Пояснительная записка (О материале)
Современные дети поколения Z, у которых развито «клиповое» мышление, обучаются по принципу «успеть за 5 минут». У них мозг автоматически отделяет нужное от возможного, поэтому процесс восприятия идет быстрее, что требует от учителя наталкивания их на нужную информацию. Неоспоримым средством визуализации является схема.
Схема - средство наглядности в обучении, являющееся не только иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, но и ключом к решению практических задач. Схема активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность, учит выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, что позволяет учителю на уроке развивать не только предметные, но и ключевые компетентности (в частности, математическую – представлять информацию в различных формах (таблицах, схемах), устанавливать причинно-следственные связи) в соответствии с требованиями Концепции Новой украинской школы.
Учителя схема может привлечь простотой составления и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски.
Вашему вниманию предлагаются схемы, которые учитель может использовать как сопровождение к циклу уроков по русскому языку по теме «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе.
Представленный материал поможет учителю ознакомить учащихся с правилами постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Схемы дадут возможность учащимся понять смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений, развивать умения использовать двоеточие и тире в соответствии с пунктуационными правилами.
Надеюсь, что предложенный материал поможет учителю заинтересовать учащихся, наглядно объяснить тему, формировать на уроках предметные и ключевые компетентности у школьников, а ученикам – качественно овладеть учебным материалом.