Сценарій " Виступ агітбригади дружин юних пожежних"

Про матеріал

на допомогу вчителю при підготовці команди дружин юних рятівників, повторення правил протипожежної безпеки, агітаційне навантаження щодо необхідності дотримання цих правил, популяризація професії рятувальника

Перегляд файлу

Тема :  Век живи-век учись

" -   обобщённый урок по теме "Фразеологизмы в устной и письменной речи"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Класс: 6
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме      « Фразеология».
Задачи:
а) образовательные
- закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, показать многообразие, разнородность фразеологизмов;
б) развивающие
- развивать творческое мышление, активность учащихся;
- формировать умение работать в группах;
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
в) воспитательные
- способствовать воспитанию любви к русскому языку, к устойчивым оборотам речи.

Оборудование: индивидуальные карточки , музыкальное сопровождение, слайды, жетоны для оценивания .

Ход урока

Одна голова хорошо, а две лучше.
(Поговорка)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Хочу урок начать с небольшого такого стихотворения :

Иван вчера баклуши бил –

Сегодня свет ему не мил.

Он у доски – ни в зуб ногой –

Стоит, бедняга, сам не свой.

Краснеет до корней волос

И уж совсем повесил нос.

Берись за ум! – давал совет, однако что-то толку нет.

Да, не идут  дела  на лад

Но кто- же в этом виноват?
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение правил, беседа .

Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.

III. ОБЬЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IV. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Тренировочное упражнение ( выписать фразеологизмы)

Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.

Ученик читает письмо:

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Дима.

Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

  1. Работа с эпиграфом ( объяснение значения пословицы, орфограммы)
  2. Разгадать ребус

C:\Users\User\Desktop\к-и творчий учитель\img8.jpg

 

 

4.Словарный диктант ( записать ответы  в тетрадь, взаимопроверка)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

5. Дополните следующие фразеологизмы( устно)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

6. Игра «Фразеологическое лото» ( слова написаны в 3 столбика, соединить с каждого столбика по слову, чтобы образовались фразеологизмы)

Ответы: клевать носом, повесить нос, водить за нос, оставить с носом, задирать нос, зарубить на носу.

7. Работа в группах.

Вы будете работать в группах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как все члены вашей группы закончат выполнять задание, капитан команды поднимает руку и показывает, что вы готовы отвечать. Выписать  на листочках  фразеологизмы со значением «бездельничать»,  «обманывать»,  «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Молодцы. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?

(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).

                                                Игра «Пантомима»

Показать, чтобы угадали другие группы

Поспешишь – людей насмешишь.

водить за нос

Сидеть сложа руки.

Глаза разбежались

Как воды в рот набрал.

Держать язык за зубами

Работа с фразеологическими словарями

    Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

8.Физкультминутка 

Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

  • Встанем, как аршин проглотили.
  • Проголосуем обеими руками.
  • Согнемся в три погибели.
  • Попрыгаем, как заяц.
  • Дадим задний ход.
  • Посмотрим друг другу в глаза.
  • Сделаем хорошую мину при плохой игре.
  • Побъем друг другу челом.
  • Разведем руками.
  • А теперь - руки в брюки.
  • Подержим нос по ветру.
  • Намылим друг другу голову.
  • Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

9.  Индивидуальная  работа на карточках.

Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль. Запишите  ………..предложение, выполните его синтаксический разбор, подчеркните орфограммы. Помните, фразеологизм является одним членом предложения.

Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках. Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править. У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счаст..я.

V . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

  • Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания и т. д.)
  • Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?
  • Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку 
  • Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу?  Что вам далось легко при изучении этой темы, что было трудного, что вы преодолели , несмотря на трудности?
  • У вас на столах лежат  смайлики, покажите ваше настроение?

VI. ОЦЕНКИ

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
     Но это ещё не конец нашей встречи. Я придумала  для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. Вам нужно написать сочинение, используя как можно больше фразеологизмов.  Примеры сочинения, я вам раздам , на основе которых вы напишите свои. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка или рассказ. Для его написания  ещё  можете обратиться к  фразеологическому словарю.

 Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

Мне было приятно с вами работать . Спасибо. До свидания!

 

 

Пример сочинения:
                                             Попались на удочку.

      Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
      Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.
    У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
    И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

 

Золотая рыбка.

     Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра  в школе  должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.

    Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике  она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас  ей никак не хотелось ударить в грязь лицом и снова быть на высоте.  Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз… «Вот, посмотри, что я тебе приготовила !»- сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки.  Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.

«Спасибо, мамочка! «– не помня себя от счастья, вскрикнула Анечка. Ей не терпелось примерить костюм. Не было сомнений, что «золотая рыбка» будет одной из лучших на маскараде, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону. Мама, не теряя времени, принялась за работу. Дочка тоже не хотела сидеть сложа руки, хотя ходила уже вокруг мамы как сонная муха. «Быстро спать, тебе нужно выспаться,»- сказала мама. Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм.      Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм. На маскарад Анюту собирала вся семья. Все восторженно глядели на «Золотую рыбку». 

    И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.   Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз – большую энциклопедию о животных.  «Спасибо, мамочка! Как я тебя люблю!»- прошептала девочка, оглядывая зал счастливыми глазами.

    По пути домой она думала : «Интересно, какой же костюм придумает мама в следующий раз?»


Список литературы

1. Всё для  аттестации учителя русского языка и литературы. – Харьков; Веста: издательство « Ранок», 2008. – с.224

2.Гатаулина Н.А. Обобщающий урок-игра по русскому языку в 6-ом классе по теме «Лексика. Фразеология». http://nsportal.ru .

3.Иванова Г.А. Разработка урока русского языка в 6-ом классе по теме «Фразеологизмы». http://festival.1september.ru .

4. Куркина С.А. Урок-игра по русскому языку в 6-м классе по теме «Фразеологизмы». http://nsportal.ru.

5. Неделя русского языка и литературы в школе. Ж. В. Пилипенко, Л. Д. Донина   -  Харьков : Веста: издательство « Ранок», 2008. – с. 160

6.http://www.otrezal.ru.

7.http://frazbook.ru.

 

docx
Додав(-ла)
Баран Ольга
Додано
18 березня 2018
Переглядів
998
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку