1 липня о 18:00Вебінар: Шкільна дошка – ігрове поле вчителя

Сценарий интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" по творчеству М.Ю. Лермонтова ( 8 класс)

Про матеріал
Сценарий интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" по творчеству М.Ю. Лермонтова ( 8 класс).
Перегляд файлу

Тема: « Что? Где? Когда?»  Конкурс – игра для учащихся 8 классов, посвященный  творчеству М. Ю. Лермонтова (1814г.- 1841г.)

Цель: расширить знания учащихся о творчестве М. Ю. Лермонтова; помочь    осознать значение творчества поэта для всемирной литературы и культуры, для себя лично; формировать и развивать интерес к русской литературе, развивать мышление, формировать навыки быстро принимать решение, навыки сотрудничества в команде.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация  на тему « М. Ю. Лермонтов(1814 – 1841 г.г. )»; выставка произведений поэта ; волчок; иллюстрации учащихся к произведениям  М.Ю. Лермонтова; газета; конверты с заданиями для игроков; запись музыкальных  произведений: А. Хачатурян« Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад»; С. Рахманинов «Нежность»; Штраус « Так говорил Заратустра…»;  Дж. Гершвин мелодия « Голубая рапсодия»;  Луиз Прима, танцевальная мелодия  « Sihq, sihq, sihq…»; слайды с заданиями для игроков; черный ящик; песочные часы; костюмы для танцующих вальс; русские костюмы для сценки к поэме « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», песочные часы.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

Наше мероприятие посвящается жизни и творчеству выдающегося русского писателя М. Ю. Лермонтова. Его талант, любознательность,  огромная любовь ко всему родному, гениальный поэтический дар, великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его короткой жизни.

 Чем усерднее мы вчитываемся в дошедшие до  нас строки  воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей на людях и в одиночестве, в сражении и петербургской гостиной. В момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.

Впрочем , есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую  глубокую и самую верную характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности  и каким хотел быть!

 Как самый настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая  томики его  сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Обзор  произведений  Лермонтова (выставка литературы).

Учитель сообщает о целях мероприятия, представляет ведущих.

Учитель: Сейчас перед вами выступит ученики 8 класса  и расскажут о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

(  Демонстрация презентации. Выступают на фоне мелодии С. Рахманинова).

Учитель: Открываем заседание интеллектуального клуба « Что? Где? Когда?»

(Звучит мелодия Штрауса  « Так говорил Заратустра …»)

Ведущий: Внимание! Мы начинаем! Представляем команду  Знатоков!

(Звучит мелодия Дж. Гершвина «Голубая рапсодия», под которую выходят из зала Знатоки)

Ведущий: Прошу команду  Знатоков занять свои места за игровым столом.  Знакомьтесь: …

 

Ведущий: Послушайте   Правила игры "Что? Где? Когда?"

1.В игре принимают участие  команда - "Команда Знатоков" (далее ЗНАТОКИ) против Ведущих. 2.Учитель  с ведущими  подготовил вопросы знатокам, а ЗНАТОКИ за 1 минуту должны найти ответ на поставленный вопрос. 
3.Если ЗНАТОКИ правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко. 
4.Если ЗНАТОКИ неправильно отвечают на вопрос, очко получают  ведущие.

5.ЗНАТОКИ имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то ЗНАТОКИ получают "дополнительную минуту" на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на один из вопросов данной игры, в том числе в секторах БЛИЦ, СУПЕРБЛИЦ.
6. Игра идет до 6 очков. Победителем игры становится команда, набравшая 6 очков. 
7. Игровой стол разделен на 12 секторов. В 12-ти секторах находятся конверты с вопросами. Какой вопрос будет задан ЗНАТОКАМ, "определяет" стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то ЗНАТОКАМ задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора. 
8.На игровом столе один из 12 секторов может оказаться сектором СУПЕРБЛИЦ. В этом секторе играют 3 вопроса. За игровым столом - 1 игрок (по решению капитана). 
 ВЕДУЩИЙ задает ЗНАТОКУ вопросы, а ЗНАТОК за 20 секунд должен найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор СУПЕРБЛИЦ, ЗНАТОКУ надо правильно ответить на все три вопроса. 
9. Также на игровом столе один из 12 секторов может оказаться сектором БЛИЦ. В секторе БЛИЦ играют 3 вопроса. За игровым столом - вся команда. ВЕДУЩИЙ задает ЗНАТОКАМ вопрос , а ЗНАТОКИ за 20 секунд должны найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор БЛИЦ, ЗНАТОКАМ надо правильно ответить на все три вопроса. 
10 .Если Команда ЗНАТОКОВ выигрывает  игру, то из состава победившей команды определяется Лучший игрок.

 (Демонстрируется слайд № )

(Капитан команды крутит волчок, звучит мелодия  из игры  «Что? Где? Когда?»)

(Звучит вопрос, на который указала стрелка. Знатоки должны в течении 1 минуты дать ответ. И вопрос и правильный ответ  демонстрируются на слайдах.)

Между вопросами « Музыкальная пауза»

Выступают ученики  ….

  Количество набранных командой Знатоков и Ведущими баллов   демонстрируются на доске.

Вопросы с заданиями:

  1. Как называется  первое опубликованное  произведение М. Ю. Лермонтова?

( Первым    опубликованным  произведением М. Ю. Лермонтова является    стихотворение «Весна»  1830г.:  

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, -
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.)

  1. Как называется гора, на которой состоялась дуэль М. Ю.  Лермонтова и    Мартынова?

( Гора Машук – место, где состоялась дуэль М. Ю.  Лермонтова  и  Мартынова)

  1. Как называется произведение М. Ю.   Лермонтова, посвященное исторической  битве, которая состоялась между русскими и французами во время Отечественной войны 1812 года?

(Стихотворение «Бородино»  было посвящено исторической битве  между русскими и французами во время Отечественной войны 1812 года.)

  1. Блиц
  • Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова  имело подзаголовок «Призыв к революции»?
  • Куда был сослан М. Ю.  Лермонтов за написание   этого стихотворения?
  • Кому  посвящалось стихотворение  “Смерть поэта”?

( - Стихотворение “Смерть поэта”   имело подзаголовок    «Призыв к революции».

- В результате он был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. 

- Это стихотворение  посвящалось А. С. Пушкину.)

5. Узнайте героя по иллюстрации:

(  А) иллюстрация к поэме Лермонтова« Мцыри»; имя главного героя – Мцыри, что означает в переводе с грузинского « неслужащий монах», нечто вроде « послушника»;

( Б) иллюстрация к повести» М. Ю. Лермонтова « Княжна Мэри»;

( В) иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова « Демон».)

6. Вопрос по картине: Известно, что М. Ю. Лермонтов сам очень хорошо рисовал. Посмотрите  на работу художника, выполненную маслом. Он изобразил у подножия горы город, который сыграл роковую роль в  его судьбе, и скажите, как она называется.

(М.Ю.  Лермонтов « Вид Пятигорска». Масло.1837 г.)

7.   Прослушайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова. Назовите произведение, его жанр и имя главного героя.

(Вы прослушали произведение Лермонтова “Мцыри”, главным героем которого является Мцыри -  монах. Это поэма.)

8. Внимание! Вопрос!
М. Ю.Лермонтов в 1830-м году пишет в своём дневнике: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности". Назвать произведение, диалог из которого вы сейчас услышите в исполнении учеников.

( Это отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,  молодого опричника и удалого купца   Калашникова»)

9.    Об  одном из  произведений Лермонтова  писали:  «Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун Великой Отечественной войны. Это определило его участь. Очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка композитора осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 ( 1944 ) году. В  сюиту вошли 5 номеров: Вальс, Ноктюрн, Романс и Голоп.»

Назовите автора этого музыкального произведения и укажите, к какому произведению Лермонтова оно было написано. ( Танцуют « Вальс» учащиеся …… )

(  Это музыкальное произведение   написал Арам Хачатурян к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад”.)

10. Суперблиц: Какое из произведений Михаила  Юрьевича Лермонтова было   написано в форме дневника?

  •  Что вам известно об особенностях его композиции?
  •  Назовите главного героя этого произведения.

(  - Произведение “Герой нашего времени” было написано Лермонтовым в форме  дневника. Состоит из 5 повестей ( « Бэла», «Тамань», « Княжна Мери»,  «Фаталист»,

 « Максим Максимович».

- Особенностями композиции являются:

написание в форме дневника, произведение состоит из пяти повестей: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович».

- Главный герой произведения «Герой нашего времени» –  Григорий Александрович Печорин.)

11. В чуждой среде светского общества М. Ю. Лермонтов чувствовал себя одиноким, в 1832 г. семнадцатилетним он написал одно из своих лучших стихотворений, которое состоит из 12 строк.

  • Назовите стихотворения, в которых звучит тема одиночества и гордой личности.

(   Стихотворениями, в которых звучит  тема одиночества и гордой личности являются: «Парус» , «Дубовый листок » , «Смерть Поэта», «Кинжал», «Пророк» .)

12. Черный ящик.

(Звучит мелодия из игры  « Что? Где? Когда?», вносят черный ящик.)

Взяв в руки этот предмет, можно очутиться под пальмами в « печальных степях аравийской земли» или на груди  «утеса – великана», на Бородинском поле или среди Кавказских гор.

Внимание! Назовите предмет, который лежит в черном ящике. (Сборник поэзий М.  Ю.  Лермонтова)

Учитель: подводит итоги игры. Вручает приз ЗНАТОКАМ!

( Звучит мелодия композитора Луиза Примы «« Sihq, sihq, sihq…»)

 

 

 

 

docx
Додано
12 березня
Переглядів
67
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку