Сценарій.Літературний салон "Поетам срібного віку присвячується"

Про матеріал

Сценарій позакласного заходу із зарубіжної літератури. Літературний салон "Поетам "срібного віку" присвячується". Захід розрахований для учнів 11-х класів. Якщо є можливість, можна залучати вчителів музики, історії.

Перегляд файлу

Сценарий.

Литературный салон 

« Поэтам «серебряного века» посвящается…»

Сцена 1.

     Письменный стол с раскрытыми книгами стихов поэтов серебряного века.Современный молодой человек сидит за письменным столом и пытается написать стихотворение. Несколько попыток не увенчались успехом.Он нервничает, несколько листов бумаги выбрасывает, предварительно скомкав их. Поочередно берет то одну книгк в руки, то другую, читая при этом , только лишь шевеля губами. Звучит песня группыREKI «Поэтам серебряного века». Под фоногр. Песни молодой человек исполняет  куплет и припев песни.Во время исполнения песни на доске демонстрируется видеоряд портретов поэтов сер.века. После чего неспеша покидает сцену.

 

Ведущий1. В нашем  салоне собрались истинные ценители поэзии, любители и знатоки чудного, утонченного, изысканного и противоречивого периода русской литературы, называемого "Серебряным веком".

 

Ведущий2. Перед нами длительная череда имен и трагических судеб. Александр Блок и Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Николай Гумилев, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин - всех перечислить сейчас невозможно, да и, пожалуй, не нужно.

Ведущий1. А сегодня мы поговорим о любви.

 

 Ведущий2. Любовь: именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу:

 

  Ведущий1. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке?

 

1 и 2 ведущие (поочередно, вместе, построчно)

 

Любовь, любовь - загадочное слово,

 Кто мог бы до конца понять?

 Всегда во всем старо ты или ново,

 Томленье духа ты иль благодать?

 

 Невозвратимая себя утрата

 Или обогащенье без конца?

 Горячий день, какому нет заката,

 Или ночь, опустошившая сердца?

 

 А может быть, ты лишь напоминанье

 О том, что всех нас неизбежно ждет:

 С природою, с беспамятством слиянье

 И вечный мировой круговорот?

Всеволод Рождественский

 

 Ведущий1. Любовь и поэзия: Они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа...

Ведущий2. Сегодня мы приглашаем вас окунуться в восхитительный мир любовных чувств.

 

Сцена 2.

Ведущий2.  Константин Бальмонт.

 Ведущий.       Известны его романтические истории, в которых искреннее чувство к женщине было стимулом его вдохновения. В конце 20-ых годов Бальмонт пережил свой последний роман, роман в письмах: Он закончился трагически.

Ведущий1.   В одном из писем поэт говорит: "Последние 7-8 недель были для меня временем непрерывной душевной пытки. Долго рассказывать, как случилось, что юная русская девушка Таня Осипова, живя в Финляндии, в Териоках, стала  особенно дорога мне.

Ведущий2.    Она была поэтессой, и она была моей сказкой: Целый год моя любовь к ней и ее любовь ко мне заколдовывали смерть: Мне кажется, что мое сердце пробито и опустошено:Я полон невыносимой тоски о моей единственной -Тане. Такой потери в моей жизни еще не было и слезам моим нет конца."

Ведущий1.

Константин Бальмонт - стихи    

  

Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ

 

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,

Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.

Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,

Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.

 

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,

Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза

И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,

Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.

 

Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.

Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"

Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.

И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет.

Сцена 3.

 

Ведущий2.  Две звезды поэзии Cеребряного века: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус .Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1913 году Мережковский посвятил их союзу такие строки:

 

Ведущий1.

Не разлучайся, пока ты жив,

Ни ради горя, ни для игры,

Любовь не стерпит, не отомстив,

Любовь отнимет свои дары.

 

Не разлучайся, пока живешь,

Храни ревниво заветный круг.

В разлуке вольной таится ложь,

Любовь не любит земных разлук.

Из стихотворения "Берегись"

 

Ведущий2.    Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью

 

Ведущий1.   Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней:

 

Ведущий2.   Для Гиппиус же любовь - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. "Не любить" для нее означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".

Ведущий1.      З.Гиппиус  Любовь - одна

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь - одна.

 

Мы негодуем иль играем,

Иль лжем - но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

 

Однообразно и пустынно,

Однообразием сильна,

Проходит жизнь... И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

 

Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном - глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

И всё ясней: любовь одна.

 

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна,

И любим мы одной любовью...

Любовь одна, как смерть одна.

 

Ведущий 1. А сейчас мы перенесемся в Крым.

Ведущий2. В дом поэта Максимилиана Волошина.

Ведущий1. Дом на берегу Черного моря в Коктебеле. Веранда.  ( Цветы. Портреты. Статуэтки. Стоп. На столе бумаги, беспорядок. За верандой – сад.  

На веранде столы, плетеные кресла, самовар, чашки для чая и т. д. )

В углу веранды собака.

 

Ведущий 1.17 августа 1916 года. День именин Волошина. Максимилиан Волошин и его жена М.С.Заболоцкая.

 Звучат детские голоса, на сцене появляется жена Волошина, направляется к столу, заканчивает последние приготовления к встрече гостей и произносит:

Жена Волошина: Дорогой, ты не забыл, что у нас сегодня гости?

На сцену выходит Волошин, целует руку жене и они оба замирают.

 

Ведущий2: Максимилиан Волошин родился 16 мая 1877 года  в Киеве, юность прошла в Москве. Посетил Италию, Швейцарию, Париж, Берлин. В 16 лет Максимилиан с матерью переезжает в Крым, Коктебель. Волошин – талантливый поэт, художник, писатель, гостеприимный и хлебосольный человек.

Ведущий 1.Приоткроем дверь веранды, куда съезжаются друзья на именины поэта, и послушаем, о чем говорят.

Звучит скрип дверей.

Дверь приоткрывается. Слышны музыка, пение.

 

 Входит Марина Цветаева. Подходит к Волошину, подает руку для пожатия.

 

Волошин: Марина Ивановна, почему вы даете руку так, точно подкидываете мертвого младенца?

Цветаева: То есть?

 

Оба замирают.

 

Ведущий1. Марина Ивановна Цветаева очень похожа на свое имя:

 

ВЕДУЩИЙ2. В ней   было много силы, много характера, порой - капризов, обид, но главное - это много любви.

ВЕДУЩИЙ1. Слишком упряма, слишком смела - не по-девчоночьи! - всего слишком. Она и сама о себе написала: "Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!"

 

ВЕДУЩИЙ2.   Чувство дома  было для Цветаевой спасительным, как бы ни складывалась ее судьба. Оно только усиливалось после ранней смерти матери, Марии Александровны. Усилилось, когда Марина с 9-летней дочерью уехала к мужу, бывшему "белому" офицеру, в Прагу.

 

ВЕДУЩИЙ1.  Все в ней только усиливалось с годами - это и есть талант. 3 года она прожила, ничего не зная о муже, - и при первом же известии бесповоротно решила ехать. Потому что для нее дом - это там, где Дом, где семья вместе, в кругу, в любви.   Им уже не дано было срастись вновь:

 

ВЕДУЩИЙ2. Хотя Цветаева и возвратилась, подозрительность и страх встретили ее. Встретили и ужаснули. Казалось, что бежать больше некуда:Мужа по приезду почти сразу арестовали и расстреляли, дочь Алю - отправили в один из лагерей.

 

ВЕДУЩИЙ1. У миллионов было так же или почти так же, но Марина Цветаева не понимала и не любила чисел. Ее лишенная пристанища и поддержки родных душа испытаний не выдержала.

Она ушла из жизни сама. Так и остался для Марины настоящий, земной, теплый Дом мечтой:

Волошин: (спокойно) Да, да! Именно мертвого младенца – без всякого пожатия, как посторонний предмет. Руку нужно давать открыто, прижимать плотно всей ладонью к ладони, в этом весь смысл рукопожатия, потому что ладонь – это жизнь. А не подсовывать ее как-то боком, как какую-то гадость, не нужную ни вам, ни другому. В вашем рукопожатии отсутствует доверие, просто обидеться можно. Ну дайте мне руку, как следует.

(Пожимают друг другу руки, обнимаются. Марина Ивановна отходит, садится в кресло).

Цветаева: Максимилиан Александрович, что новенького вы написали?

 

Волошин: (читает)

 

Вначале был мятеж.

Мятеж был против Бога,

И Бог был мятежом,

И все, что есть, началось чрез мятеж.

Из вихрей и противоборств возник

Мир осязаемых и стойких равновесий.

И равновесие стало веществом.

Но этот мир, разумный и жестокий,

Был обречен природой на распад.

 Цветаева: Вы до сих пор считаете себя подмастерьем?

 

Волошин: жизнь – бесконечное познанье. Возьми свой посох – и иди! И я с

этих пор остаюсь верен этому завету.

 

 Цветаева: Но есть ли у этого странствия цель и конец?

 

Волошин: цель поэта – стать из подмастерья Мастером.

Когда же ты поймешь, что ты

Не сын Земле,

Но путник по Вселенной,

Когда поймешь, что человек рожден,

Чтоб выплавить из мира

Необходимости и разума

Вселенную свободы и Любви,

Тогда лишь

Ты станешь Мастером.

Я считаю, что мир, основанный на любви, - высшее достижение, к которому должно стремиться человечество.  

«Не бежать греха, но,

Грех приняв на себя,

Собой его очистить.»

Волошин. Марина, ты нам что-нибудь прочтешь?

 

Цветаева: «Кошки». Посвящаю Вам, Максимилиан Александрович.

Они приходят к нам, когда

У нас в глазах не видно боли,

Но боль пришла – их нету боле;

В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,

Их обучать домашней роли?

В кошачьем сердце рабства нет.

Как ни мани, как ни зови,

Как ни балуй, в уютном холе,

Единый миг – они на воле;

В кошачьем сердце нет любви!

 

Цветаева поет песню "Мне нравится..."

 

 

Из сада на террасу поднимается   Ахматова и Модильяни.Цветаева радостно встречает Цветаеву, целует, обнимает. Ахматова целует Цветаеву в щеку.

 

Ахматова: (Цветаевой) Рада вас видеть, дорогая.

Цветаева: (улыбаясь) Я тоже, я тоже… А кто этот очаровательный спутник?

Ахматова поворачивается к Модильяни, протягивает ему руку, он берет ее за руку и оба замирают.

Ведущий1. Анна Ахматова: "Анна всея Руси:" не любила рассказывать о своей личной жизни,о её романах нам известно со слов друзей, близких, знакомых.

Часто поэтесса сама в стихах раскрывала тайны своих чувств к любимым мужчинам.

 

ВЕДУЩИЙ2. И лишь одна история, которая случилась с ней в молодости,

когда поэтессе едва исполнилось двадцать лет, породила немало загадок,

 разгадать которые до конца не удаётся до сих пор.

 

ВЕДУЩИЙ1.Ахматова тщательно скрывала историю этой любви

и лишь в конце жизни слегка приоткрыла завесу

над её тёплым чувством к итальянскому художнику Амедео Модильяни

 

 ВЕДУЩИЙ2. Модильяни был неизвестен и очень беден. Изящный, аристократичный, чувствительный, Амедео отличался особой экстравагантностью,

которая сразу бросилась в глаза русской девушке.

 

ВЕДУЩИЙ1. В тот год Модильяни едва исполнилось двадцать шесть лет.

Анне Андреевне - двадцать.

 

ВЕДУЩИЙ2. Модильяни встретил Ахматову в самом центре французской столицы.

 

ВЕДУЩИЙ1.Говорили, что поэтесса была так красива, что на улицах все заглядывались на неё, а незнакомые мужчины без стеснения вслух восхищались её очарованием.

Ахматова:  «Я была просто чужая,  вероятно, не очень понятная… женщина, иностранка».

 Амедео  попросил у  меня разрешение написать  мой портрет.

 Я согласилась.

 

ВЕДУЩИЙ1.Так началась история страстной, но недолгой любви.

 

ВЕДУЩИЙ 2.У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее» память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

 

Ахматова:

На шее мелких четок ряд,

В широкой муфте руки прячу.

Глаза рассеяно глядят

И больше никогда не плачут.

 

И кажется лицо бледней

От лиловеющего шелка.

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

 

И не похожа на полет

Походка медленная эта,

Как будто под ногами плот,

А не квадратики паркета.

 

А бледный рот слегка разжат.

Неровно бледное дыханье.

И на груди моей дрожат

Цветы небывшего свидания.

 

ВЕДУЩИЙ 2. Модильяни подарил Анне Андреевне незабываемые дни, которые остались с ней на всю жизнь.

(Хозяева предлагают гостям чай. В это время появляется   Есенин и  Асейдора Дункан. Волошин встает им навстречу)

Волошин:  Сергей Александрович! Рад вас видеть!Асейдора, душечка, как вам у нас нравится?

(Все замирают).

 

Ведущий1.Сергей Есенин. Он был любимчиком музы, потрясающего дарования и романтизма. Ее уважали за мастерство и талант.

 

ВЕДУЩИЙ 2.Их любовь сыграла странную роль в их судьбах. Историю любви Есенина и Дункан вспоминают, пожалуй, чаще, чем какие-то другие романы.

 

Есенин: читает стихи, обращаясь к Дункан

Не гляди на запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл...

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Жить - так жить,

Любить - так уж влюбляться.

После неблдьшой паузы Есенин произносит:

ДА...  Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь – чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

 

ВЕДУЩИЙ1. С поэтом Сергеем Есениным она знакомится на вечере у художника Якудова. Их встречу присутствующие на вечере описывали так. Дункан полулежала на кушетке, вокруг нее толпились восторженные поклонники. Поэт же стоял перед ней на коленях. Танцовщица перебирала его светлые волосы и повторяла «За-ла-тая га-ла-ва». Айседора Дункан не знала русского, а Есенин не изъяснялся ни на одном из иностранных. Они понимали друг друга на уровне взглядов, сопровождаемых жестами.

 

ВЕДУЩИЙ2.Их роман развивался стремительно и довольно быстро они приняли решение жить вместе. Дункан была величественной женщиной. Своей гордой осанкой она походила на королеву. Единственное, чего она стеснялась это разницы в возрасте со своим возлюбленным. Она была старше поэта на пятнадцать лет. Поэтому, когда речь зашла о бракосочетании, она попросила своего администратора исправить в ее паспорте год рождения.

 

ВЕДУЩИЙ1.Они женились дважды. Сначала церемония прошла 2 мая 1922 года в России, а позже — за границей. И поэт, и танцовщица пожелали носить двойную фамилию. Есенин с гордостью кричал, что он отныне Дункан.

 

 Есенин :    Здравствуйте, Максимилиан. Здравствуйте, дорогая Мария  … приветствую вас, Анна Андреевна, Марина Ивановна!   (раскланявшись и осмотревшись) Благодать… Какая здесь благодать! Море, солнце, чудесный сад! После «края дождей и непогоды» это кажется раем земным.  

 

 Волошин:   Располагайтесь. Чувствуйте себя непринужденно.

 

Ахматова: Однако не забудьте, что в ответ на приглашение хозяев мы должны предъявить свою визитку, т. е. поделиться планами, почитать свои стихи.

 

Цветаева: почитайте Сереженька, порадуйте нас.

 

Есенин читает стихи

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

 

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

 

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

 

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

 

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

 

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

 

Дункан: Гляда на Есенина влюбленными глазами произносит: – Я сейчас буду танцевать только для вас! А вы Марина Ивановна, спойте-ка что-нибудь.

Цветаева поет песню под фоногр. Земфиры. Дункан танцует танго, завлекая в танец Есенина.

После исполнения все кричат : Браво!

 

 Волошин:          Почитайте, Анна Андреевна, что-нибудь.

 

Ахматова: Когда я читаю «Я надела узкую юбку», публика обычно смеется.

 

Входит Блок : Пусть вас это не смущает. Когда я читаю «И пьяницы с глазами кроликов», - тоже смеются. Но мы же в узком кругу.

Ахматова: удивленно оглядывается на Блока и говорит : Нет, я прочту вам это.

                 Смятение

Было душно от жгучего света

А взгляды его — как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился —вот что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

 

Не любишь? Не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

 

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полушутливо

Поцелуем руки коснулся -

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи...

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его — напрасно.

Отошел ты — и стало снова

На душе и пусто, и ясно.

 

Волошин: Приветствую вас, Александр Александрович!

 

Блок: Рад видеть вас   всех! Кланяется, после чего все замирают.

 

ВЕДУЩИЙ1 . Гении не годятся в примерные мужья - это правило почти не знает исключений. И все же мало кто из поэтов так долго (23 года!) и так преданно любил одну и ту же женщину, к тому же собственную жену, как Александр Блок.

 

Ахматова: А где же ваша супруга?

 

Блок:  Любовь Дмитриевна поехала в Италию . Очень скучаю по ней.

 

Ахматова: Сашенька, почитайте -ка нам что-нибудь из последних стихов.

 

Цветаева: да, да. почитайте Александр Александрович.

 

Волошин: Порадуйте нас.

Блок читает : О доблестях, о подвигах. о славе

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

 

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

 

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

 

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

 

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

 

Волошин: Саша, вы как всегда бесподобны, чувственны. браво!

Цветаева поет «Под лаской плюшевого пледа»

 

Входит Маяковский за руку с молодой девушкой. Читает стих "А вы смогли б?"

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Есенин:. Ваши стихи не волнуют, не греют и не заражают.

Маяковский: Мои стихи не море, не печка и не чума.

Все замирают.

Ведущий1. Маяковский… Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили – о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.

 

ВЕДУЩИЙ2.И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия

ВЕДУЩИЙ1. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая  с выразительными глазами и яркими солнечными, словно светящимися волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга.

ВЕДУЩИЙ2. Больше месяца длилась их первая встреча. Перед отъездом Маяковский сделал заказ в парижской оранжерее - посылать цветы по адресу любимой женщины. И уехал в Москву один.

ВЕДУЩИЙ1.От этой мгновенно вспыхнувшей и не состоявшейся любви нам осталось волшебное стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой".

Письмо Татьяне Яковлевой

 

 В поцелуе рук ли,

                  губ ли,

 в дрожи тела

             близких мне

 красный

        цвет

            моих республик

 тоже

     должен

           пламенеть.

 Я не люблю

           парижскую любовь:

 любую самочку

              шелками разукрасьте,

 потягиваясь, задремлю,

                      сказав -

                             тубо -

 собакам

        озверевшей страсти.

 Ты одна мне

            ростом вровень,

 стань же рядом

               с бровью брови,

 дай

    про этот

            важный вечер

 рассказать

           по-человечьи.

 Пять часов,

           и с этих пор

 стих

     людей

          дремучий бор,

 вымер

      город заселенный,

 слышу лишь

           свисточный спор

 поездов до Барселоны.

 В черном небе

              молний поступь,

 гром

     ругней

           в небесной драме,-

 не гроза,

          а это

               просто

 ревность двигает горами.

 Глупых слов

            не верь сырью,

 не пугайся

           этой тряски,-

 я взнуздаю,

            я смирю

 чувства

        отпрысков дворянских.

 Страсти корь

             сойдет коростой,

 но радость

           неиссыхаемая,

 буду долго,

            буду просто

 разговаривать стихами я.

 Ревность,

          жены,

               слезы...

                       ну их!-

 вспухнут вехи,

               впору Вию.

 Я не сам,

          а я

             ревную

 за Советскую Россию.

 Видел

      на плечах заплаты,

 их

   чахотка

          лижет вздохом.

 Что же,

        мы не виноваты -

 ста мильонам

             было плохо.

 Мы

    теперь

          к таким нежны -

 спортом

        выпрямишь не многих,-

 вы и нам

         в Москве нужны,

 не хватает

           длинноногих.

 Не тебе,

         в снега

                и в тиф

 шедшей

        этими ногами,

 здесь

      на ласки

             выдать их

 в ужины

        с нефтяниками.

 Ты не думай,

             щурясь просто

 из-под выпрямленных дуг.

 Иди сюда,

          иди на перекресток

 моих больших

             и неуклюжих рук.

 Не хочешь?

           Оставайся и зимуй,

 и это

      оскорбление

                на общий счет нанижем.

 Я все разно

            тебя

                когда-нибудь возьму -

 одну

     или вдвоем с Парижем.

   Поединок Есенина и Маяковского.

 

Маяковский: : Самое важное… Писать по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, поднимать стих до уровня наших дней. Время у нас такое. Серьезное. Время у нас трудное и прекрасное…

 

Есненин:

Быть поэтом — это значит то же,

 Если правды жизни не нарушить,

 Рубцевать себя по нежной коже,

 Кровью чувств ласкать чужие души.

 

 

Маяковский :                   Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

 

Есенин:                             Мне грустно на тебя смотреть,

 Какая боль, какая жалость!

 Знать, только ивовая медь

 Нам в сентябре с тобой осталась.

 

Маяковский:                Я хочу ответить любителю женщин.

Довольно жить законом,

 данным Адамом и Евой.

 Клячу истории загоним.

 Левой!

 Левой!

 Левой!

Есенин:  Слушайте:

 

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

 

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

 

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

 

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

 

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.

 

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

 

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

 

Волошин: Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько еше горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…

 

Все замирают.

 

ВЕДУЩИЙ 1.Удивительный пласт "поэзии серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.

 

Ведущий2.  " Серебряный век "оказался коротким: история отпустила ему… около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие.

Молодой человек поднимается из-за письменного стола и читает стих с листа :

 

 

 

Ахматова, Блок, Брюсов,

Грусть, тоска.

Поэзия «серебряного века».

                                            Она не на день, а на все века.

Цветаева, Бальмонт и Мережковский,

Каменский, Сологуб и Гумилёв –

Какой поток имён громокипящий,

Судьбы, надежды, совести поток.

И в памяти перебирая строки,

Что невозможно оценить в деньгах,

Я думаю: бессмысленны упрёки

Из уст всех тех, кто попирал их прах,

Кто их травил, уничтожал, калечил

В людском сознаньи дерзкую строку,

Кто очень сильно им давил на плечи,

Кого мы прокляли в другом веку.

Но сколько б дальше не промчалось лет,

Теперь мы знаем: время не помеха.

И с упоеньем будем мы читать

Поэзию «серебряного века».

 

Звучит песня на стихи цветаевой "О сколько их...." На экране клип.

После первого куплета все герои уходят по одному со сцены.

doc
До підручника
Світова література (академічний, профільний рівень) 11 клас (Звиняцковський В.Я.)
Додано
22 березня 2018
Переглядів
1369
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку