Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения?
Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Приём «Синквейн»
Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово «синквейн» - французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила, которые в незначительной мере варьируют от автора к автору.
Правила написания синквейна:
1 строка - заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка - фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка - одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
СИНКВЕЙН - приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет.
Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Написание синквейнов целесообразно предложить как при введении в тему, так и при проведении итоговых уроков. Ученики увлеченно работают и, обычно, к концу урока в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей идеи, которые они могут сопоставить со своими.
Рекомендации
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, скудностью словарного запаса, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу. После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Области применения
Синквейн, как метод обучения, универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн – это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн – это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Составление синквейна – это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов – литература, история. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках математики.
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Синквейн – это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Математические синквейны
Математика
Точная, красивая,
Учит, решает, развивает
Думать, решать - много знать
Важно
Математика
Занимательная, увлекательная
Cистематизирует, развивает, обогащает
Её учить – ум точить
Царица
Математика
Развивающая, загадочная
Мыслить, рассуждать, понимать
Не зная математики, не знаешь ничего
Царица наук!
Математика
Интересная, великая
Думать, спорить, доказывать
В порядок ум приводит
Гениально!
Математика
Наука точная
Сижу, пишу, учу
Волненье, напряженье
Сложно!
Математика
Точная, увлекательная,
Думать, рассуждать, решать
Ум свой развивать!
Логика!
Математика
Загадочная, интересная
Мыслю, творю, решаю
Напрягать мозги - это здорово!
Наука!
Математика
Серьёзная, занимательная
Учим, доказываем, вычисляем
Математике почёт и уважение!
Знание.
Математика
Строгая, логичная
Учит думать, считать, рассуждать.
Нам нравится наука сложная
Полезно знать!
Математика
Непознана, глубока
Увлекает, манит, забавляет
из кирпичиков - чисел мир собирает
Занимательно.
Математика
Сложная, точная
Помогает, вычисляет, развивает
Любимый предмет -ужасно интересный,
Полезно!
Математика
Сложная, весёлая.
Решаю, считаю, черчу.
Она - любимый мой урок.
Точная!
Математика
Увлекательная, познавательная
Решает, считает, рассуждает
Математика- царица наук
Восхитительно!
Математика
Точная, грамотная, умная
Учит, решает, вычитает
Школьное расписание- любимый предмет
Классно!
Математика
Занимательная, нужная
Думаем, соображаем, решаем
Мой любимый урок - математика
Обожаю!
Математика
Трудная, сложная, иногда- невозможная
стараться, не спотыкаться, думать, "вгрызаться"
С делом не знаться- дураком остаться
Надо!
Математика
Занятная, непонятная, но всё же приятная
Не отступать, решать, считать
Маленькое дело лучше большого безделья
Работа!
Математика
Занимательная, поучительная
Решает, заставляет, считает
Учиться, учиться, учиться
Здорово!
Математика
Точная, развивающая
Учит, находит, помогает
Математика - царица!
Сила
Дробь-
Правильная, неправильная,
Делит, показывает, увлекает,
Помогает хорошо решать.
Число!
Число «пи»
Иррациональное, загадочное,
Увлекает, забавляет, измеряет.
Отношение длины к диаметру.
Загадочно!
Прямоугольник.
Важный, прямой.
Решать, доказывать, находить.
Имеет равные диагонали.
Параллелограмм.
Парабола,
Красивая, симметричная,
Строить, исследовать, находить.
График квадратичной функции.
Полезная!
Функция.
Возрастающая, убывающая.
Исследовать, решать, изучать.
Зависимость между переменной и аргументом.
Нужная.
Медиана
Важная, нужная.
Строить, чертить, находить.
Делит сторону пополам.
Полезная!
Биссектриса
Красивая, ровная.
Изображать, решать, думать.
Делит угол пополам.
Важно!
Высота
Строгая, ровная.
Доказывать, строить, вычислять.
Перпендикуляр к противоположной стороне.
Умение!
Теорема
Прямая, обратная.
Доказывать, изучать, запоминать.
Развивает логическое мышление.
Трудно!
Степень
Понятная, лёгкая.
Решать, вычислять, считать.
Произведение нескольких множителей.
Интересно!
Задача
Трудная, непонятная.
Думать, рассуждать, решать.
Развивает логическое мышление.
Получится!
Геометрия
Новая, важная
Доказывать, запоминать, рассуждать.
Наука о различных фигурах.
Сложная.
Функция
Убывающая, возрастающая
Подставляем, считаем, чертим
Функция играет важную роль
Зависимость
График
Линейный, изогнутый
Убывает, возрастает
С помощью графика можно наблюдать состояние чего-то в течение времени
Линия
Треугольник
Равнобедренный, равносторонний
Доказываем, измеряем, чертим
Прямой угол треугольника
Фигура
Прямые
Пересекающиеся, параллельные
Строим, проектируем, совмещаем
Все прямые не имеют ни начала, ни конца
Бесконечность
Круг
Круглый, идеальный
Чертим, измеряем, доказываем
Конечная часть плоскости, ограниченная окружностью
Фигура
Окружность
Бесконечность, замкнутая
Вычисляем, чертим, доказываем
Ее легко чертить
Фигура
Касательная
Прямая, ровная
Ищем, рисуем, измеряем
Имеет с окружностью общую точку
Прямая линия
Диаметр
Прямой, ровный
Чертим, проводим, находим
Диаметр как два радиуса
Прямая
Квадратное уравнение
Полное, неполное
Записываем, вычисляем, находим
С помощью квадратного уравнения можно решить задачу.
Ответ.
Теорема Пифагора
Строгая, логичная.
Строим, доказываем, вычисляем.
Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах.
Прямоугольный треугольник.