10 березня о 18:00Вебінар: Шкільне діловодство. Документація заступника директора з навчальної роботи

Стаття "Формування понять про науково-фантастичну літературу на уроках позакласного читання"

Про матеріал
Чтение в нашей жизни играет очень важную роль: развивает мыслительные способности, формирует нравы и характер, стимулирует творческое воображение и так далее. Чтение является не только способом получения информации, но и важнейшим условием формирования мыслительной способности школьников. Невозможно представить литературное образование без уроков внеклассного чтения только за счёт урочного времени. Для полноценного осуществления четырёх целей урока(практической, развивающей, воспитательной и образовательной) учителю необходимо проводить внеклассную работу.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формування понять про науково-фантастичну літературу на уроках позакласного читання (Л.Керролл

«Аліса в країні чудес»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1. Внеклассное чтение и его роль в литературном образовании школьников

1.1.Уроки внеклассного чтения как неотъемлемая часть литературно-эстетического воспитания учащихся…………………………………………5

1.2. Цели, средства, формы и методы организации уроков внеклассного чтения…………………………………………………………………………….8

Раздел 2. Формирование понятий о научно- фантастической литературе у учащихся 5 класса на уроках внеклассного чтения

2.1. Жанровые разновидности фантастики и их характерные признаки

……………………….. …………………………………………………………..14

2.2 Анализ программы по литературе для учащихся 5-ого класса …………………………………………………………………………………….21

2.3. Жанровая природа сказки «Алиса в Стране Чудес»………………….22

Выводы…………………………………………………………………………..26

Список использованных источников………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение      

              Чтение в нашей жизни играет очень важную роль: развивает мыслительные способности, формирует нравы и характер, стимулирует творческое воображение и так далее. Чтение является не только способом получения информации, но и важнейшим  условием формирования мыслительной способности школьников. Невозможно представить литературное образование без уроков внеклассного чтения только за счёт урочного времени. Для полноценного осуществления четырёх целей урока(практической, развивающей, воспитательной и образовательной) учителю необходимо проводить внеклассную работу.

              Принимая во внимание актуальность данной проблемы темой курсовой работы является : «Формирование понятий о научно-фантастическую литературу на уроках внеклассного чтения» (по произведению  Л.Керролла  «Алиса в стране чудес»). Тем более жанр фентези особенно интересен для детей .

               Цель курсовой работы - теоритически и практически обосновать жанр фентези на уроках внеклассного чтения.

               Объект исследования – формирование понятий о научно-фантастической литературе на уроках внеклассного чтения .

               Предмет данной работы – произведение Л.Керролла  «Алиса в стране чудес».

                Для достижения поставленной цели не обходимо выполнить следующие задания:

               1.Ознакомиться с методической и научной литературой по данной теме.

                2.Определить основные формы и методы работы по внеклассному чтению.

                 3. Предоставить общую класификацию формам внеклассной работы.

                 В процессе  исследования использованы следующие формы научного познания:

                 1.Анализ

                 2.Наблюдение

                 3.Синтез

                 4. Работа с литературными источниками.

 

Работа состоит из введения , 2 разделов, выводов, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Внеклассное чтение и его роль в литературном образовании

      1.1.Уроки внеклассного чтения как неотъемлемая часть литературно-эстетического воспитания учащихся

        Как известно, чтение является не только способом получения определенной информации, но и важнейшим  условием формирования мыслительной способности школьников. Следовательно, внеклассное чтение это педагогически организованное чтение художественной, научно-популярной и другой литературы. Внеклассное чтение дополняет и расширяет школьную программу, а также является одним из важных средств формирования личности ребёнка .Этот педагогически организованный процесс готовит учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями[1,c.152].      

          Важно также отметить, что уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе более активно содействуют развитию читательской самостоятельности, формированию читательских интересов, стимулируют творческое воображение, которые являются опорой школьного курса. Также немаловажным является то, что внеклассное чтение по зарубежной литературе знакомит учащихся с выдающимися произведениями зарубежных писателей, входящих в круг чтения современного школьника, формирует интерес к самостоятельному чтению, а также обогащает духовный мир, познания школьника, расширяет кругозор, способствует развитию грамотной речи ,личности, нравов школьника. Благодаря внеклассному чтению ученики приобщаются к богатству мировой художественной литературы, воспитывается любовь и привычка к чтению, формируются знания и умения, ученики самостоятельно осваивают художественные ценности, развиваются художественно- творческие способности, воображение, эстетическое чувство, воспитываются эмоции и интеллектуальные способности , развиваются навыки грамотности и свободного владения литературной речью.

