это специальность, которая обслуживает потребности современного человека, т.е. ученика.

Всё связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в приобретении знаний, своего стиля деятельности.

На практике мы видим, что какой бы самостоятельностью не обладал ученик, возникают ситуации, в которых он нуждается в сопровождении со стороны учителя. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

 Сопровождение может трактоваться как помощь ученику в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, которую обучаемый несет сам. Для осуществления права свободного выбора необходимо научить ученика выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Именно педагог призван создавать избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает обучаемого, т.е. ученика в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.

 Вот тут-то и возникла необходимость появления новой профессии в образовании – тьютор (англ. tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной работой обучаемых. Мне кажется, что профессия учителя предполагает занять важное место в сопровождении личности ученика в учебно-воспитательном процессе. В настоящий момент услуги учителя достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда в новую украинскую школу (НУШ) нуждается в учителе, как новом специалисте, который поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Роль педагога предполагает выявление и «продвижение» интереса ученика, т.е. сопровождаемого. Учитывая все это, можно сказать, что процесс обучения — особый тип педагогической деятельности — сопровождение процесса индивидуализации учащегося в ситуации открытого образования. И тогда целью деятельности педагога является создание социально-педагогических условий для самосовершенствования и становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы, создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего познавательного интереса и построения индивидуального пути получения знаний.

При этом основными принципами, которыми следует руководствоваться в своей деятельности, являются принципы открытого образования:

  •       открытость;
  •       вариативность;
  •       гибкость;
  •       непрерывность;
  •       индивидуальный подход;
  •       индивидуализация

Основными функциями учителя являются:

  •                  диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
  •                  выявление познавательных интересов учащихся;
  •                  оказание помощи в определении обучающимися собственного индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной траектории;
  •                  создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
  •                  вовлечение обучающегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания;
  •      фиксация движения обучающегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций;
  •                  удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля;
  •                  осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося, внесение, при необходимости, корректив;
  •                  установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля;
  •                 расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет.

      Наиболее соответствующими содержанию педагогического сопровождения являются личностно-ориентированные педагогические технологии: технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения, технологии проблемного обучения, технология погружения. На современном этапе развития образования придаются различные значения действиям учителя, отражающие консультационные, организационные, методические функции преподавателя, наставника учащихся в общеобразовательных учреждениях. У современного ученика значительно возрастает потребность в самообразовании, самореализации. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества. Учитель-предметник отвечает за предметное обучение, а вот учитель начальных классов обеспечивает усвоение и освоение учащимися основ многих наук, которые он преподает. Содержание образования, которое должен освоить учащийся определяется государственным образова­тельным стандартом и учебной программой. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обу­чающихся учитель начальных классов может и должен выйти за рамки программы, обеспечив тем самым возможность каждому обучающемуся мыслить широко, нестандартно и самостоятельно.

         Из выше сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные педагоги, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих учащихся, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов каждого ученика в отдельности и всего коллектива класса в целом.

          Уроки природоведения – это тот предмет, на котором в полной мере могут раскрываться способности каждого ученика. Однако, если речь идёт о сопровождении учебной деятельности одарённого учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым учеником, учитывая индивидуальные способности и слабоуспевающих. Помогая учащемуся преодолевать все страхи перед изучаемым предметом, оказывая профессиональную предметную помощь, учитель должен помогать обрести таким детям уверенность в себе, в своих силах и знаниях. А очутившись в комфортной психологической атмосфере, справившись с собой и преодолев себя, ученик способен добиться многого.

         Помочь на уроках решению индивидуальных задач, направленных на осознанное формирование или коррекцию индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности – вот одна из главных задач, которую необходимо решать каждому педагогу.    

         Вот тут активизация познавательной деятельности учащихся должна стоять на первом месте. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к предмету, интеллектуальная пассивность, обусловленная трудностью в усвоении природоведческого материала, неумении выделить главное и отсеять лишнее.

          Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача на этой стадии заключается в том, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания. Какие еще средства можно для этого использовать?

Это блок-схемы и их составление. Такой вид деятельности обеспечивает школьникам умение учиться, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или обобщение знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют выделить главное, характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышлением и воображением. Использование на обобщающих уроках блок-схем, позволяет вовлечь в повторение изученного материала даже самого слабого ученика.  Я даю на уроках природоведения определенные умения, навыки, а главное – знания, которые выходят далеко за рамки школьной программы.

Первый класс, тема «Мир, в котором ты живешь». (См. приложение 1)

Пришло время обобщить знания, полученные при изучении темы, подвести итоги. На уроке обобщения знаний каждый ученик получает блок – схему с незаполненными фигурами и комплект таких же фигур, но уже заполненных. Я ставлю   вопросы классу, а дети дают ответы и находят соответствующую карточку у себя на парте. После этого фигурку-ответ приклеивают в схему, находя ей место в последовательности запоминания материала.

 

  1. Как называется первое путешествие? (Мир, в котором ты живёшь)
  2. Как называется всё, что находится вокруг тебя? (Окружающий мир)
  3. Из чего он состоит? (Из природы и предметов, созданных руками человека)
  4. Какой бывает природа? (Живая и неживая)
  5. Как можно назвать все предметы неживой природы? (Объектами или телами)
  6. Выберите картинки объектов неживой природы. (Луна. звёзды, Земля, камни, Солнце).
  7. Как называют все живые существа? (Организмы)
  8. Из чего состоит живая природа? (Животные, растения, человек)
  9. На какие группы делятся растения? (Деревья, кусты, травянистые растения)
  10. На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)

 

i (2).jpg            i.jpg           1-0375x.jpg     i (1).jpg

 

5834ab6dd03661588dbda51d.png   Вот такие картинки приклеивают в раздел «Объекты. Тела».

                     ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Первый класс, тема «Мир неживой природы» 

  1. Назовите объекты неживой природы. (Солнце, воздух, вода, горные породы, почва).
  2. Что такое Солнце? (Солнце – звезда, раскалённый шар).
  3.  Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? (Солнце излучает свет и тепло).
  4. Какое значение имеет воздух? (Воздух необходим для дыхания).
  5. Назовите свойства воздуха. (Прозрачный, бесцветный, без запаха и вкуса).
  6. Какое значение имеет вода? (Вода дороже золота. Береги воду.).
  7. Назовите три состояния воды. (Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии).
  8. Что такое горные породы? (Из горных пород состоит земля).
  9. Назовите виды горных пород. (Гранит, мрамор, глина, песок, галька).
  10. Дайте определение, что такое почва? (Почва – верхний рыхлый слой Земли).
  11. Что почва даёт растениям? (Питательные вещества, тепло, воздух, воду).
  12. Вспомните народные высказывания. (Без воды и супа не сваришь. Перегной даёт урожай горой. На чёрной земле белый хлеб родится. Без хозяина земля – круглая сирота.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый класс, тема «Мир живой природы»

  1. Как называется путешествие, которое мы закончили? (Мир живой природы).
  2. Что относится к живой природе? (Растения, животные).
  3. В какие группы можно объединить все растения? (Дикорастущие и культурные).
  4. Как растения делятся по своему строению? (Деревья, кусты, травянистые растения).
  5. На какие группы делятся деревья? (Хвойные и лиственные).
  6. На какие группы делятся животные? (Звери, насекомые, рыбы. птицы).
  7. На какие группы делятся звери? (Дикие и домашние).
  8. Чем отличаются насекомые от других животных? (Все насекомые имеют шесть конечностей).
  9. А какая отличительная черта рыб? (Тело рыб покрыто чешуёй).
  10. Кто такие птицы? (Тело птиц покрыто перьями, вместо передних конечностей крылья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый класс, тема «Родной край»

  1. Какую тему мы закончили изучать? (Родной край).
  2. Что такое родной край? (Родной край – это та часть Украины, где мы родились и живем).
  3. Как называется твой родной край? (Донбасс).
  4. Как выглядит поверхность Земли в твоём крае? (Равнины, степи).
  5. Какие водоёмы дают воду твоему краю? (Река Северский Донец).
  6. Какая она? (Средняя).
  7. Какое в ней течение? (Медленное).
  8. Глубокая она или мелкая? (Мелкая).
  9. Какие бывают виды рек? (Равнинные, горные).
  10. Какие растения украшают твой родной край? (Лекарственные, дикорастущие, культурные).
  11. Распределите картинки по группам.

Картинки по запросу картинка куст шиповника     Картинки по запросу картинка ромашки    Картинки по запросу картинка липы      Картинки по запросу картинка дуб

 

 

                                Картинки по запросу картинка розы                    Картинки по запросу картинка астры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Работа, построенная таким образом, создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, помогает выстроить ребенку в своей памяти определенную последовательность приобретенных знаний по теме. При этом можно прогнозировать следующие результаты:

  • Решение задач, направленных на осознанное формирование индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности.
  • Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и появление новых творческих инициатив.
  •  Умение применить знания в конкурсах, олимпиадах и т.п.
  • Развитие у учащихся   навыков самостоятельной образовательной деятельности.
  • Делать самостоятельный выбор в запоминании материала, умение систематизировать, полученный материал.
  • Как следствие, самим составлять подобные блок-схемы.

 

 

 

Второй класс, тема «Природа и погода: готовимся к путешествиям временами года». (См. приложение 2)

 

  1. Как называется тема, которую мы изучили? (Природа и погода).
  2. Какие явления природы повторяются каждые сутки? (Смена дня и ночи).
  3. Какие явления природы повторяются каждый год? (Смена времен года).
  4. Почему это происходит? (Потому что Земля вращается).
  5. Почему бывает день и ночь? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси).
  6. А почему происходит смена времен года? (Потому что Земля вращается вокруг Солнца).
  7. За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси? (За сутки).
  8. За какое время Земля совершает один оборот вокруг Солнца? (За год).
  9. Сколько длятся сутки? (24 часа).
  10. Сколько длится год? (12 месяцев).
  11. На какие части делятся сутки? (Утро, день, вечер, ночь).
  12. Сколько времен года? Назови их. (Зима, весна. лето. осень).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 

 

                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй класс, тема «Природа осенью».

  1. Как называется путь, который проходит природа от лета к зиме? (Осень)
  2. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
  3. О чем рассказывают украинские названия месяцев? (Вересень, жовтень, листопад).
  4. На какие периоды делится осень? (Ранняя , золотая, предзимье).
  5. Какие изменения происходят в неживой природе? (Дни становятся короче, а ночи длиннее; всё меньше тепла и света).
  6. Вспомните и запишите мудрые народные высказывания об осенних месяцах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

Второй класс, тема «Природа зимой».

  1. Какое путешествие мы закончили? (Природа зимой).
  2. Что такое зима? (Зима – путь природы от осени к весне).
  3. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
  4. А как они называются на украинском языке? (Грудень, сичень, лютий).
  5. Какое народное название первого месяца? (Мостовик).
  6. Почему второй месяц называют сичень? (Отсекает половину зимы).
  7. Объясните название третьего месяца. (лютует морозами).
  8. Вспомните народные высказывания о зимних месяцах. (Декабрь-шапка зимы. Январь – крыша зимы. В феврале два друга-мороз и вьюга.).
  9. Вспомните признаки зимы. (Снежный покров; снижение температуры; гололёд, метели; 22 декабря-солнцеворот.).
  10. Кто готовится к зиме? (Растения приспособились к зиме. Жизнь животных меняется зимой.).
  11. Как растения приспособились к зиме? (Перешли в состояние покоя. Кора потолстела. У травянистых растений отмирает наземная часть.)
  12. Как животные подготовились к зиме? (Мех становится гуще, светлее.).
  13. Кто из зверей впадает в спячку? (Впадают в спячку ежи, барсуки, медведи.)
  14.  Кто ведёт активный образ жизни? (Ведут активный образ жизни кабаны, лисы, волки, косули.).
  15. На какие группы делятся птицы? (Оседлые, перелетные, зимующие).
  16. Напишите, как люди заботятся о животных зимой. (Надо делать во льду проруби, чтобы рыбам было, чем дышать. Повесить кормушки и подкармливать птиц зимой.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй класс, тема «Природа весной»

  1. Что такое весна? (Весна –это путь, который природа проходит от зимы к лету).
  2. Назови весенние месяцы. (Март, апрель, май).
  3. Как их название звучит на украинском языке? (Березень, квитень, травень).
  4. Почему весенние месяцы получили такое название? (Березень – сокодвижение берёзы, квитень – растения квитуют, травень – зелёное разнотравье.).
  5. Вспомните народные высказывания о каждом месяце. (Март берёзовым веником зиму выметает. Апрель – переплетень, переплетает немного зимы, немного лета. Май лес убирает, лето в гости зазывает.).
  6. Сколько периодов у весны? (Три: ранняя, настоящая, расцвет).
  7. Что обозначает каждый период? (Весна света, весна воды, весна зелени).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс, тема «Природа летом»

  1. Что такое лето? (Лето – это путь, который природа проходит от весны к лету).
  2. Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).
  3. Вспомните их название на украинском языке. (Червень, липень, серпень).
  4. Объясните значение их названий. (Червень – появление гусени – в древности черви. Липень – собирают мёд – «липец». Серпень – сбор зерновых, косил раньше серпом.).
  5. Давайте вспомним приметы лета. (22 июня – солнцеворот, самый длинный день и самая короткая ночь. Гроза – летнее явление.).
  6. Мудрые народные высказывания о летних месяцах. (Когда ячмень выбрасывает колос, соловей теряет голос. В июле солнце повернуло на зиму, а лето на жару. Августовский день зимней неделей не заменишь.).
  7. Как меняется жизнь растений летом? (Ромашка – нивяник, начало лета; цветение липы; на поверхности водоёмов цветёт ряска; леса оделись в пышный убор.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировав данные виды деятельности на уроках природоведения, я пришла к выводу, что для младших школьников они приемлемы, отвечают запросам, интересам детей с учетом психологических способностей, с учетом общеобразовательной программы школы, а это немаловажно.  Такие уроки носят ярко выраженный деятельный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения, устанавливают причинно-следственные связи в природе, строят логические цепи рассуждений. Развивается устная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
12 квітня 2018
Переглядів
984
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку