СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА: «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ПО ПЬЕСЕ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Про матеріал

Для закрепления знаний учащихся по пьесе "Ревизор" Н.В. Гоголя предлагается интеллектуальная игра "Умники и умницы". Материал рекомендован для использования во внеклассной работе по предмету.

Перегляд файлу

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ПО ПЬЕСЕ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Н.В. Гоголь - поэт, поэт живой действительности.

В.Г. Белинский

Цель игры:

  1.              Закрепить знания учащихся по пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголя.
  2.              Привить интерес к произведениям Н.В. Гоголя.
  3.              Воспитать чувство ответственности, честность, трудолюбие.

Ход урока

1. Организационный момент (выбор участников игры, членов жюри).

2.  Игра «Умники и умницы».

ПЕРВАЯ ТРОЙКА

Тема устного выступления:

«Вы -Н.В. Гоголь.

Вам предстоит представить свою пьесу «Ревизор» режиссеру и актерам Александрийского театра в г. Петербурге.

Какие слова вы можете сказать в театре о своей пьесе «Ревизор» ?

Игроки готовят выступление в течение 2-х минут.

Рефлексия

  Сделайте, пожалуйста, выбор участника, который, по вашему мнению, станет в  этой группе победителем.

           Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление 3-х игроков по заданной теме.

Рефлексия

  • Уважаемое жюри, дайте оценку каждому выступающему.
  • Почему именно так вы определили места?

Игра первой тройки после выбора дорожек.

Рефлексия

  • Почему именно эти дорожки вы выбрали?

Зеленая дорожка

1. Каково лексическое значение слова «инкогнито»?

(тайно)

2.Какие города называются в пьесе «Ревизор»?

(Петербург, Саратов, N, Пенза)

3.По какому принципу (по Н.В. Гоголю) работают в больницах?

(«Умрет так умрет, выздоровеет так выздоровеет»),

4.Какие исторические личности упоминаются в пьесе «Ревизор» ?

(Александр Македонский, А.С. Пушкин).

Желтая дорожка

1.Продолжите фразу Ляпкина - Тяпкина:

«Я говорю всем открыто, что беру...»

(«...взятки борзыми щенками»)

2.Кто из героев пьесы «Ревизор» считает себя религиозным человеком?

(Городничий каждое воскресенье ходит в церковь).

3.Что значит «партикулярное платье» ?

(штатское)

Красная дорожка

4.Сколько дней Хлестаков прожил в городе N?

(16 дней)

5.Продолжите фразу Хлестакова: «Моя душа жаждет...»

(просвещения)

 

 

Рефлексия Вопросы игрокам:

- Почему вы проиграли?

- Почему победа досталась вам?

Вопрос классу:

           - Какой из вопросов был самым сложным?

ВТОРАЯ ТРОЙКА

Тема для устного выступления:

Вы - городничий Сквозник-Дмухановский.

Вы только что получили письмо от своего друга Чмыхова.

Какие мысли витают у вас в голове до встречи с чиновниками?

Игроки готовят выступление в течение 2-х минут.

 

Рефлексия

- Сделайте выбор участника, который станет победителем.

-Почему именно за этого голоса вы голосуете?

Выступление игроков по теме.

Рефлексия

-Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку второй тройки.

-Почему именно так вы распределили места?

Игра второй тройки после выбора дорожек.

 

Рефлексия

-Почему именно эти дорожки вы выбрали?

Зеленая дорожка

1.Перечислите те источники, из которых узнал Городничий о ревизоре.

(Письмо Чмыхова, Бобчинский и Добчинский)

Сколько времени Хлестаков находился в пути из Петербурга в Саратов?

 (1 месяц)

2.Какая реальная должность была у Хлестакова в Петербурге?

(Коллежский регистратор)

3.Каково лексическое значение слова «шаромыжник»

(Живет за чужой счет)

Желтая дорожка

1.Для чего, по мнению Хлестакова, должен жить человек?

(«...чтобы срывать цветы удовольствия»)

2.Когда и зачем Городничий собирался заставить купцов привезти по три пуда воска?

(После удачной встречи ревизора для свечи, которую он поставит в церкви)

  1.               3.Перечислите произведения, которые приписал себе Хлестаков? («Женитьба Фигаро», «Норма», «Роберт-дьявол», «Юрий Милославский»)

Красная дорожка

1.Кто из чиновников, кроме Городничего, приглашал к себе Хлестакова и что они там делали?

(Земляника. Обедали)

2.На каком этаже жил Хлестаков в Петербурге?

(На 4-м этаже)

 

Рефлексия

Вопросы игрокам:

-Почему вы проиграли?

-Почему победа досталась вам?

Вопрос классу:

-Какой из вопросов был самый сложный?

ТРЕТЬЯ ТРОЙКА

Тема для устного выступления

-Вы - Хлестаков. Представьте, что рассказал бы Хлестаков Тряпичкину при встрече после посещения города N.

Игроки готовят выступление.

 

Рефлексия

-Сделайте выбор участника, который станет победителем.

-Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление игроков по теме.

 

Рефлексия

-Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку третьей тройки. Почему именно так вы распределили места?

Игра третьей тройки после выбора дорожек.

 

Рефлексия

-Почему именно эти дорожки вы выбрали?

Зеленая дорожка

1.Перечислите должности, какие себе выдумал Хлестаков.

(Ваше превосходительство, главнокомандующий, фельдмаршал)

2.Сколько лет работал Ляпкин-Тяпкин судьей?

(9 лет)

3.Какой медалью награжден Ляпкин-Тяпкин?

(Владимир IV степени)

4.Кто, по мнению Н.В. Гоголя, «...не пощадит для словца отца родного»?

(Тряпичкин)

 

Желтая дорожка

1.Кого Хлестаков назвал «хорошим человеком»?

(Ляпкина-Тяпкина за взятку)

2.Кто дал самую крупную взятку, а кто - самую малую?

(800 - Городничий, 25 - Добчинский)

3.На кого похожа дочь Добчинского?

(На Ляпкина-Тяпкина, он ее отец)

 

Красная дорожка

1.Перечислите имена детей Земляники.

(Николай, Иван, Мария, Елизавета, Перепетуя)

2.О чем просил Бобчинский Хлестакова?

(Сообщить о том, что есть в городе N Бобчинский)

 

Рефлексия Вопросы игрокам:

- Почему вы проиграли?

-Почему победа досталась вам?

Вопрос классу:

  •                   Какой из вопросов был самый сложный?

 

ФИНАЛ

Тема для устного выступления:

Вы - ученик класса КОШ №43

Вас пригласили на встречу с учителями и студентами университета поговорить об игре «Умники и умницы» на уроках литературы.

Что бы вы могли рассказать об этой игре всем присутствующим?

Игроки готовят выступление.

 

Рефлексия

-Сделайте выбор игрока, который станет, по вашему мнению, победителем.

-Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступления игроков по теме.

 

Рефлексия

-Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку - финалисту.

-Почему именно так вы распределили места?

Игра финалистов после выбора дорожек.

 

Рефлексия

-Почему именно эти дорожки вы выбрали?

 

Зеленая дорожка

1.Кому принадлежат эти слова: «Я в некотором роде... я замужем»?

(Жена Городничего)

2.Кто в немой сцене превратился в вопросительный знак?

(Почтмейстер Шпекин)

3.Кого Хлестаков называет «сивым мерином» ?

(Городничего) 

4.Как с греческого языка переводится слово «драма»?

(Действие)

 

Желтая дорожка

1. Кто в пьесе «свинья в ермолке»?

(Земляника)

2. Чем знаменателен 1836 год для А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя?

(Выход в свет «Капитанской дочки» и «Ревизора»)

3. Сколько губернаторов сумел обмануть Городничий за время службы?

(Троих)

 

Красная дорожка

1. Перечислите предметы, полученные Хлестаковым от купцов.

(500 рублей, сахар, вино, поднос, веревочка)

2. Что должен был услышать, по мнению Н.В. Гоголя, читатель сквозь смех,    читая пьесу?

(Грусть)

 

Рефлексия Вопросы игрокам:

-Почему вы проиграли?

-Верили ли вы в победу?

-Удалась ли, по вашему мнению, сегодняшняя игра?

- Справедливо ли было сегодняшнее жюри?

Вопрос классу:

- Какой из вопросов был самый сложный?

             Вопросы «Ва-банк» для игроков на красной дорожке 1, 2, 3 тура, если они не         отвечают на первый вопрос

1. Сюжеты каких двух произведений предложил А. С. Пушкин Н.В. Гоголю? («Мертвые души» и «Ревизор»)

2. Каково лексическое значение слова «лабардан»

(Свежепосоленная треска)

3. По какому поводу пьесе прозвучали пожелания: «Сто лет и куль червонцев!», «Продли бог на сорок сороков!»

(Чихание Городничего)

4. Кто дал взятку Хлестакову первым?

(Городничий)

5.Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «...Это честное, благородное лицо был -...»

(Смех)

6. Сколько крыс было в начале пьесы на сцене Брестского драмтеатра и в конце? Почему?

(2 крысы - «ревизоры» (приснились Городничему), 1 крыса - новый ревизор, так как Хлестаков уже уехал)

7.Н.В. Гоголь в своих «Замечаниях для господ актеров» подробно объясняет, как говорит каждое действующее лицо.

8. Кто в пьесе говорит «...как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют» ?

(Судья)

9.Какая сцена пьесы стала единственной в мировой драматургии?

(Немая) 

10.Какую народную пословицу использовал Н.В. Гоголь в качестве эпиграфа к пьесе «Ревизор»?

(«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»)

11.Имя какого действующего лица пьесы - полицейского стало нарицательным?

(Держиморда)

 

         -  Спасибо всем за игру!

 

 

 

docx
Додано
29 січня 2018
Переглядів
1712
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку