Урок з російської мови "Назывные предложения"

Про матеріал
Розробка уроку з російської мови для учнів 8 класу із робочою карткою уроку та додатковими матеріалами.
Перегляд файлу

Дата:                 Класс:

 

Урок №                                       Тема:   «Назывные предложения».

 

Цели урока:

познакомить обучающихся с новым видом односоставных предложений с главным членом – подлежащим; дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления;

научить находить в тексте назывные предложения, использовать их как средство выражения художественной действительности.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить изученный ранее материал по теме «Односоставные предложения»
  2. Ввести понятия «односоставное предложение с главным членом – подлежащим», «назывное предложение»
  3. Показать значение и сферу употребления назывных предложений, их роль в художественной литературе.
  4. Развивать связную речь обучающихся, учить их использовать изучаемый вид предложений для описания произведений искусства.
  5. воспитание любви к слову, к поэзии, к русской литературе.

 

Оборудование:

  • учебники и тетради, записи на доске,
  • опорные таблицы односоставных предложений,
  • цитаты из стихотворений русских поэтов,
  • репродукции с картин В.Серова «Девушка, освещённая солнцем», «Девочка с персиками»
  • карточки с заданиями.

 

Тип урока: объяснение нового материала

 

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Блиц-опрос.

Учитель: - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

 Ученик: - В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.                      

Учитель: - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?  

Ученик: (По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)

 

Учитель: - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Ученик: (Определенно-личные, неопределенно – личные, безличные.)

Учитель: - Какие предложения называются определенно-личными?

Ученик: (Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со    сказуемым-глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)

Учитель: - Какие предложения называются неопределенно-личными?

Ученик: (Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
   

Учитель: - Какие предложения называются безличными?

Ученик: (Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.)

 

2.Мини – тест. Определите тип односоставного предложения 

Задание:  дайте  характеристику  предложениям  по  наличию  грамматических основ.

1.Брожу  по  набережной  снова.                            (определенно –личное)

2.Повеет  полем,  первой  бороздой.                                    (безличное)

3.Его  везли  из  крепости,  из  Бреста.                 (неопределенно – личное)

4.Цыплят  по  осени  считают.                                  (обобщенно – личное)

5.В  лесу  держался  запах  прелой  травы.                    (двусоставное)

                 6.Уже  смеркалось,  и  в  комнате  стало  темно.            (сложное)

 III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

 

– Какую картину рисует перед нами автор? (Картину пробуждающегося утра.)

– Какие части речи автор использует в своем произведении? (Существительные и прилагательные.)

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. 

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Харьков», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Кафе», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Харьковский авиационный институт», «Макдоналс» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! » У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.Надеюсь,что теперь мы будем чаще встречаться.

  Учитель      – Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон; может быть распространенным и нераспространенным.)

  Учитель: Назывные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим. (В назывных предложениях утверждается наличие какого-либо предмета или явления). В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определением. К этому можно добавить, что несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений. 

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 93)

5. Упражнение 227 (устно)

6. Работа с карточкой:   Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

(Материалы к уроку)

 

Односоставные предложения

ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главный член предложения – сказуемое)

Способ выражения главного члена

НАЗЫВНЫЕ
(главный член предложения – подлежащее)

Способ выражения главного члена

1. Определённо-личные

 

Назывные

Имена сущ, прил, числит, мест.

2. Неопределённо-личные

 

3. Обобщённо-личные

 

4. Безличные

 

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье. Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Например:Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

  

Следует запомнить: предложения, включающие подлежащие и дополнения, подлежащие и обстоятельства, являются двусоставными, хотя в них отсутствует сказуемое.

Например: Над полями, над лесами птичий гомон, детский смех. (Ю.Друнина).  

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)

2. Работа с учебником. Выполнение упр. №229

3. Работа с карточкой  (Материал к уроку)

Учитель: Пора научиться находить назывные предложения. Задание: выделить грамматические основы, найти односоставные предложение, указать его вид:

  1.   двусост.
  2. о/л
  3. н/л
  4. б/л
  5. назывное (распр. или нераспр. – указать)

      

  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,

    Бессмысленный и тусклый свет. ( «Двенадцать» А.Блок)   н

 

2. Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов)  н/л

3.Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин)    о/л

4. Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)      об/л

5. Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)       н

 6. Души глубокая печаль

     Стремится дерзновенно вдаль (А.С. Пушкин)  двус.

 

4. Работа с репродукциями картин (работа в мини группах)

Учитель: А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художника слова и, используя назывные предложения, написать сочинение-миниатюру, попробуем составить текст описания репродукций картин, лежащих у вас на парте. Работаем в мини группах. Постараемся использовать только назывные предложения. Сделаем вывод, возможно ли это. (Материалы к уроку)

 

5. Учитель:-Где чаще всего употребляются назывные предложения? - В основном в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и  журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.) Оказывается, многие поэты и писатели используют такой приём. Например, А.А.Фет.

Обратимся к ещё одному пейзажу, изображённому в стихотворении А. Фета (Стихотворение написано на доске). Прочитайте его.

 

Чудная картина!

 Как ты мне родна.

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

 

Отметьте грамматические основы предложений.

- Как вы думаете, какое значение придают стихотворению подлежащие? Посмотрите, в стихотворении нет глаголов, нет действий.

VI. Анализ текстов

1. Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

– При помощи назывных предложений автор рисует картину моря в ожидании бури.

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.(Д. Кедрин.)

– При помощи назывных предложений автор рисует картину старой березовой рощи.

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

 

– При помощи назывных предложений автор рисует сказочную картину осеннего леса, похожего на дворец.

 

Учитель: Давайте подведём небольшой  итог:

  • С каким новым видом односоставных предложений мы познакомились? (С назывными предложениями)
  • Для чего чаще всего используются назывные предложения? (Чаще всего они используются для создания ярких картин природы, описания портретов в художественной литературе).
  • Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
    Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений:

Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое);

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт);

Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. — День (А. Чехов).

VIII. Подведение итогов урока

1. Рефлексия.

Учитель: Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме.

Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.

2. Блиц-опрос (работа с карточкой)

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

3.  Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия».

ІХ.   Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Упражнение №234. Составить текст (сочинение-миниатюру) с использованием назывных предложений.
  2. Упражнение №236

 

            3.   Выучить теорию темы №27,стр.93

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

 

Карточка урока «Назывные предложения»

1. Задание:  дайте  характеристику  предложениям  по  наличию  грамматических основ.

 

1.Брожу  по  набережной  снова.                          

 

2.Повеет  полем,  первой  бороздой.                                    

 

3.Его  везли  из  крепости,  из  Бреста.                 

 

4.Цыплят  по  осени  считают.                                

 

5.В  лесу  держался  запах  прелой  травы.                

                

                6.Уже  смеркалось,  и  в  комнате  стало  темно.            

 

2. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

 

Односоставные предложения

ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главный член предложения – сказуемое)

Способ выражения главного члена

НАЗЫВНЫЕ
(главный член предложения – подлежащее)

Способ выражения главного члена

1. Определённо-личные

 

          Назывные

Имена сущ-ые, прил-ые, числит-ые, местоимения.

2. Неопределённо-личные

 

3. Обобщённо-личные

 

4. Безличные

 

3.Задание: выделить грамматические основы, указать его вид:

  1. двусост.
  2. о/л
  3. н/л
  4. б/л
  5. назывное

         6.    об/л

        

1.  Ночь, улица, фонарь, аптека,

    Бес…мыслен…ый и тусклый свет. ( «Двенадцать» А.Блок)  

 

2.  Вам не в…дать таких сраж…ний. («Бородино» М.Ю. Лермонтов) 

 

3.  Сижу за р…ш…ткой в т…мнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин)   

 

4.  П…том его в степи без ч…вств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)     

 

5.  М…роз и солнце; день ч…десный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)      

         

 6.  Души глубокая п…чаль

       Стремит(ь?)ся дерзн…венно вдаль (А.С. Пушкин) 

 

4. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения?

– Назывные – двусоставные предложения?

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

– Может ли назывное предложение быть распространённым?

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным?

Репродукции картин

 

 

Похожее изображение

 

Похожее изображение

 

Похожее изображениеПохожее изображение

 

Картинки по запросу картины русских художников о природе Картинки по запросу картины русских художников о природе

      

Похожее изображение

 

Похожее изображение

 

 

Похожее изображение Похожее изображениеПохожее изображение

 

 

Похожее изображение

 

 

Похожее изображение

Похожее изображениеПохожее изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
21 січня 2020
Переглядів
994
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку