Разряды прилагательных по значению. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.

Про матеріал

Дать понятие о разрядах имени прилагательного; формировать умения и навыки в разграничении и выделении качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; воспитывать чувство любви к языку стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Перегляд файлу

Разряды прилагательных по значению. Правописание кратких прилагательных с основой  на шипящий.

Цель урока: дать понятие о разрядах имени прилагательного; формировать умения и навыки в разграничении и выделении качественных, относительных и притяжательных прилагательных;  развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; воспитывать чувство любви к языку стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика. 

Оборудование: компьютеры (10), мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронная презентация с необходимыми изображениями, интернет.

Ход урока

Организационный момент

- Давайте , друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда — за работу!

Удачи желаю всем вам.

 Мотивация учебной деятельности

- Прослушайте притчу о перевёрнутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел камень, на котором было написано:"Переверни, и ты узнаешь новое». Он с огромным трудом перевернул его и прочел древнюю надпись на другой стороне:

«Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты уже знаешь, ты не обращаешь в действие?»
С сайта http://www.inpearls.ru/

-В чём  смысл притчи?

 Актуализация опорных знаний

 1) Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»

https://www.youtube.com/watch?v=cK8af0m4HpA  (сек. 12.43)

  • Ребята, давайте допишем  письмо, которое писал Дядя Фёдор домой, а дописывали его Шарик и Матроскин. Оно перед вами. (письмо с пропусками)

      «Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он (…). А ещё у нас печка есть (…). Я так люблю на ней отдыхать!

     Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (…) мои папа и мама, жизнь у меня была (…), полная лишений и                     . Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. (…) шерсть с меня сыплется- хоть в дом не заходи. Зато (…) растет - (…) и (…) . Просто каракуль.

      (…) папа и мама! Вы меня теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком (…) и лохматость повысилась. Я такой (…) стал, прямо -ух.

    До свидания. Ваш сын — Дядя Шарик.»

(Тёплый, тёплая, дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая, Дорогие, холодный, здоровый)

  • Каких слов не хватает в тексте?
  • Правильно , прилагательных. Посмотрите, вот они у нас разбросаны в беспорядке. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.

                                                    (дети работают с карточками, вставляя в них слова)

  • Читаем, что получилось.
  • Какой текст понятнее, интереснее?
  • За счет каких слов это достигается?
  • Что же такое прилагательное?        (ответы учащихся)

2) Проверка изученного материала. Образуйте от  данных прилагательных все возможные степени сравнения. (взаимопроверка).

 Постановка учебной задачи.

  • Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока. ( три столбика прилагательных)

зеленый             лесной                 мамин

огромный          зимний               олений

вежливый          ледяной               отцов

 

  • Что обозначают слова в первом столбике?

                                                               ( цвет, размер, качества человека)

  • Что обозначают прилагательные во втором столбике?

                                                              (место, время, материал)

  • В третьем?

                                                          (принадлежность предмета кому-либо)

  • Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

                                            ( они делятся по значению на 3 группы)

  • Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

                                                   (группы прилагательных по значению)

 

Дети записывают дату и тему урока.

  • Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?
  • Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

                                                           (дети называют задачи урока: узнать          

                                                           признаки каждого разряда и научиться 

                                                            определять разряд прилагательных)

  1. Прослушивание проектов, подготовленных дома (рассказ о зимних праздниках)

  Для того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. У нас имеются 3 экспериментальные группы.

 Не забыли, как надо работать в группе?

                                                                     ( тихо, не мешая другим, потому что 

                                                                       каждый отвечает за всю группу)

 

Изучение нового материала

Каждая группа получает задание. (деление на группы: А1,А2,А3,А4, Б1, и т.д.)

 1 группа.

- Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.

- Попробуйте поставить их в краткой форме.

- Подберите антонимы.

- Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

- Употребите со словом очень.

-Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

- На основании данных заданий, сделайте вывод:

-  Как можно назвать эту группу прилагательных?

-  Какие особенности у них?

Качественные прилагательные-… http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395ea4-0a01-0355-01ad-bfde7876b4f2/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_271%5D.swf

Вагнер Н.П.

Новый год

С Новым годом! С Новым годом! И все веселы и рады его рождению.

Он родился ровно в полночь! Когда старый год — седой, дряхлый старикашка — укладывается спать в темный архив истории, тогда Новый год только, только что открывает свои младенческие глаза и на весь мир смотрит с улыбкой.

И все ему рады, веселы, счастливы и довольны. Все поздравляют друг друга, все говорят:

— С Новым годом! С Новым годом!

Он родится при громе музыки, при ярком свете ламп и канделябр. Пробки хлопают! Вино льется в бокалы, и всем весело, все чокаются бокалами и говорят:

— С Новым годом! С Новым годом!

А утром, когда румяное морозное солнце Нового года заблестит миллионами бриллиантовых искорок на тротуарах, домах, лошадях, вывесках, деревьях; когда розовый нарядный дым полетит из всех труб, а розовый пар из всех морд и ртов,— тогда весь город засуе­тится, забегает. Заскрипят, покатятся кареты во все стороны, полетят санки, завизжат полозья на лощеном снегу. Все поедут, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года.

 

2 группа

-Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.

 Попробуйте:

-Поставить их в краткой форме.

-Подобрать антонимы.

-Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

-Употребить со словом очень.

-Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

-На основании данных заданий, сделайте вывод:

 -Как можно назвать эту группу прилагательных?

- Какие особенности у них?

Относительные прилагательные-…     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395eaf-0a01-0355-000c-4cee7e599431/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_273%5D.swf

 

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)

Рождество

Снежок ты знаешь? Здесь он - редко, выпадет - и стаял. А у нас, повалит, - свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах - сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях - вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит - и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай - увязнешь. Тихо у нас зимой, и глухо. Несутся деревянные санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья.

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче…
Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, - душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик - льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..

В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу.

 

3 группа

-Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.

 Попробуйте:

-Поставить их в краткой форме.

-Подобрать антонимы.

-Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

-Употребить со словом очень.

-Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

- Как можно назвать эту группу прилагательных? На какие вопросы они отвечают?

 -Какие особенности у них?

Притяжательные прилагательные-…   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395eb7-0a01-0355-0101-ac1c2844ef62/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_275%5D.swf

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)

Святки

Рождество...
Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне -
Христос рождается - славите!
Христос с небес - срящите! - слышится хруст морозный.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество. В детстве таким явилось - и осталось.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)

КРЕЩЕНЬЕ

Ни свет, ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, - трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из теплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени и таращатся огненные маски – хитрая лисья морда и румяная харя, которую не любит Горкин. Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно, а то может и прирасти, и не отдерешь вовеки.

Занавески отдернуты, чтобы отходили окна. Стекла совсем замерзли, стали молочные, снег нарос, - можно соскребывать ноготком и есть. Грохаются дрова в передней, все подваливают топить. Дворник радостно говорит - сипит: "во, прихватило-то... не дыхнешь". Слышу - отец кричит, голос такой веселый: "жарчей нажаривай, под тридцать градусов подкатило!" Всем весело, что такой мороз. Входит Горкин, мягко ступает в валенках, и тоже весело говорит:
- Мо-роз нонче... крещенский самый. А ты чего поднялся ни свет, ни заря... озяб, что ль? Ну, иди, погрейся. Мороз, говорят, поотпускает.
Выступление групп. С демонстрацией

Подведение итога:          Заполнение таблицы

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название

Значение

Примеры

Качественные

признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени

темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие

Относительные

признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал, из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению

серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотое шитье; городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро; спортивная обувь, стиральная машина

Притяжательные

признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?)  

мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Притяжательные – чьи – то
Относительные – из чего – то
Качественные – больше или меньше чего – то

Правописание кратких прилагательных изучают самостоятельно по учебнику.

Закрепление.

1) Распределительный  диктант. . По цепочке учащиеся определяют разряд прилагательного.

- Распределить имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, холодный день, сердечный привет, Серёжин портфель, Берингов пролив, детская литература,  городской парк, змеиная улыбка, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, двойной подбородок, постное лицо, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, беличий воротник, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, точильный станок, змеиный яд, постное масло, мышиный хвостик, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Черное море, 

 

2) Выполнение упражнения по учебнику(на правописание кратких прилагательных)

Подведение итогов урока.

3) Электронное задание "По какому признаку характеризуется предмет?". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399508-0a01-0355-0000-c02a2086e628/%5BRUS6_099%5D_%5BQS_297%5D.html

4) Электронное задание "По отношению к чему характеризует предмет?". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3995e5-0a01-0355-014c-7deb31809397/%5BRUS6_099%5D_%5BQS_304%5D.html

Промежуточный тест. Выставление оценок.

http://russkiy-na-5.ru/articles/177#top морфологические признаки прилагательных.

 

Рефлексия.

- Какие слова чаще всего использовали на уроке?

- Можно ли обойтись без прилагательных?

- Какую роль они играют в речи?

 

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е.

 

  • Ребята, давайте мы с вами , как и автор этого стихотворения, подберём  слова «благодарности»  имени прилагательному. Составим синквейн на тему «Имя прилагательное».

 

Прилагательное

Интересное , поучительное

Знать, находить, пользоваться.

Моя любимая часть речи

Важно.

 

Домашнее задание. (по выбору учителя)

 

docx
Додано
24 січня 2018
Переглядів
1239
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку