Презентация предназначена для использования во время дистанционного обучения на уроке русского языка в 8 классе по теме: "Способы передачи чужой речи".
Прямой речи Косвенной речи Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О Чужая речь может передаваться с помощью:
Номер слайду 3
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. 3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. 4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Номер слайду 4
Определите в предложениях способ передачи чужой речи. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Номер слайду 5
Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.
Номер слайду 6
Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
Номер слайду 7
А : « П. » 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а 7) « П, - а, - п.» 8) « П, - а. - П.» 9) « П ? – а. – П.» 10) « П ! – а. – П.» Схемы оформления прямой речи на письме
Номер слайду 8
«П», - а. «Здесь надо было повернуть налево,» - сказала пассажирка водителю. «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди. «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса. А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом». А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!» А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»
Номер слайду 9
Схемы «разорванной» прямой речи "П, – а, – п". «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово». "П, – а. – П". «Сообщи, когда доберешься, - сказала мама. – Мне будет спокойней». А: "П" – а. Диктор сообщил: «Это были последние новости,» - и передал слово синоптикам. А: "П!" – а. Девочка крикнула в отчаянии: «Все равно у меня будет собака!» - и убежала в слезах. А: "П?" – а. Женщина вскрикнула: «Как такое возможно?» – и рухнула на скамейку. "П, – а, – п. П". «Нам так хорошо вместе, - сказала Ира, - как раньше. Давай больше не будем расставаться». "П, – а. – П". «Мало приготовить вкусную еду, - сказал шеф-повар. – Ее нужно еще правильно подать».
Номер слайду 10
Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Так я ж вам объясняю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу. 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!» 4) «П,- а,- п»!
Номер слайду 11
Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). СРАВНИТЕ 1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!» 2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Номер слайду 12
Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Номер слайду 13
Замените прямую речь косвенной «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый. Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя.»
Номер слайду 14
Расставьте знаки препинания в предложениях 1). Подруга сказала Вчера был отличный теплый вечер и мечтательно закрыла глаза. 2) Анна не унималась Сколько нужно топлива, чтоб долететь до Луны спрашивала она все время папиного сослуживца.
Номер слайду 15
Проверьте себя 1). Подруга сказала: «Вчера был отличный теплый вечер,» — и мечтательно закрыла глаза. 2) Анна не унималась: «Сколько нужно топлива, чтоб долететь до Луны?» — спрашивала она все время папиного сослуживца.
Номер слайду 16
Учебник: § 40-42, с.189 – 195. Задание: Упр. 247 на с. 191 Домашнее задание Видеоуроки https://youtu.be/BDSQVj9t6Dc https://youtu.be/iur3BjvRbmA