Сценарій позакласного заходу з математики "Самый умный" може використати учитель математики для проведення заходу в рамках предметного тижня. При цьому можна залучити до гри всіх учнів середньої і старшої ланок (5-11 класи)
Самый умный
Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи мероприятия:
1. Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
2. Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.
3. Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.
Форма проведения мероприятия: турнир.
Девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий”.
Оборудование: Презентация “Самый умный математик”, карточки из букв и чисел для 2-го тура, игровое поле для 3-го тура.
Оформление: На доске “Самый умный математик”, написан девиз “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий”.
Правила игры
Игра проходит в три раунда.
Отборочный раунд:
Во первый тур проходят все ученики, которые предварительно правильно нашли ответ на задание «дешифровщик». «Дешифровщик» — это задание, в котором игрокам предлагается отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой по системе T9. Чем раньше игрок справился с заданием, тем раньше он будет отвечать на вопросы, и тем лучше его ситуация при выборе категории для прохождения второго тура.
Первый раунд
Всем участникам, которые правильно удаётся найти ответ на задание отборочного тура даётся задание на соответствие. Например: «выражение – значение выражения».
|
Выражение |
|
Значение выражения |
1 |
из числа 80 вычесть разность чисел 54 и 4 |
А |
|
2 |
произведение чисел 9 и 4 увеличить на 20 |
Б |
30 |
3 |
делимое 32,делитель 8, найти частное |
В |
|
4 |
сумму чисел 6и3 умножить на20. |
Г |
|
|
|
Д |
4 |
1 |
Б |
2 |
Г |
3 |
Д |
4 |
В |
Нужно подобрать правильную пару.
Если невозможно определить шестёрку лидеров, например, несколько игроков делят одно выводящее в финал место, между данными игроками проводится дополнительный конкурс «Круг и окружность».
Второй раунд
Непосредственно сам второй тур проходит в два круга. В одном круге каждый из шести игроков должен выбрать тему, на которую он будет отвечать. Всего таких тем 12 (шесть тем на два круга). Если тема отыграна игроком, другие игроки выбрать её больше не могут. За минуту игрок должен дать максимально возможное количество ответов. За правильный ответ начисляется 1 очко. В этом туре важна быстрота реакции при ответе на вопрос. Выбор тем игроками идёт по цепочке, в соответствии с результатами дешифровщика. Во время первого круга второго тура ведущая обычно задаёт игроку вопросы о его жизни и точке зрения на всевозможные проблемы, видимо, с целью познакомиться с игроком поближе. В финал проходит трое игроков, набравших больше всего баллов.
Финал
Трое игроков определили свои «специальные темы» до игры, и постарались узнать по ним как можно больше информации. «Дешифровщик» определяет порядок следования игроков в третьем туре. После этого вопросы по специальным темам игроков и по теме «общие вопросы» в хаотичном порядке располагаются на поле из 36 клеток (6х6). На короткое время игрокам открывается всё поле, чтобы они запомнили свои и чужие ячейки, затем поле снова закрывается. Клетки открываются поочерёдно игроками. При ответе на вопрос по «общей» теме игрок получает 1 балл, при ответе на вопрос из своей специальной темы — 2 балла, при ответе на вопрос из темы соперника — 3 балла.
Первым на вопросы отвечает игрок, стоящий за красным пультом — его ячейки на табло красного цвета. У второго цвет жёлтый, у третьего — синий (голубой). Ячейки общих вопросов имеют светло-серый цвет.
Всего задаётся по 9 вопросов каждому игроку. Игрок с максимальным количеством очков выигрывает. Игра может быть завершена досрочно, если лидера даже теоретически никто не имеет шансов обойти. Если после 9-ти кругов вопросов один лидер не определился, вопросы продолжают задаваться. После каждого круга вопросов проверяется, не определился ли лидер. Игра также может завершиться, если победитель определился заранее, не после «синего» пульта. Максимальное число «кругов» вопросов — 12, то есть завершается ситуацией, когда открыто всё поле с ячейками.
Ход игры
Звучит музыка.
Вступительное слово учителя: « Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались в этом зале на математический турнир “Самый умный математик” с одной целью - узнать самого умного математика среди восьмиклассников. Нас всех привела сюда общая любовь к математике. Математика многозначна и неисчерпаема. Одних покоряет ее логическая стройность, других – ее точность, а третьих - красота. Ведь не зря Жуковский Н.Е. говорил: “ В математике есть своя красота, как в живописи”. Так давайте, друзья, мы тоже посмотрим на красоту математики, порадуемся стройности, точности и логичности математики. А поможет нам в этом компетентное жюри. В составе жюри- ... (представляет членов жюри). Поприветствуем их! А участникам мы пожелаем удачи и успехов в игре!»
Ведущий:
- Многие великие люди всех времен и народов говорили о значении математики. Не только ученые-математики, но и поэты, и писатели, философы.
Отборочный раунд:
Во первый тур проходят все ученики, которые предварительно правильно нашли ответ на задание «дешифровщик». «Дешифровщик» — это задание, в котором игрокам предлагается отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой по системе T9. Чем раньше игрок справился с заданием, тем раньше он будет отвечать на вопросы, и тем лучше его ситуация при выборе категории для прохождения второго тура.
Игра “Дешифровщик”.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а б в |
где |
жзи |
клм |
н оп |
рст |
уфх |
цчш |
щъыь |
эюя |
5381256
(Пифагор)
Первый раунд
Всем участникам, которые правильно удаётся найти ответ на задание отборочного тура даётся задание на соответствие. Например: «выражение – значение выражения».
|
Выражение |
|
Значение выражения |
1 |
из числа 80 вычесть разность чисел 54 и 4 |
А |
|
2 |
произведение чисел 9 и 4 увеличить на 20 |
Б |
30 |
3 |
делимое 32,делитель 8, найти частное |
В |
|
4 |
сумму чисел 6и3 умножить на20. |
Г |
|
|
|
Д |
4 |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Нужно подобрать правильную пару. Участники, правильно подобравшие пары, отвечают на вопросы.
Если невозможно определить шестёрку лидеров, например, несколько игроков делят одно выводящее в финал место, между данными игроками проводится дополнительный конкурс «Круг и окружность».
Второй раунд
Ведущий: Непосредственно сам второй тур проходит в два круга. В одном круге каждый из шести игроков должен выбрать тему, на которую он будет отвечать. Всего таких тем 12 (шесть тем на два круга). Если тема отыграна игроком, другие игроки выбрать её больше не могут. За минуту игрок должен дать максимально возможное количество ответов. За правильный ответ начисляется 1 очко. В этом туре важна быстрота реакции при ответе на вопрос. Выбор тем игроками идёт по цепочке, в соответствии с результатами дешифровщика.
Ученик 2.
Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
Будем мы определять
Кто же первым должен стать?
Темы:
1 Биология
Да козлят еще четыре,
Посчитай-ка сколько всех? (7)
2 Измерения
3 Единицы
4 Стихи
Кто изображен на портрете? (Мой отец.)
Двое их деток дремали на кочке.
Скорее прошу я ребят посчитать,
Сколько оленей пошло погулять? (10)
Я поближе подойду:
Трое черных, белых пять.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей,
Сколько было лебедей? (8)
12. Было в коробке 4 пера,
2 подарил я соседу вчера,
3 в магазине сегодня купил,
Я их в коробку свою положил.
Пятеро входят знакомых ребят,
«Дайте нам перья», - они говорят.
Тут же я выполнил просьбу друзей.
Сколько осталось в коробке моей? (0)
5Числа
6 Сказки
7 Песни Вспомнить песни где встречаются числа. Например: 33 коровы.
8 Логика
9 Ученые
10 Геометрия
11. Арифметика
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка. (+- полюс.)
Третий раунд (финал)
Ученик 3.
- Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь вопросы и загадки.
За разгадку - шоколадки!
Ведущий:
- В этом туре мы определим победителя! В игру вступают три игрока, набравшие большее количество баллов. Для продолжения турнира мы проведем игру “Дешифровщик”, который и определит дальнейший ход игры.
Игра “Дешифровщик”.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а б в |
где |
жзи |
клм |
н оп |
рст |
уфх |
цчш |
щъыь |
эюя |
Ведущий.
- Перед вами карточки с числами и буквами. За минимальное количество времени вы должны отгадать. Участник, первая правильно отгадавшая этого ученого имеет возможность выбора категорию.
2 1 4 4 3 2
(Евклид.)
Ведущий:
- Перед вами игровое поле с 36 ячейками (рисунок 2). 12 ячеек красного цвета, в которых спрятаны вопросы по алгебре, 12 ячеек синего цвета, в которых находятся вопросы по геометрии и 12 ячеек желтого цвета, обозначающие общие вопросы. Вы выбираете категорию и в течение 20 секунды запоминаете расположение своих ячеек (рисунок 1). За правильные ответы своей категории вы получаете по 2 балла. Если же вы открываете ячейку своего соперника и правильно отвечаете на вопрос, то вы получаете 3 балла. А за ответы на общие вопросы вы получите по 1 баллу.
Рис. 1 Рис. 2
1. Вопросы по алгебре:
1.Как называется функция у = кх? (Прямая пропорциональность.)
2. Найдите корень уравнения х2 = -9? (Корней нет.)
3.Что больше: 2/5 или 0,5? (0,5.)
4.График функции у=х2. (Парабола.)
5.Зависимость одной переменной от другой. (Функция.)
6. Степень отрицательного числа с четным показателем. (Положительное число.)
7.Сумма одночленов. (Многочлен.)
8. Дробь, у которой числитель больше знаменателя. (Неправильная.)
9. Как называется первая координата точки? (Абсцисса.)
10. График обратной пропорциональности. (Гипербола.)
2. Вопросы по геометрии:
1. Луч, проходящий между сторонами угла и делящий угол пополам. (Биссектриса.)
2.Утверждение, требующее доказательства. (Теорема.)
3. Сколько квадратов изображено на рисунке?
(11)
4.Самая большая хорда в круге. (Диаметр.)
5. Треугольник, у которого два угла равны. (Равнобедренный.)
6. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана.)
7. Угол, больше прямого. (Тупой.)
8 . Разрежьте эту фигуру на 4 равные части.
9. Чему равен угол, смежный с углом, градусная мера которого 300?(1500.)
10. Из двух кубиков А и В только один такой же как и большой кубик на рисунке. Какой?
3.Вопросы на тему «Жизнь»
1. Из какой посуды невозможно ничего съесть? (Из пустой).
2. У моего отца есть дочь, но она мне сестра. Кто это? (Это я сама).
3. У лестницы 9 ступенек. Какая ступенька будет средняя? (Пятая).
4. Мише 2 года, а Люде 1 год. Какая разница в возрасте у них будет через 2 года? (Один год).
5. У бабушки Маши внучка Даша, кот Дымок, собака Пушок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Даша).
6. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр?(1)
7. Папу Пети зовут Иван Сергеевич, а дедушку - Николай Васильевич. Какое отчество у мамы Пети?(Николаевна)
8. Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2-е. На следующей остановке вошло 10 человек. На следующей вошло 3, вышло 8. На следующей вошло 4, никто не вышел. Затем на остановке один гражданин вошел с кучей обновок. Сколько же было остановок? (5)
9. Представьте, что вы водитель автобуса. На первой остановке вошло 5 человек .На следующей вышло 2-е никто не вошел. На следующей остановке вошло 10 человек. На следующей вошло 3, вышло 8. На следующей вошло 4, никто не вышел. Сколько же было лет водителю?
10. Когда невозможно поднять ногу?
4. Общие вопросы:
1.Сколько дней в году? (365 или 366.)
2. В каком месяце люди меньше всех разговаривают? (В феврале.)
3. Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов? (10 рублей.)
4. . В какой песне поется о сумме четырех и двух? (“Учат в школе”, ...К четырем прибавить два, по слогам читать слова...)
5. Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли утверждать, что через 48 часов будет солнечная погода? (Нет, так как будет опять ночь, 48 ч=2 суток.)
6. Часть огорода, которую прополола Галя за один час? (Производительность.)
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Жюри объявляет результаты, называет победителя.
Награждение победителей
Ведущий: В течение 30 секунд участники должны ответить на вопросы и постараться набрать максимальное количество баллов, тем самым, претендуя на игру во втором раунде, в котором играют 6 игроков.
Вопросы:
1. Наименьшее натуральное число. (Один.)
2. Треугольник с прямым углом. (Прямоугольный.)
3.Чему равна площадь прямоугольника? ( Произведению ширины на длину.)
4. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало. (Угол.)
5. Угол, градусная мера которого 180 градусов. (Развернутый.)
6. Какая цифра в переводе с латинского означает “ничего”? (0.)
7. Число, на которое делят. (Делитель.)
8.В обыкновенной дроби число, записанное над чертой. (Числитель.)
9. Угол в 10 рассматривают в лупу, дающую двукратное увеличение. Какой величины окажется угол? (10)
10. Число десятков в тысяче.(100.)
11. Сколько биссектрис в треугольнике? (3.)
12. Какую часть числа составляют 25%? (1/4.)
13.Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса.)
14. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.)
15. Сколько вершин у куба? (8.)
16. НОД взаимно простых чисел. (1.)
17. Неизвестное в уравнении. (Корень.)
18. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.? (Радиус.)
19. Дробь, меньшая 1. (Правильная.)
20. Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное.)