Посібник містить практичні матеріали у вигляді блок-схем для проведення уроків природознавства в 1-2 класах. Їх використання сприятиме творчому підходу вчителя щодо пошуку сучасних форм навчання в шкільному освітньому середовищі молодших школярів, створенню ситуації успіху, формуванню навичок оволодіння навчальним матеріалом з предмета, уміння індивідуально працювати з науковим матеріалом.
Робота рекомендована для широкого загалу вчителів початкових класів.
ДЕПАРТАМЕНТ ОСВІТИ МАРІУПОЛЬСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ
МІСЬКИЙ НАУКОВО – МЕТОДИЧНИЙ ЦЕНТР
Комунальний заклад
«Маріупольський навчально - виховний комплекс «Ліцей-школа №14» Маріупольської міської ради Донецької обл.»
Митрович Раїса Володимирівна
«Блок-схеми на узагальнюючих уроках з природознавства. 1-2 класи»
МАРІУПОЛЬ2018
Укладач : Митрович Раїса Володимирівна, учитель початкових класів, «учитель – методист».
Анотація:
Сучасні вимоги Нової української школи ставлять перед учителями задачі не тільки викладати учням матеріал, а й навчати практично застосовувати його у повсякденному житті. Все більшого значення набувають комунікативні вміння, здатність до моделювання життєвих ситуацій, залучення до творчої діяльності.
Посібник містить практичні матеріали у вигляді блок-схем для проведення уроків природознавства в 1-2 класах. Їх використання сприятиме творчому підходу вчителя щодо пошуку сучасних форм навчання в шкільному освітньому середовищі молодших школярів, створенню ситуації успіху, формуванню навичок оволодіння навчальним матеріалом з предмета, уміння індивідуально працювати з науковим матеріалом.
Робота рекомендована для широкого загалу вчителів початкових класів.
Сегодня особые трудности в начальной школе вызывают уроки природоведения, потому хочу предложить свое видение проведения этих уроков, как увеличить интерес каждого ребенка к изучению данного предмета. Прежде всего вижу это в изменении подхода к преподаванию материала и вовлечении в процесс изучения природоведения каждого ученика.
В свое время Дмитрий Менделеев предупреждал: “Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего”. Вот почему, чем богаче знаниями человек, тем острее ставится вопрос его нравственных ценностей, его уровня воспитанности. Потому новое время выдвигает новые требования к профессии учителя. Это специальность, которая обслуживает потребности современного человека, т.е. ученика.
Всё связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в приобретении знаний, своего стиля деятельности.
На практике мы видим, что какой бы самостоятельностью не обладал ученик, возникают ситуации, в которых он нуждается в сопровождении со стороны учителя. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение может трактоваться как помощь ученику в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, которую обучаемый несет сам. Для осуществления права свободного выбора необходимо научить ученика выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Именно педагог призван создавать избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает обучаемого, т.е. ученика в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.
Вот тут-то и возникла необходимость появления новой профессии в образовании – тьютор (англ. tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной работой обучаемых. Мне кажется, что профессия учителя предполагает занять важное место в сопровождении личности ученика в учебно-воспитательном процессе. В настоящий момент услуги учителя достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда в новую украинскую школу (НУШ) нуждается в учителе, как новом специалисте, который поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Роль педагога предполагает выявление и «продвижение» интереса ученика, т.е. сопровождаемого. Учитывая все это, можно сказать, что процесс обучения — особый тип педагогической деятельности — сопровождение процесса индивидуализации учащегося в ситуации открытого образования. И тогда целью деятельности педагога является создание социально-педагогических условий для самосовершенствования и становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы, создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего познавательного интереса и построения индивидуального пути получения знаний.
При этом основными принципами, которыми следует руководствоваться в своей деятельности, являются принципы открытого образования:
Основными функциями учителя являются:
Наиболее соответствующими содержанию педагогического сопровождения являются личностно-ориентированные педагогические технологии: технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения, технологии проблемного обучения, технология погружения. На современном этапе развития образования придаются различные значения действиям учителя, отражающие консультационные, организационные, методические функции преподавателя, наставника учащихся в общеобразовательных учреждениях. У современного ученика значительно возрастает потребность в самообразовании, самореализации. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества. Учитель-предметник отвечает за предметное обучение, а вот учитель начальных классов обеспечивает усвоение и освоение учащимися основ многих наук, которые он преподает. Содержание образования, которое должен освоить учащийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель начальных классов может и должен выйти за рамки программы, обеспечив тем самым возможность каждому обучающемуся мыслить широко, нестандартно и самостоятельно.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные педагоги, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих учащихся, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов каждого ученика в отдельности и всего коллектива класса в целом.
Уроки природоведения – это тот предмет, на котором в полной мере могут раскрываться способности каждого ученика. Однако, если речь идёт о сопровождении учебной деятельности одарённого учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым учеником, учитывая индивидуальные способности и слабоуспевающих. Помогая учащемуся преодолевать все страхи перед изучаемым предметом, оказывая профессиональную предметную помощь, учитель должен помогать обрести таким детям уверенность в себе, в своих силах и знаниях. А очутившись в комфортной психологической атмосфере, справившись с собой и преодолев себя, ученик способен добиться многого.
Помочь на уроках решению индивидуальных задач, направленных на осознанное формирование или коррекцию индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности – вот одна из главных задач, которую необходимо решать каждому педагогу.
Вот тут активизация познавательной деятельности учащихся должна стоять на первом месте. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к предмету, интеллектуальная пассивность, обусловленная трудностью в усвоении природоведческого материала, неумении выделить главное и отсеять лишнее.
Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача на этой стадии заключается в том, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания. Какие еще средства можно для этого использовать?
Это блок-схемы и их составление. Такой вид деятельности обеспечивает школьникам умение учиться, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или обобщение знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют выделить главное, характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышлением и воображением. Использование на обобщающих уроках блок-схем, позволяет вовлечь в повторение изученного материала даже самого слабого ученика. Я даю на уроках природоведения определенные умения, навыки, а главное – знания, которые выходят далеко за рамки школьной программы.
Первый класс, тема «Мир, в котором ты живешь». (См. приложение 1)
Пришло время обобщить знания, полученные при изучении темы, подвести итоги. На уроке обобщения знаний каждый ученик получает блок – схему с незаполненными фигурами и комплект таких же фигур, но уже заполненных. Я ставлю вопросы классу, а дети дают ответы и находят соответствующую карточку у себя на парте. После этого фигурку-ответ приклеивают в схему, находя ей место в последовательности запоминания материала.
Вот такие картинки приклеивают в раздел «Объекты. Тела».
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Первый класс, тема «Мир неживой природы»
Первый класс, тема «Мир живой природы»
Первый класс, тема «Родной край»
Работа, построенная таким образом, создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, помогает выстроить ребенку в своей памяти определенную последовательность приобретенных знаний по теме. При этом можно прогнозировать следующие результаты:
Второй класс, тема «Природа и погода: готовимся к путешествиям временами года». (См. приложение 2)
Второй класс, тема «Природа осенью».
Второй класс, тема «Природа зимой».
Второй класс, тема «Природа весной»
2 класс, тема «Природа летом»
Проанализировав данные виды деятельности на уроках природоведения, я пришла к выводу, что для младших школьников они приемлемы, отвечают запросам, интересам детей с учетом психологических способностей, с учетом общеобразовательной программы школы, а это немаловажно. Такие уроки носят ярко выраженный деятельный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения, устанавливают причинно-следственные связи в природе, строят логические цепи рассуждений. Развивается устная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.