Сопровождение детей с нарушением слуха в условиях инклюзии
Психолого-педагогическое сопровождение - это системная деятельность, направленная на создание сложной системы условий, способствующих развитию знаний, умений и навыков, успешной адаптации, личностному развитию, нормализации отношений с целью успешной интеграции и самореализации личности.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми образовательными потребностями к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Данные группа детей неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Разделяют:
Среди детей с особыми образовательными потребностями особую группу образуют дети с нарушением слуха, они различаются между собой по времени, когда произошло нарушение (до начала формирования речи или когда речь уже была сформирована), по характеру нарушения слуха (кондуктивное, сенсоневральное и смешанное) и по степени (по тяжести) нарушения (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота). Подробнее об этом можно прочитать у И.В.Королевой «Помощь детям с нарушение слуха».
Кроме того, дети этой категории могут иметь и дополнительные нарушения.
Выделяют три основные категории детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.
Глухие дети имеют глубокие двусторонние нарушения слуха, которые могут быть наследственными, врожденными или приобретенными в раннем детстве - до овладения речью. Они не воспринимают громкость речи и без специальной (корректирующей) подготовки устная речь не развивается. Использование слухового аппарата или кохлеарного имплантата является необходимым условием для развития речи. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или имплантатов они испытывают трудности в восприятии и понимании речи других людей.
У слабослышащих детей отмечено нарушение слуха разных степеней (легкое, умеренное, значительное и тяжелое), т. е. возможности восприятия речи ограничены от незначительных трудностей в понимании шепотной речи до полной непонятности разговорной громкости. Они могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако эти дети достигают наилучшего результата в процессе специально организованного, коррекционного и развивающего обучения. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяют специалисты (аудиолог и аудиопедагог).
Позднооглохшие — это дети, которые потеряли слух из-за какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть в двух-трехлетнем и более позднем возрасте. Потеря слуха может быть различной - полная, близкая к глухоте или наблюдаемая у слабослышащих людей. Основная задача - сохранить свою речь и развивать ее дальше. Рекомендую по этой теме работы Р.М.Боскис.
Нарушение слуха неизбежно приводит к различным особенностям развития познавательной сферы: зрительное восприятие имеет меньший объем, замедленный темп, отличается неточностью; внимание характеризуется трудностями распределения, переключения; образная память развита лучше, чем словесная; мыслительные операции анализа преобладают над синтезом.
Глухие и слабослышащие школьники испытывают трудности при формировании основных видов деятельности. В личной сфере гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, неуверенность в себе, страх особенно заметны. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задачи, окружение, неизвестные им люди) может быть различной по форме: забота, отказ от общения с незнакомцем, прихоти и агрессия. Нарушенные эмоциональные проявления характерны для детей с нарушениями слуха; они не всегда понимают эмоции других в определенных ситуациях, они не знают, как сопереживать, им трудно выразить свои чувства и желания при общении с другими.
Эти дети также различаются по уровню развития речи. Нарушение слуха в первую очередь влияет на формирование той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора - на формирование речи. При прочих равных условиях, чем меньше снижается слух, тем выше уровень развития речи ребенка; чем позже произошло нарушение слуха, тем менее пагубно оно повлияло на состояние речи.
Устная речь воспринимается детьми с нарушением слуха тремя способами - слухо-зрительным, слуховым, зрительным. Наиболее полный слухо-визуальный способ - это когда ребенок видит лицо и губы говорящего и «слышит» его с помощью слухового аппарата / кохлеарного имплантата.
В соответствии с педагогической классификацией и особенностями организации специального образовательного пространства детей школьного возраста с нарушением слуха можно разделить на несколько групп.
Дети первой группы (чаще слабослышащие I-II степени, позднооглохшие (постлингвальная глухота)) испытывают затруднения при восприятии отдельных элементов речи и шепота. Они обладают достаточно объемным словарным запасом, неправильно произносят лишь отдельные звуки, допускают аграмматизмы, испытывают незначительные затруднения при составлении связного высказывания. Они могут успешно обучаться в общеобразовательных школьных организациях при условии применения в минимальном объеме специальных материально-технических ресурсов.
Ко второй группе (слабослышащие III-IV ст. и часто позднооглохшие (перилигвальная глухота)) относят детей, нуждающихся в коррекционно педагогической работе с раннего возраста. Для них характерны трудности при восприятии речи, сниженный, по сравнению со слышащими, объем словарного запаса; они произносят звуки смазано или искаженно, не владеют интонационным оформлением речи, имеют стойкие аграмматизмы; обнаруживают неуверенность при создании связного высказывания. Детям второй группы требуются специальные материально-технические и коррекционно-развивающие условия в школьной организации.
Третью группу (глухие) составляют дети с тяжелым системным недоразвитием речи. У них отмечаются значительные трудности в восприятии речи, резко ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, отсутствие связных высказываний. Им рекомендуется обучение в СКОУ; включение в инклюзивную среду возможно только при наличии полного пакета материально-технических ресурсов и комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Тем не менее, потенциальные возможности детей с нарушением слуха достаточно велики. При эффективном слухопротезировании и (или) кохлеарной имплантации в условиях квалифицированной педагогической помощи, организованной в оптимальные сроки (в младенческом и раннем возрасте), даже глухие школьники могут приблизиться к нормально слышащим сверстникам по уровню психического и речевого развития.
Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей познавательного и личностного развития обучающихся с нарушением слуха надо указать следующие:
Отбор приемов и методов обучения для организации образовательного процесса ребенка с нарушенным слухом в инклюзивном пространстве определяется некоторыми особенностями, важнейшими из которых будут:
В инклюзивном обучении с глухими и слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе.
Применение наглядных методов требует от педагога учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.) и использовать доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике, содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Необходимо заранее подготовить словесные комментарии, обобщение информации, выделение главного в содержании. Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.
Практические методы обучения (метод упражнений, драматизация, лабораторные и практические работы, игры и др.) также широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушениями слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.
При проведении лабораторных и практических работ учитель демонстрирует способы и приемы наблюдения, обследования объектов, различные технологии работы, в том числе в изменяющихся условиях.
Использование дидактических, ролевых игр активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует личностное развитие, помогает естественным образом обеспечить взаимодействие и общение ребенка с нарушенным слухом в коллективе обычных детей.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
Особенности речевого развития детей требуют соблюдения некоторых условий при использовании словесных методов:
Формы организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом также являются значимой составляющей в условиях инклюзии.
В условиях сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы необходимо шире использовать такие формы работы как групповые, подгрупповые (команды, бригады), работа в парах и индивидуальная работа тьютора с учащимся. Хорошие возможности участия глухого или слабослышащего ребенка в коллективной учебной работе класса дает проведение уроков в нестандартной форме: деловые, ролевые игры, урок — КВН, урок-конкурс, урок- конференция, учебно-практическое занятие. Огромным потенциалом обладает участие не слышащего ребенка в работе над исследовательским или творческим проектом совместно с другими учащимися, презентация и защита этих проектов.
Так же, учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен обязательно знать, что необходимо:
Учитель при появлении в классе ребенка с нарушенным слухом непременно будет взаимодействовать с родителями данного ученика и поэтому необходимо быть готовым к данной встрече. Самое главное это выстраивание доверительных, партнерских отношений.
Родители, как правило, заинтересованы во взаимодействии с учителем и совместной помощи ребенку в учебе и интеграции в коллектив. Но среди родителей детей с нарушенным слухом, могут встретиться не только слышащие родители, но и (чаще всего) родители с нарушенным слухом (слабослышащие, глухие), для налаживания первого контакта можно воспользоваться помощью сурдопедагога.
Организация плодотворного сотрудничества с родителями ребенка с нарушением слуха предполагает:
1. Проведение бесед, классных собраний с использованием помощи сурдопедагога или родителей владеющих жестовой речью, с их согласия. Проанализируйте после беседы, насколько правильно оценивают родители возможности ребенка в обучении, понимают ли важность и необходимость речевого общения в семье. Покажите родителям, что вы заинтересованы в совместной помощи ребенку.
2. Регулярный обмен информацией. Для этой цели можно использовать специальную тетрадь, в которую можно не только записывать домашние задания для опережающего обучения, но и информировать родителей об академических успехах и проблемах. Так же в данную тетрадь можно вписывать вопросы к другим специалистам (аудиологу, сурдопедагогу). Дополнительно удобно пользоваться электронной почтой или мессенджерами (Viber, WhatsApp).
3. Сообщайте родителям, как развивается слуховое и речевое поведение ребенка. Не забывайте сообщать не только о проблемах, но и о позитивных изменениях. Такое общение позволяет убедить их в вашей заинтересованности в достижениях ребенка, в том, что вы понимаете его проблемы.
4. Пригласите родителя и сурдопедагога в класс на урок. Они лучше знают слухоречевые возможности и личностные особенности ребенка. Они могут дать вам полезные советы, которые помогут выбрать стиль общения и приемы обучения, наиболее благоприятные для речевого развития ребенка и его успешного обучения.
5. С помощью родителей установите контакт со специалистами которые могут оказать вам помощь: сурдопедагогом, сурдопсихологом. Взаимодействие с ними поможет вам решить проблемы, с пониманием и обучением ребенка с нарушенным слухом.
Список использованной литературы