    К.Д. Ушинский  справедливо утверждал, что все воспринимаемое школьником на уроках внеклассного чтения как бы растворяется в его личности, становится подлинным его достоянием. Ученик начинает иначе смотреть на мир, иначе чувствовать, иначе желать, действовать. Есть большая вероятность того, что многое ,изученное на уроках внеклассного чтения, забудется, но те изменения , которые произошли с личностью – останутся[2,c.596].

    Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя- словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно- тематического, но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения , индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.

          Исходная система педагогической организации детского чтения сложилась эмпирически ,начав формироваться в России в 18 веке, в этой системе на первое место в качестве цели выдвигались углубление и расширение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, в том числе и совершенствование техники чтения в младших классах до последующей профориентации. Воспитание любви к книге рассматривалось   как логическое следствие авторитарных установок типа: "Будешь много читать - будешь много знать!", "Любите книгу - источник знаний!". Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Основные формы руководства внеклассного чтения в этом случае - уроки, а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции - пропаганда книг и контроль за детским чтением - совпадали. Главное условие эффективности данной системы - высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников - престижность собственно знаний и образованности. Недостаток системы - отсутствие организованного обучения, вследствие чего, учащиеся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им "давали" или "задавали").  То есть, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках внеклассного чтения учащихся в школьном курсе не приобретали. Более совершенной была система , появление которой в кон. 19 - нач. 20 вв. связано с созданием и распространением специальных детских библиотек, в том числе и школьных. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно внеклассного чтения и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в начальной школе, урочное и внеурочное - в среднем звене, программное и внепрограммное - в старших классах, ибо в центр внимания было выдвинуто воспитание у учащихся культуры чтения [3,c.142].

              И так, из этого следует вывод, что с развитием психолого-педагогических, книговедческих и других наук детская литература стала восприниматься не просто как некоторая совокупность произведений  для чтения, а как богатый художественный мир, специфическая часть культуры и уроки внеклассного чтения вошли в практику преподавания литературы. Мало того, уроки внеклассного чтения стали важнейшей частью учебного процесса, формирования личности и нравов школьника.

            Таким образом, уроки внеклассного чтения являются неотъемлемым элементом школьной программы, так как это не только интересно, но и очень познавательно.

 

 

 

 

1.2. Цели ,средства, формы, методы организации и типы уроков внеклассного чтения

        Для того чтобы рассматривать цели, средства, методы, типы уроков внеклассного чтения, следует определить для начала, что урок внеклассного чтения, с одной стороны это урок, который проводится в отведенное в расписании время, при участии всего класса и каждый участник проделывает определенную работу; в то же время это понятие условно, так как помимо методов обычного урока здесь используются методы и приемы уроков зарубежной литературы. На таких уроках больше возможностей, широко используются музыка, видео, живопись и другие вспомогательные средства. Но самое главное, что отличает урок внеклассного чтения от обычного урока, это особая атмосфера, так как материал очень близок интересам учащихся, он запоминается и воспринимается гораздо легче, чем материал, навязанный школьной программой, а следовательно, это обеспечивает прочность усвоения данной информации[5,c.220].

        Проблема уроков внеклассного чтения на сегодняшний день состоит в том, что цели и отбор книг как бы заранее уже предопределены ,с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой - выбором педагога-организатора, но исторически всё -таки сложилось так, что за внеклассным чтением закрепились следующие основные цели :

  • расширение и углубление читательского кругозора ,познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся ;
  •  формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору.

Что же касается средств педагогической организации уроков внеклассного чтения, то они являются таковыми :

  • чтение вслух;
  • рассказ учителя;
  •  аудиовизуальные пособия;
  • пропагандирующие лучшие книги;
  • рекомендательные списки;
  • знакомство с библиотекой и библио-графичными видами помощи читателю ;
  • непосредственно ученическая  деятельность в доступном круге чтения, систематическое его изучение как сферы избирательного общения.

   Также для внеклассного чтения характерны и специфические формы организации учебного процесса:

  • урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.);
  • внеурочные (литературные праздники, конференции, конкурсы, посещение литературных музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в библиотеке и других внешкольных учреждениях.

Несомненно, приоритетность целей внеклассного чтения, выбор средств, форм и методов проведения зависит от системы руководства чтением, которой придерживается педагог.

           Если же говорить о путях сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала , то во-первых, это систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы ( небольшие обзоры  новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения ), во-вторых, это организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течении года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе, а в третьих это планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений[6,c.369].             

           Психолог А.А.Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения:

  • воспитание потребности в чтении;
  • расширение содержания чтения и направленности читательских интересов;
  • совершенствование культуры чтения;
  • организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей[7,c.51].

На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако и каждый этап имеет свои специфические задачи.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формировании устойчивого интереса к литературе. В средних же классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия , развития художественного вкуса. А в старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские , уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

               Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе , и на уроки внеклассного чтения. В старших классах ,таким образом, связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении писателями «вечных вопросов».

               При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть :

  • разумное сочетание произведений зарубежной классики и современной литературы
  • тематическое разнообразие
  • сочетание произведений разных жанров
  • чередование разных видов уроков внеклассного чтения
  • систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой.

            Безусловно, все нюансы читательской деятельности учесть просто невозможно, но несмотря на это, система уроков внеклассного чтения должна быть открыта всему новому и интересному материалу, который периодически появляется в литературе.

          Основной работой по подготовке урока внеклассного чтения  занимаются ученики,3-4 человека, которые могут выступить в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков, оформителей и т.д. Они также помогают учителю распределить задания, продумывают сценарий  и оформление урока.

          Что же касается типов уроков внеклассного чтения, то в среднем их выделяют 4:

  • вводные уроки. Эти уроки посвящены общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. О необходимости таких уроков говорила Н.К. Крупская, называя их «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, получают советы в выборе книги, как читать, какой системе следовать в чтении.
  • уроки рекомендации книги. Назначением этих уроков является пропаганда хорошей книги среди школьников. Это могут быть красочно оформленные списки, плакаты, открытки, а также рассказы учителя о новых интересных книгах, а иногда и вечера, диспуты, дискуссии и т.п.
  • уроки по углублению понимания прочитанного. Этим урокам следует занимать ведущую позицию в общей системе , так как на таких уроках главной задачей учителя является научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. К таким урокам можно отнести: урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов. Также на таких уроках следует широко использовать выразительное чтение, художественный рассказ, можно придумать инсценировку, литературную композицию, викторину, сценарий.
  • уроки обучения навыкам аннотирования и рецензирования. На таких уроках формируются такие навыки и умения как запись краткого содержания произведения, составление аннотаций и рецензий.

         Целью же всех изложенных выше уроков является знакомство учащихся с произведениями зарубежной литературы , помощь в понимании этих произведений, помощь в формировании взглядов и убеждений, закрепление в процессе чтения некоторых важных навыков работы с книгой.

           В школьной программе обычно не регламентируется тематика уроков внеклассного чтения, учитель сам вправе отбирать те произведения для обсуждения, которые способствовали бы расширению читательского кругозора учащихся и в наибольшей степени содействовали бы воспитательно-образовательным целям чтения. Свобода выбора при планировании уроков также позволяет учесть желания читателей и выбрать для обсуждения такие книги, которые вызывают у них большой интерес.

       Если подвести итог, то можно определить урок внеклассного чтения во- первых, как учебный процесс, который проходит в специально отведенное время, при участии всего класса, а во-вторых, это урок, на которым ученик и учитель имеет больше свободы, возможностей для полета фантазии, для творческого развития личности, здесь  царит особая атмосфера, в следствии  чего расширяется кругозор читателей и формируется познавательный интерес. Целью таких уроков является знакомство учащихся с произведениями зарубежной литературы , помощь в понимании этих произведений, помощь в формировании взглядов и убеждений, закрепление в процессе чтения некоторых важных навыков работы с книгой. Немаловажным является то, что уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе более активно содействуют развитию читательской самостоятельности, формированию читательских интересов, стимулируют творческое воображение, которые являются опорой школьного курса.  Благодаря внеклассному чтению ученики приобщаются к богатству мировой художественной литературы, воспитывается любовь и привычка к чтению, формируются знания и умения, ученики самостоятельно осваивают художественные ценности, развиваются художественно- творческие способности, воображение, эстетическое чувство, воспитываются эмоции и интеллектуальные способности , развиваются навыки грамотности и свободного владения литературной речью[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Формирование понятий о научно-фантастической литературе у учащихся 5 класса на уроках внеклассного чтения

2.1.Жанровые разновидности фантастики и их характерные признаки

       Фантастика – жанр художественной литературы, кино и искусства ,её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»).

        Фантастика это также эпические произведения, в которых существует научно-технический потенциал, реализуется представление писателя об отдаленном будущем цивилизации, контактами с внеземными цивилизациями и т.д.[9,c.78].

         Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. К ней давно привыкли, без нее не мыслили искусства. Нельзя сказать, чтоб фантастика ранее не привлекала внимания исследователей. Напротив. Чтобы составить полную библиографию работ о фантастике, пришлось бы поднять едва ли не всю многовековую толщу литературоведческих сочинений и критических работ, да еще привлечь историю эстетической и философской мысли. Ведь любой разговор о мифе, сказке, гротеске, художественной условности невозможен без обращения к фантастике, во всяком случае без упоминания ее. В современном литературоведении речь о фантастике заходит чаще всего в связи с проблемой условности. Еще сравнительно недавно (в конце 1950-х середине 1960-х годов) вокруг этой проблемы велись яростные споры, ломались критические копья. Подвергалась сомнению самая правомерность условности в реалистическом искусстве. Теперь эти дискуссии принадлежат истории, и никто в наши дни не оспаривает права условности на гражданство. Многое сделано и в плане изучения ее. Современная наука четко отделяет первичную условность искусства (термин Ю. Манна) от условности внутри самого искусства, вторичной условности. Когда речь идет о первичной условности, подразумевается умение искусства и его потребителя - зрителя, читателя, слушателя - отделять произведение искусства от реальности, не воспринимать его как самую реальность.

       Если обратиться к статье Б.Стругацкого «Что такое фантастика», то можно выделить два фундаментальных, класса определений: определения узкие и широкие[10,c.135].

      Узкое определение формулируется как бы с единственной целью – тщательно и надежно отгородить фантастику от всей прочей литературы. Обычно оно представляет собою ясный, почти математический, алгоритм, например: «Фантастика – литература крылатой мечты».В этом определении есть чёткий алгоритм .Определения широкие имеют свои минусы. Скажем: «Фантастика есть вид литературы, использующей специфический художественный прием, – в произведение вводится элемент необычайного, почти невероятного или невозможного вовсе». И здесь алгоритм разделения почти однозначен. Существенным недостатком обоих приведенных определений является то обстоятельство, что они годятся  только  для сортировки произведений и ни для чего более. Они ничего не говорят о сути фантастики, о ее генезисе, о родовых и видовых связях ее с прочей литературой, о причинах возникновения ее и о причинах неописуемого ее успеха у самых разных читателей. И может быть, методологически правильнее было бы определять фантастику описательно – примерно тем же способом, каким пользуются, обучая ЭВМ опознаванию образов. И для того чтобы узнать, что такое фантастика следует взять в руки такие произведения как:

1.Свифт Д. «Путешествия Лемюэля Гулливера».

2. По Э. А. «Приключения Артура Гордона Пима».

3.Верн Ж. «Восемьдесят тысяч километров под водой».

4 Уэллс Г. «Война миров».

5. Кафка Ф. «Превращение»[11].

        Задача любого писателя – действенное отражение реальности. Причем реальность надо понимать широко – это не просто окружающий нас быт с его коллизиями, конфликтами и проблемами, это также и мир социальных, научных, утопических, моральных представлений человечества. И отражать эту широко понимаемую реальность надлежит  действенно, то есть ставить жизненные проблемы так, чтобы они сделались достоянием читателя, вызвали его активное сопереживание, дошли бы до ума и до сердца, стали бы частью его личной жизни. Эта, общая для всех литераторов, задача зачастую решается особенно эффективно именно благодаря использованию упомянутого выше специфического приема – введения в произведение элемента необычайного, – того самого приема, который и делает фантастику фантастикой. Такой прием, во-первых, позволяет автору ставить проблемы, совершенно неподъемные для чисто реалистической литературы. А во-вторых, этот прием обладает чудесным свойством обострять любую созданную писателем ситуацию, он служит своеобразным катализатором, усиливающим во много раз таинственную реакцию «читатель – книга». Именно поэтому Уэллс, посвятивший многие свои чисто реалистические книги критическому анализу английского обывателя, нигде не достигает такой обличительной силы и точности, как в своих фантастических произведениях – в романе «Человек-невидимка», в рассказах «Яблоко» или «Человек, который мог творить чудеса».Именно поэтому самые яркие и острые политические памфлеты (традиция Свифта) обязательно содержат элементы фантастики и Салтыков-Щедрин не может обойтись в своей сатире без таких элементов[12, c.87].

         Современная фантастика, как бы мы ее ни определяли, развивается в двух магистральных направлениях. Одно из них трактует проблемы, связанные с обширной темой «Человек и Природа», «Человек и Вселенная». Это и есть то, что обычно называют научной фантастикой. Другое направление тесно связано с еще более обширной темой – «Человек и Общество»[13,c.258].

         Фантастика – это волшебный сплав чуда, тайны и достоверности.

         Фантастика – это судьбы людей и идей в мире, который изменен, искажен, преобразован небывалым, невиданным, невозможным.

         Фантастика – это призма, зеркало, светофильтр, электронно-оптический преобразователь, позволяющий в нагромождениях обыденного, привычного, затхлого увидеть зернышки необычайного, нового, поражающего воображение[14,c.228].            

          Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с воображением – и писательским, и читательским. Она одновременно и аккумулятор, и стимулятор, и усилитель воображения [15,c.65].

          Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика. [16]. 

         Если говорить о том ,существует ли хотя бы чисто номинально теоретическое отличие фантастики от не-фантастики то можно ответить да, и оно в равной степени касается литературы, кино, живописи, музыки, театра. В энциклопедическом виде оно звучит следующим образом: «Фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать) – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной.Что это означает? Фантастика – метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве. Этот метод на практике означает применение особого приема – «фантастического допущения». А фантастическое допущение объяснить совсем несложно. Каждое произведение литературы и искусства предполагает создание его творцом «вторичного мира», построенного с помощью воображения. Там действуют выдуманные герои в выдуманных обстоятельствах. Если автор-творец вводит в свой вторичный мир элементы небывалого, т.е. того, что, по мнению его современников и сограждан, в принципе не могло существовать в том нами фантастическое допущение времени и в том месте, с которым связан вторичный мир произведения, значит, перед нами фантастическое допущение. Оно заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — в фантастических произведениях принципиально не отличаются от реалистических [17,c.98].

       Существует также классификация фантастических допущений:

  • Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
  • Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ.
  • Гуманитарно-научное — допущение в области социологии истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.
  • Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.
  • Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.
  • Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.
  • Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
  • Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.[18,c.55]

     Что же касается творчества писателя-фантаста, то оно развивается в какой-то мере по законам теории отражения, как и любой другой вид художественного творчества. В конце концов содержанием любого художественного образа остается реальный мир. Теория отражения поясняется обычно примерами, взятыми из художественной практики писателей- реалистов. Было бы уместным привести в качестве иллюстрации слова Рэя Бредбери «Все персонажи в моих произведениях –это я»- пишет автор-«они моё зеркальное отображение». Фантастика всеобъемлюща и безгранична , как безграничен творящий разум. Лимитируют её лишь разные способы восприятия действительности в борьбе прогрессивных и реакционных идеологий. При отборе и оценке произведений ,кроме их непосредственных литературных достоинств, критерием служит для нас всё, что способствует расцвету человеческой личности, расширяет её кругозор, воодушевляет высокими идеалами, возвышает её морально и интеллектуально, совершенствует эстетическое восприятие окружающего, помогает острее видеть добро и зло в мире и острее реагировать на них, словом всё, что возвышает истинно человеческое в человеке. Интерес к фантастике как таковой возрождается к концу XIX века у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М.Швоб, Ф. Сологуб), символистов (М. Метерлинк, А. А. Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк), сюрреалистов (Г. Казак, Э. Крёйдер). Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, А. Милна; А. Н. Толстого («Золотой ключик»), Н. Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный, мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин.[19,c.182]

         Таким образом, фантастика во-первых, это жанр художественной литературы, кино и искусства ,во-вторых, эпические произведения, в которых существует научно-технический потенциал, реализуется представление писателя об отдаленном будущем цивилизации, в-третьих, форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной.Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика. Без всякого сомнения, творчество писателя фантаста основано на теории отражения, так как содержанием любого художественного образа остается реальный мир. Фантастика всеобъемлюща и, по существу, безгранична, как безграничен творящий разум. Лимитируют её лишь разные способы восприятия действительности. При отборе и оценке произведений, кроме их непосредственных литературных достоинств, критерием служит для нас «всё ,что  возвышает истинно человеческое в человеке».[20,c.145]

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ программы по литературе для учащихся 5-ого класса

         Главной целью образовательной программы по литературе является приобщение школьников к самым высшим достижениям мировой литературы и культуры .

          Учебная программа предполагает 70 часов классной работы. Основными требованиями к знаниям и умениям учеников 5 класса являются:

Ученики должны знать:

  • авторов, переводчиков и названия изученных произведений
  • главных героев, основные события, их последовательность и связь в выученных произведениях.
  • основные признаки понятий( антитеза, метафора, литературная сказка и т.д.)
  • жанровые особенности и отличия народной и литературной сказки
  • тексты, рекомендованные программой для учения на память.

Ученики должны уметь

  • правильно, вдумчиво, выразительно понимать художественные и учебные тексты
  • выделять эпизоды, описания , диалоги в произведениях
  • устанавливать часовые и причинно-наследственные связи между событиями в произведении
  •  отличать оригинальные произведения от переведенных
  • Использовать термины оригинал и перевод и т.д.

  На прочтение внеклассно и самостоятельно вынесены многие произведения, но я считаю что «Алиса в Стране Чудес» является хорошим вариантом проведения урока внеклассного чтения, так как жанр фэнтези очень интересен для детей, книга считается одним из лучших образцов литературы в жанре фентези. В ней используются многочисленные математические, лингвистические и философские шутки и аллюзии. Ход повествования и его структура оказали сильное влияние на искусство, особенно на жанр фэнтези.

 

2.3. Методическая разработка урока по внеклассному чтению по произведению Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»

 

Цель:

  • формировать умения и навыки логически систематизировать данный материал
  • развивать навыки анализа художественного произведения
  • содействовать формированию гуманной личности
  • воспитать моральные качества

Оборудование: учебники, презентация PowerPoint,иллюстрации к произведению, изображения писателя.

Тип урока: изучение нового материала.

 

                                                 ХОД УРОКА

1.Этап актуализации знаний

     Сегодня на уроке мы поговорим о жанре научной фантастики и о произведении Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» .А сейчас давайте вспомним, какую информацию вы запомнили о писателе на предыдущем уроке.

      Опрос:

  • Кем был Л.Кэрролл? Что вы знаете о его образовании?
  • Почему его произведения отличаются от произведений других авторов?
  • Что вы больше запомнили из его произведений?

2.Этап подготовки учеников к усвоению новых знаний

    А)работа с текстом

       А теперь мы перейдём непосредственно к сказке «Алиса в Стране Чудес». Попрошу класс разделиться на 5 групп и выбрать по 1 ситуации (они же названия глав сказки), я их сейчас запишу на доске, поробуйте сделать небольшую инсценировку:

 

1.Вниз по кроличьей норе

2.Море слёз и бег по кругу

3.Безумное чаепитие

4.Королевский крокет

5.Свидетельствует Алиса

           Ожидаемый результат: благодаря ролевой игре дети лучше усваивают материал, учатся анализировать произведение и запоминают ключевые моменты.

Б) Работа с презентацией

        Давайте посмотрим презентацию к сказке.

        Просмотр презентации.

       Вопросы после просмотра:

1.Понравилась ли вам презентация?

2.Какие впечетления у вас возникли после просмотра?

3.Что ещё нового вы узнали?

 

3.Этап усвоения новых знаний

       Сейчас вам будут предоставлены карточки с героями сказки, пусть каждый желающий возьмёт карточку и постарается дать характеристику каждому герою.

 

4. Этап завершающий

     Подводя итоги, хочется верить, что вся информация вас заинтересовала и у вас возникнет желание прочесть и другие произведения автора. Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения на тему : « Моё завершение сказки».

 

 

 

2.4. Жанровая природа сказки «Алиса в Стране Чудес»

         Произведение «Алиса в стране чудес» было написано в 1865 году писателем, классиком мировой детской литературы Льюисом Кэрроллом(псевдоним Чарлза Латуиджа Доджсона). Л.Кэрролл, профессор математики, погруженный в свои научные труды и занятия, любил отдыхать в сообществе детей. Так, в общении с детьми, тремя дочерьми его ученого друга Лиддела, из которых он особенно любил среднюю- Алису, он и придумал ,а потом собственноручно записал и украсил рисунками сказку «Алиса в стране чудес». Книга имела большой успех. Королева Виктория пришла в восторг, прочитав её. Позже, автор написал вторую сказку «Алиса в Зазеркалье».Написанные позже произведения оказались намного слабее первых двух сказок и были мало кому известны.[21,c.77]

          Причудливый мир встречает читателя в сказках Кэрролла. Все события и все действующие лица претерпевают многочисленные превращения. Все герои то огромны, то чрезвычайно малы: события то значительны, то ничтожны, то устрашают, то смешат. Условность реальных вещей, олицетворение абстрактных понятий, своеобразие логики мышления – плод фантазии человека, привыкшего к гимнастике ума, к математическим формулам.[22,c.7]

             Творчество Кэрролла не только безобидные шутки, но и едкая сатира. С необычайной дерзостью и остроумием автор пародирует все прописные истины. Алиса, попав вслед за белым кроликом в подземный мир чудес, забывает всё то, чему её учили в школе. Но забывает как-то странно, частично. Вот этот логический пропуск и делает «здравое» рассуждение пародией. Так, медленно падая в подземном туннеле, девочка для храбрости повторяет таблицу умножения, но всё идет вкривь и вкось ,потому, что получается невообразимая чепуха, которая смешит читателя. Автор высмеивает не только школьную систему обучения, но и газетный жаргон в сцене суда, и многое другое. [23,c.58]

              Главным художественным приемом Кэрролла является фольклорный перевертыш. И Мартовский Заяц, и Чеширский Кот, и многие другие персонажи его сказок одновременно и традиционны, и оригинальны. Знаменитый Чеширский Кот, обладающий способностью исчезать по частям: сначала пропадает хвост, потом- лапы, потом всё остальное, и только улыбка остается в воздухе; в этом образе много фольклорного и в тоже время кэрролловского. Или в сцене, когда Алиса прощается со своими ногами, которые неожиданно быстро разрастаются, и она обещает прислать им подарки к рождеству- здесь смесь из народной небылицы и гротескного видения писателя.

                  Многие сцены сказки были подвержены всестороннему анализу специалистов из разных отраслей. Например, сцена, где Алиса падает сквозь кроличью нору и задается вопросом ,пролетит ли она землю насквозь. В действительности же тело будет падать с возрастающей скоростью, но с убывающим ускорением, пока не достигнет центра Земли, где ускорение равно нулю. После этого скорость его станет уменьшаться, а замедление — увеличиваться, до тех пор пока оно не достигнет противоположного конца туннеля. Падая сквозь нору, Алиса вопрошает: «Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?», а последствие думает, что ей всё равно. Некоторые специалисты утверждают, что в данном контексте Алиса играет с логическим позитивизмом. Она отвергает вопросы, которые считаются бессмысленными, поскольку на них нельзя дать обоснованный ответ. Алиса также пытается вспомнить, не забыла ли она таблицу умножения: «Значит так: четырежды пять — двенадцать, четырежды шесть — тринадцать, четырежды семь. Так я до двадцати никогда не дойду!». Если придать эти цифры за аксиому, и развивать прогрессию, то 4 X 5 = 12, 4 X 6 = 13, 4 X 7 = 14, она окончится 4 X 12 = 19. До 20, которой обычно оканчивается таблица Пифагора, не хватит единицы. Из этого следует вывод, что Алисины вопросы не только юмор и бессмыслица, но  и обоснованные утверждения.

                    Во второй главе присутствует сцена, где Алиса то уменьшается, то увеличивается, а также под воздействием различных предметов и веществ боялась исчезнуть совсем. Космологи считают подобные сцены отличной иллюстрацией аспектов теорий, рассматривающих расширение Вселенной. А море слёз, в которое падала Алиса, является скрытой сатирой на теорию эволюции в котором зарождалась жизнь, а бег по кругу, в котором каждый выигрывает, теория естественного отбора.

                   В четвертой главе кролик просит найти Алису веер и перчатки. Перчатки имели особое значение как для Кролика, так и для Кэрролла. Иса Боуман, современник автора сказки, отмечал эксцентричные вкусы Доджсона в одежде — все сезоны года, в любую погоду, он носил серые и чёрные хлопковые перчатки. В этой главе также встречается щенок, единственное существо в сказке, которое ведёт себя именно как животное и не умеет говорить .

                  В сказке упоминается, что в доме Герцогини в воздухе чувствовался перец, которым кухарка перчила суп. Это явный намёк на жестокий характер Герцогини.

                 Превращение ребёнка в свинью связывается исследователем с тем фактом, что Кэрролл был невысокого мнения о маленьких мальчиках. Многие исследователи считают, что у Кэрролла был «эдипов комплекс». Поэтому писателю присуще отождествление себя со слабым, женским началом и ненависть к сильному, мужскому.

                В «Алисе в стране чудес» присутствует ещё бесконечное количество символов и аллегорий, но Кэрролл разрушил жанр сказки- аллегории, показав живую девочку в мире своей и её фантазии- мире, где образы не значат или значат всё. Это и есть жанр фентези, мир, в котором полно невозможного и невероятного, где существуют мифические персонажи, загадки, тайны и символы. Несомненно, «Алиса в стране чудес»  сказка не только для детей, но и для взрослых.[24,c.132]                    

 

Выводы

          Подводя итоги, хочется ещё раз напомнить о пользе чтения , так как оно развивает моральные качества человека, обогащает внутренний мир, формирует характер и нравы.

         Невозможно представить литературное образование без уроков внеклассного чтения только за счёт урочного времени. Для полноценного осуществления четырёх целей урока(практической, развивающей, воспитательной и образовательной) учителю необходимо проводить внеклассную работу.

        Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика.

         «Алиса в Стране Чудес» Л.Кэрролла это одно из лучших произведений этого жанра . В сказках Кэрролла причудливый мир встречает писателя. Все события и все действующие лица претерпевают многочисленные превращения. Все герои то огромны, то чрезвычайно малы: события то значительны, то ничтожны, то устрашают, то смешат. Условность реальных вещей, олицетворение абстрактных понятий, своеобразие логики мышления – плод фантазии человека, привыкшего к гимнастике ума, к математическим формулам.

          Сказка Л.Кэрролла  очень интересна для детей  и я считаю, что нужно больше часов выделять на изучение данного материала.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Сальникова Т.П. Методика обучения чтению, М.: ТЦ "Сфера", 2000. -240с.

  1. Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка» ,М:22-е издание, 1990.-1994с.
  2.  Ушинский К.Д. « О средствах распространения грамотности»,М:1858г., 354 с. 
  3. Светловская Н.Н. «Самостоятельное чтение младших школьников»,М:1980, 258 с.
  4. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения», М: 1991,365с.
  5. Шереметьевский В.П.,Соч., «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах»,М.,1977, гл.5, 442 с.
  6. Леонтьев А.А. «Деятельный ум»,М:Смысл,2001-392с.
  7. http://ru.wikipedia.org/
  8. Чернышева Т.А. Природа фантастики. - Иркутск: Издательство Иркут. ун-та, 1985
  9. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. - Собрание сочинений: В 11 т. Т. 3
  10. http://www.krugosvet.ru/
  11. Генри Л.О.Фантасты современной Украины. Энциклопедический справочник под редакцией доктора филологических наук, профессора И. В. Чёрного. — Харьков: Издательский дом «Инвестор», 2007.
  12.  Ефремов И.А. «Звёздные корабли. Туманность Андромеды».М., «Молодая Гвардия»,1965
  13. Зарубежная детская литература. Учебная пособие для библиотек факультетов институтов культуры. Под ред. И.С.Чернявской, М., «Просвещение»,1974,478 с. с иллюстрациями.
  14. Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» АЛМА-АТА МТП «Шарамет» 1991, 223 с.
  15.   The Annotated "Alice". Alice's Adventures in Wonderland and Through the Looking-Glass by Lewis Carroll. Illustrated by John Tenniel. With an Introduction and Notes by Martin Gardner. NY, 1960.
  16. Гуревич Г.И. «Беседы о научной фантастике»: Кн. для учащихся.-2-е издание, переработанное  и дополненное – М.: Просвещение, 1991.-158с.
  17. «Проблема развития романа в зарубежной литературе 17-20 вв.» Днепропетровск, ДГУ 1978г., 110с.
  18. Булычев К. «Кому это нужно? Фантастические истории»-М.: РИФ,1992-351с.
  19. Лотман Ю. О принципах художественной фантастики // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — 1970. —Вып. 284
  20. Кагарлицкий Ю. И. Что такое фантастика? М.: Худож. лит., 1974, 325с.
  21. Merril Judith. What Do You Mean: Science? Fiction? - Extrapolation, vol. 7, N 2, 1966, May; vol. 8, N 1, 1966, Dec.
  22. Дубин Б. В. Рецензия: Цветан Тодоров «Введение в фантастическую литературу» М.: НЛО, 2001, 101 с.
  23. Е. Н. Ковтун Художественный вымысел в литературе 20 века. — Высшая школа, 2008.

 

docx
Додано
27 травня 2019
Переглядів
396
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку