Стаття "Лінгвістичні ігри на уроках російської мови"

Про матеріал
У статті надані цікаві матеріали з досвіду роботи. Різноманітні лінгвістичні ігри, що наводяться до всіх розділів і переважної більшості навчальних тем, є дієвим засобом інтенсивного навчання на уроках мови, що пояснюється необхідністю повторення в ході гри матеріалу, що вивчається, самостійного відбору та творчої переробки інформації, урізноманітнення навчального процесу, підвищення інтересу учнів до нього.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

Лінгвістичні ігри на уроках російської мови

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зміст

1.Урок-игра среди нестандартных форм урока……………………………...3 - 5

2. Возможное использование игры  в педагогическом процессе…………..5 - 8

3. Использование игры на уроках русского языка

      3.1. Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции……………………………………………..8  - 10

      3.2. Анализ уроков с использованием игровой деятельности ………10 – 15

4. Значение использования игр на уроках русского языка……………....15 – 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Урок-игра среди нестандартных форм урока

На класс смотрю я с нетерпеньем

И думаю: с чего начать?

С контрольной? С Дела или Слова?

А  может, как взглянуть сурово!...

А может быть, забыть про всё на свете

И поиграть? Ведь игры любят дети.

В последнее время рядом с усовершенствованными традиционными уроками заняли своё место нестандартные разновидности современного урока. Они необходимы нашей школе, так как методического разнообразия требует сам изучаемый материал, не терпит шаблона овладение грамматическими явлениями, лексической стороной языка, необходимо методическое разнообразие, которое диктуется самим характером школьной жизни, представляющей собой прежде всего бесконечную повторяемость. Однако наиболее весомый аргумент в пользу широкого использования нестандартных уроков носит психологический характер.  Они нужны дл повышения эффективности учебного процесса, воспитания творческой личности, привития интереса к учёбе. Нестандартные уроки отличаются прежде всего новизной, оригинальностью: каждый урок неповторим, он представляет собой творческую находку учителя.

Говоря о разнообразии нестандартных форм урока, можно выделить такие направления: развитие самостоятельности мышления, плюрализма мнений (уроки-диспуты, уроки-лекции с элементами  беседы и др.);  развитие эстетического вкуса, расширение кругозора учащихся (уроки-концерты, уроки-экскурсии и др.); общественный смотр знаний (уроки-семинары, уроки-викторины, уроки-зачёты и др.); уроки на игровой основе (урок КВН, урок-диалог, урок-игра и др.). Названные направления, включая и уроки на игровой основе, имеют общую, объединяющую их задачу – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Это и есть главное в нестандартных уроках.

Игра - основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собой явления. В четырехтомном словаре русского отмечается семь основных значений этого слова. Игра определяется через понятие «деятельность», как и времяпрепровождение детей. Игра номинируется как особая деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов, служащих для развлечения и т.д. Игра - важнейший фактор и средство воспитания детей. Поэтому взрослые не только играют с детьми, но и учат их играть.

Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания.

В структуру игры входят: 1) роли, взятые на себя играющими;               2) игровые действия как средство реализации этих ролей; 3) игровые употребления предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными; 4) реальные отношения между играющими. Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализации. Характерная особенность игры - её двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы которой сохраняются в любой коллективной игре: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; 2) ряд моментов этой деятельности несет условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью. Игра - особый вид деятельности. Во - первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И не один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра- это деятельность, предписанная самой природой развития человека. Человек есть «человек играющий», homo ludens ( Хейзинги ). Во - вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто.

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода (детства до начала отрочества); ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом.

2. Возможное использование игры в педагогическом процессе.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно составлять для одной, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Можно выделить три группы, подходящих для использования в образовательных учреждениях:

 1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно- ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоения каких - нибудь конкретных правил, отработка навыка и т.д.

2. Игровые оболочки. Эти группы (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учёбы- игры.

3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и психических и личностных качеств ребёнка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы более похожи на игры, как мы их себе представляем, - с шутками и смехом, а не на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствие, но и серьёзных знаний; игра- это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Игра- средство воспитания. Игра создает коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка. А.С.Макаренко подчеркивал значение игры как средство коммуникативного воспитания, как средство всестороннего развития личности. Но ребенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как мы уже видели, естественно, закономерно входит прежде всего новое, нарождающееся и еще не ставшее привычным, – развивающееся.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие, как КВН. "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", викторина и т.п., имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна пере расти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — те мой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например, выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение, мистификация, нелепица).

1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально - творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры - автоматы; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие сюжетно - ролевые (подражательные, режиссерские, игры - драматизации, игры - грезы); деловые игры (организационно - деятельностные, организационно - коммуникативные, организационно - мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно - творческая, досуговая деятельность).

3. Использование игры на уроках русского языка

3.1 Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции

Состояние и перспективы современного образования диктуют необходимость переосмысления имеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологической базой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многими учеными - дидактами и идея компетентностного подхода к образовательно - воспитательному процессу. Компетентностная образовательная парадигма, пришедшая на смену знаниевой, гарантирует повышение качества образования и его результатов. Поэтому современный школьник должен обладать целым набором компетенций, которые обеспечат гармоническое соответствие теоретического и практического содержания образования.

Лингвистическая компетенция трактуется в методике преподавания русского языка неоднозначно. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка как родного более перспективно их разграничение Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков.

К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений — классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа — аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор .

Усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Известно, одна из задач развития личности — «учить мыслить». «Многие науки, — писал К.Д. Ушинский, — обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты: грамматика начинает развивать самосознание человека!» Она, по мнению великого педагога «является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью... Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах».

 

3.2 Анализ уроков с использованием игровой деятельности 

Речевая коммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно- чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Предлагаемые игры и игровые задания предназначены для индивидуального и коллективного выполнения и выбираются учителем по его усмотрению. Они могут быть полностью использованы, частично изменены и дополнены в зависимости от конкретных дидактических целей и задач, а также от уровня подготовленности класса. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». Данные игры можно использовать не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщении отдельных учебных тем, того или иного школьного раздела науки о языке, во внеклассной работе, а также в качестве олимпиадных заданий по русскому языку.

К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка. Игра в неполные слова. Условие: Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа. Задание: Сделайте неполные слова полными. Примерные ответы: комната, вокзал, доклад, телевизор. Методические цели и задачи: - развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления; - развитие речи учащихся; - воспитание у учащихся любви к русскому языку;

К разделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;

- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие речи учащихся;

- развитие чувства коллективизма у учащихся;

- воспитание у учащихся чувства языка.

К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья ) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок ) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи:

- знакомство учащихся с главными членами предложения;

- знакомство с подлежащим;

- развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка. Придумать небылицу за 10 минут. Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:

1.  Кто это был ( или была )?

2.  Как выглядел (-а)?

3.  Куда пошел (шла)?

4.  Кого встретил (-а)?

5.  Что ему (ей) сказал (-а)?

6.  Что он (она) ответил (-а)?

7.  Что ему (ей) сделали?

8.  Какова была его (её) реакция?

9.  Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса). Методические цели и задачи: - развитие у учащихся чувства коллективизма;

- развитие воображения, мышления, находчивости;

- воспитание у учащихся любви к русскому языку. Лингвистические игры – упражнения. К теме «Лексическое значение слова. Толковые словари».

Задание: Угадать о чем идет речь.

Условие: Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается о чем идет речь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не зачитываются.

1.  О каком слове идет речь?

Самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». (Правда)

Найдите друзей и врагов слова «Правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»). Делаем такую запись: Правда

Синонимы Антонимы Родственные слова

истина неправда правдивый

справедливость ложь правдиво враньё правдолюб правдоискатель

Методические цели и задачи:

- развитие у учащихся мышления, логики, воображения;

- воспитание у учащихся чувства языка, любви к русскому языку. Игра словами для гимнастики ума. Загадки – шутки. Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от обычных загадок тем, что не подсказывают ответ, не подводят к тому, а, наоборот, заставляют нашу мысль работать в ложном направлении. Смысл в таких загадках – в ловушке или в ИГРЕ СЛОВ. Они остроумны, поражают неожиданностью вопроса. Отгадать загадку – шутку очень сложно. Но это и необязательно. Дети удовлетворяются ответом, который получает от своего учителя, зато потом сами будут охотно предлагать эти загадки своим друзьям, одноклассникам и радоваться возможности сообщить подходящий ответ. Не следует предлагать ребятам больше одной – двух загадок – шуток в один раз. Приведенные ниже загадки – шутки учитель может использовать в качестве игровых, конкурсных, олимпиадных заданий на уроках русского языка, а также во внеклассной, кружковой работе во время лингвистических игр – состязаний в случае спорных ситуаций между командами.

- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – Соня).

- Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).

- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).

- Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы – ты).

- На что похожа половина яблока? (На другую половину).

- Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком).

ІV. Значение использования игр на уроках русского языка

Итак, исследовав проблему игры в учебной деятельности, мы пришли к следующим выводам. Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивида, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и духовном опыте данного общества. Игра хранит и передает по наследству огромную сумму духовных, ценностях эмоциональных человеческих проявлений. Традиционные формы досугово - игровой деятельности народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально – психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.

 Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.

Игры коллективны, коммуникативных, в них, как в любви, все "наше" — "наши игрушки", "наши песочницы", "наши дворы", ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь также все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.

 Игры ценны автономно, но прежде всего в системе их использования. Системность игровой практики — это периодичность и длительность использования целенаправленных программ (групп, комплексов, "цепочек") игр, ориентированных на решение конкретных воспитательных задач, на конкретные жизненные ситуации.

 Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

Игровое поведение является одной из важнейших из составляющих бытового поведения человека. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения которое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру.

Это специфика современной роли игры, которая выходит за пределы той роли, которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Игра в жизни щкольника и школьном процессе имеет огромную роль. В работе приведены конкретные примеры создания игровых ситуаций на уроках русского языка как пример дидактической обучающей игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Грубер Е. Этимологический словарь русского языка, М.: «Лонид – Пресс», 2001, с.195.

2. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999, с.235.

3. «Психологический словарь», Ростов – на – Дону, 2003, с.145.

4. «Современный словарь по педагогике», Минск, 2001, с.250.

5. «Философский энциклопедический словарь», М.: «Советская энциклопедия», 1983, с.195.

6.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе, Новосибирск, 1989, с.234 – 272.

7. Аникеев Н.П. Педагогика и психология игры, М, 1986, с.138 – 164.

8. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, №4, с.24 – 38.

9. Газман О.С. Социальные аспекты развития // Советская педагогика, 1988, №5, с.37 – 56.

10. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1980, №12, с.47 – 60.

11. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности, Ленинград, 1983, с.123 – 158.

12. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М: 1987, с.63 – 82.

13. Крутецкий В.А. Психология, М, 1986, с.63 – 64.

14. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики, Новосибирск, «Наука», 1987, с.94 – 116.

15. Минскин Е.М. От игры к знаниям, М, 1982г, с.167.

16. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Санкт – Петербург, 2002, с.485 – 496.

 

1

 

doc
Додано
16 березня 2020
Переглядів
634
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку