Статья "Дистанционное обучение: из опыта работы учителя-филолога"

Про матеріал
В статье автор делится опытом работы в карантинный период по осознанию понятия "дистанционное обучение", по организации и руководству учением на дому украинских школьников, изучающих русский язык как предмет.
Перегляд файлу

Дистанционное обучение: из опыта работы учителя-филолога

Дистанционное обучение – это образовательная деятельность преподавателя и соискателя знаний на расстоянии при помощи современных средств, методов и технологий. При такой форме обучения учащемуся приходится самостоятельно усваивать информацию, руководствуясь при этом непосредственными указаниями своего наставника.

До ухода на карантин во время пандемии, вызванной  коронавирусной инфекцией COVID-19, дистанционное обучение (по информации в Википедии) применялось для взрослых соискателей знаний: студентов, слушателей курсов повышения квалификации. Распространение опасного вируса по миру побудило уйти на самоизоляцию взрослых и детей в нашей стране, открыть «школу в квартире» для учащихся общеобразовательных учебных заведений.

Интерактивное дистанционное обучение, информационные технологии, информационно-телекоммуникационная сеть становятся ведущими, тесно связанными между собой понятиями во время карантина для преподавателя и для ученика. Невозможно осуществлять без диалогового взаимодействия руководство учебно-воспитательным процессом на расстоянии. Дистанционное обучение глубоко проблематично, если отсутствуют необходимые электронно-технические средства. Самостоятельное получение и использование учебной информации неэффективно без овладения информационными технологиями, а её передача – без линий связи.

Почти два с половиной месяца преподавательский состав школ Украины руководил обучением учеников на дому. Учителями, детьми и их родителями была проделана огромная работа по усвоению новых форм, методов, технологий, программ и средств обучения и учения в экстремальных условиях.

Большую помощь наставникам школьников оказали организационно-методическая работа Министерства образования и науки Украины; всеукраинские онлайн-проекты НУШ,  «Смарт Освіта»;  вебинары, конференции, разработки образовательного портала «На Урок».

Неоценимой поддержкой в учебном процессе явились материалы Википедии, видеохостинга You Tube, продукция кино - и телеиндустрии, сокровища электронных библиотек, медиаресурсы.

Огромную нагрузку пережили социальные сети Viber, Edmodo, корпоративный сервис Zoom. В полную силу были задействованы блоги и сайты учителей на разных платформах.

Всю необходимую информацию об организации и проведении дистанционного обучения на местах очень своевременно можно было получить на школьном сайте. Так на сайте Ладыжинской ООШ №2, в рубрике «Задания во время карантина», ученики и их родители имели возможность узнать номер телефона учителя в Viber, адрес его электронной почты, познакомиться с графиком консультаций учителей по дням недели и часам для каждого класса.

Названия учреждений, ссылки на сайты, платформы, обеспечивающие проведение дистанционных занятий, были обнародованы в разделе «Организация учебного процесса во время карантина», что явилось большим подспорьем в работе учителей.

Организованному завершению учёбы в самоизоляции способствовала подаваемая на школьном сайте информация о графике проведения контрольных работ по всем предметам, о порядке посещения школы учителями и заполнения ими журналов, об окончании учебного года.

Конструктивная деятельность администрации школы, материалы школьного сайта в помощь учителю, ученикам и родителям помогли преодолеть растерянность в первые дни ухода на самоизоляцию, организовать последовательное руководство процессом обучения в дальнейшем, успешно завершить учебный год. Думаю, такую плодотворную работу по организации и информированию участников дистанционного обучения осуществляли и другие школьные сайты страны.

Опыт применения дистанционного обучения школьников нуждается в обобщении. Современные реалии таковы, что, очевидно, организовывать «школу в квартире» придётся ещё не раз. Для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно в будущем, необходимо проанализировать начало, ход и результаты его проведения во время пандемии по разным направлениям, сделать соответствующие выводы.

 

Создание групп учеников в мессенджере Viber

Для руководства учебным процессом учителю необходимо было наладить мгновенную связь с подопечными в реальном времени через Интернет. Объединить классы с целью организации групповых текстовых чатов, обмена текстовыми и голосовыми сообщениями, приёма учителем выполненных учениками работ в виде фотоизображений, видео и их комментирования помогло приложение-мессенджер Viber.

Регистрация пользователей этой системы мгновенной связи осуществляется посредством номера телефона. Таким образом, учитель и ученики имели взаимный доступ к номерам личных гаджетов, что способствовало улучшению общения на расстоянии. Единственным препятствием для связи по мессенджеру было отсутствие у школьников технических устройств, поддерживающих приложение, – компьютера, смартфона. Ведь в некоторых семьях у детей есть только кнопочный телефон, который не поддерживает Viber, или вообще никакого гаджета нет.

В приложении  Viber можно создать группу и сообщество пользователей. Оказалось, что организация группы эффективнее, так как, в отличие от сообщества, даёт возможность осуществлять селекторную связь с участниками группового объединения, проводить телефонные конференции.

Следует также сказать, что часто ученики регистрировались в Viber под необычными именами. Выяснение личности «зашифрованного» участника командного общения приносило много неудобств. Учителю долго приходилось узнавать, кто скрывается под замысловатыми именами, терять время на ненужные переговоры.

Мешала конструктивному общению в чате переписка учеников, не касающаяся важных для учения тем. Многократное обращение за консультацией к учителю по поводу расписания занятий, консультаций, места расположения и времени выполнения заданий и других проблем, возникающих из-за нежелания ученика или его родителей самостоятельно, но по указанному для всех маршруту, найти необходимые сведения, увеличивали нагрузку на преподавателя, отвлекали его от решения более важных вопросов.

Ещё один нюанс в пользовании Viber во время обучения на дому - это настойчивая  отправка учениками сообщений о выполненных заданиях глубокой ночью. Создаётся впечатление, что для детей и их родителей учитель во время дистанционного обучения – это человек, обязанный трудиться 24 часа в сутки. Думаю, доброжелательное отношение преподавателей к своим подопечным не должно превращаться в попустительство.

Объединение учеников одного класса, группы на площадке Viber, использование мессенджера в учебных целях решило многие проблемы в функционировании «школы в квартире». К сожалению, не все ученики, в силу разных причин, сразу становились участниками группы или сообщества. Добавлять таких «потерявшихся» приходилось в течение всего учебного времени.

 

Подготовка к организации учебного процесса в режиме онлайн

Как организовать усвоение знаний в домашних условиях в изоляции, каждый учитель сначала решал в индивидуальном порядке, так как никаких указаний вышестоящих образовательных органов с самого начала ухода на карантин не было. Прежде всего, нужно было подготовиться к работе, а для этого учесть многие, теперь уже известные, факторы:

  • наличие у самого учителя и учеников технических средств: компьютера, ноутбука, мобильного телефона и т. д.;
  • степень владения учителем и подопечными техническими средствами, информационными технологиями, сетями коммуникации;
  • место нахождения ученика – на постоянном месте проживания или в отъезде, в отдалённой местности;
  • доступ у участников дистанционного обучения к Интернету, к коммуникационным приложениям-мессенджерам;
  • обеспеченность учеников, находящихся во время карантина вне постоянного места жительства, необходимыми учебными принадлежностями: учебниками, тетрадями;
  • психологические особенности, степень ответственности, готовности к самообразованию как учеников, так и их родителей.

Как уже говорилось, не у всех участников школьного образования есть смартфоны и доступ к компьютеру. Простой кнопочный телефон не даёт возможности присоединить, например, Viber, выполнить функции и задачи компьютера. Тем не менее, и по такому устройству можно получить квалифицированную помощь учителя: в форме беседы задать вопрос наставнику по новому материалу, рассказать о проблемах с доступом к информации, провести диалог на актуальную тему, получить задания и так далее. Поэтому отсутствие связи с учителем, объяснение невыполнения заданий наличием скромного гаджета является неубедительным.

Как выяснилось, почти у всех родителей имеются смартфоны. Тогда в удобное для семьи время ребёнок может воспользоваться их гаджетом для отправки учителю на проверку фото или видео самостоятельно выполненных заданий.

Положительный результат работы «школы в квартире» давало умение использовать неизученные или невостребованные ранее учителем информационные технологии. Пришлось на «марше» осваивать различного рода сервисы, такие как Viber, Zoom, графический редактор Paint и другие, задействовать в полной мере личные блоги и сайты, а потом решать, эффективными они являются или нет.

Значительное количество времени в процессе установления места обучения школьников отнимала у учителя телефонная связь с детьми и их родителями. Выяснилось, что многих детей на время карантина родители отправили из города в сёла, чтобы исключить контакт с носителями коронавирусной инфекции.

При этом взрослыми не было учтено, что школьник должен учиться и выполнять задания по всем предметам, отправлять эти задания на проверку, что для учёбы нужно снабдить ребёнка хотя бы учебниками, тетрадями. Аргумент «ребёнок в селе» не может оправдать  безответственного отношения родителей к обеспечению школьника всем необходимым для учения. Единственно, что не зависит от родителей в этом случае – это плохой доступ в сёлах к Интернету или вообще его отсутствие.

В условиях самоизоляции родители сыграли значительную роль в организации или дезорганизации учения школьников. Многие из родителей подошли к учёбе с пониманием. Следование указаниям учителя, заданиям, алгоритму занятий, индивидуальным и групповым консультациям преподавателя облегчило усвоение знаний, способствовало развитию навыков и умений самообразования, воспитанию волевых качеств.

Равнодушие же родителей к вызовам сложного времени, коснувшегося образования, усугубило недисциплинированность их детей, игнорирование требований школы, бездеятельность. Ленивые ученики приняли самоизоляцию как свободное от учёбы время, каникулы. К сожалению, только настойчивые рекомендации учителя-предметника, классного руководителя побуждали таких учеников что-то делать и то только в конце учебного года.

 

Организация учебных занятий в условиях самоизоляции

Как показала практика, удобнее всего проводить занятия дистанционно по школьному расписанию. То есть заниматься по предмету в дни, предусмотренные учебным графиком образовательного учреждения. Такой подход исключал дезорганизацию привычного учебного процесса.

Во время занятия ученик имел возможность связаться с учителем и в указанное для консультаций время получить индивидуальную помощь. После занятия ученик должен был отправить учителю фото, видео или аудио выполненных заданий на электронную почту или по Вайберу. Неумение или нежелание учеников выполнять упражнения по расписанию приводило к тому, что после настойчивых требований наставника отчитаться в выполнении работы учитель получал «простыни» выполненных в разное время заданий. Проверить их за короткий промежуток времени не представлялось возможным, так как таких «посылок» было много.

Значительную роль в дистанционном обучении сыграла «Всеукраинская школа онлайн», предоставившая своё расписание занятий. Оно, конечно же, не совпало со школьными расписаниями уроков, но его нужно было принять во внимание. Значит, учителя и ученики должны были каким-то образом уравновесить возникший дисбаланс. Утром школьники становились слушателями «Всеукраинской школы онлайн», а затем учениками школы своего города или села.

Справедливости ради следует заметить, что тематика занятий, транслируемых по телекоммуникационным каналам, не всегда совпадала с календарным планом учителей-предметников: их ученики на предложенные онлайн темы уроков уже написали контрольные. Поэтому либо с онлайн-учителем дети повторяли пройденное, либо выполняли задания своих наставников.

Одним из преимуществ дистанционного образования считается возможность для  соискателя образования самому планировать время, место и длительность занятий. Что же касается школьного обучения, то эта позиция, конечно же, нуждалась в правке.

Коррекция расписания дистанционных занятий проходила под руководством администрации школы, а другие детали проведения занятий обговаривались с учениками и их родителями. Окончательный вариант графика обучения на основании предложений преподавателей был обнародован на школьном сайте. Так школа организовывала работу по выполнению школьных программ и успешно с ней справилась.

 

Обучение школьников русскому языку онлайн на платформе JIMDO

«Всеукраинская школа онлайн» не позаботилась об информационной поддержке  языков национальных меньшинств. В вынужденной изоляции оказался и русский язык. Поэтому вся ответственность за изучение такого международного языка, как русский, легла на плечи учителей-филологов.

Действенную помощь в организации занятий для учеников украиноязычных классов, изучающих русский язык как предмет, оказала платформа JIMDO. На сайте этого конструктора учителем печатались алгоритмы занятий для ребят 5-9 классов, изучающих русский язык с пятого класса.

Что представляли собой планы уроков по русскому языку? Это были модели уроков, адаптированные для пошаговой самостоятельной работы учениками по усвоению определённой темы. Задача учителя состояла в разработке урока таким образом, чтобы, двигаясь от одного этапа к другому, ученик без особого труда усваивал материал. Основные принципы оставались неизменными. Структура урока при этом выстраивалась в зависимости от типа урока. Занятия проводились по школьному расписанию в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Модель урока включала в себя такие основные этапы: тема, цели, алгоритм занятия. Не вводилось отдельной строкой сообщение об оборудовании, чтобы излишне не обременять ученика методическими понятиями. Ученик знал, что для занятия ему, прежде всего, нужно приготовить учебник, тетрадь, обеспечить связь с учителем и доступ к Интернету.

Поскольку основной целью занятия было усвоение, закрепление, повторение, систематизация материала и его контроль в домашних условиях, то не включался этап «Домашнее задание». Сложные упражнения сопровождались непосредственным комментарием учителя.

В разработках уроков использовались материалы учебников, Википедии, мультимедийные презентации, лайфхаки, мультфильмы и киноленты, аудио книги, медиаресурсы.

К сожалению, конструкторский сайт JIMDO перестал поддерживать русский язык. В процессе публикации разработки урока менялись слова и формы слова. Создавалось впечатление, что кто-то вмешивается в работу, уродует предложения. Но создание  алгоритмов занятий для учеников на дистанции можно осуществлять на других платформах.

 

О выполнении письменных и устных работ по русскому языку

Изменение условий обучения повлияло на отношение ребят к принятым требованиям письменной фиксации выполненных работ.

В самом начале ухода на домашнее обучение следовало сразу напомнить школьникам о соблюдении орфографического режима. Дети должны были понять, что письменные работы по языку продолжают выполняться по всем правилам. Оценка за ведение тетради ведь не отменялась. Поэтому каждый урок начинать с записи числа и обязательно темы. Вместо словосочетания «Классная работа» писать «Домашняя работа». Номер упражнения указывать также необходимо.

Ученикам постоянно приходилось напоминать, что нельзя выполнять письменные работы на листочках, тем более в клетку. Хотя были случаи, когда дети находились в дороге, а в это время проверялось аудирование. В качестве исключения ответы на вопросы разрешалось писать в записной книжке и потом демонстрировать учителю.

Выполнять работы учеников просили особенно аккуратно, старательно, чтобы при проверке упражнений учителю не нужно было использовать лупу.

Проверка письменных работ показала, что современные дети прекрасно осведомлены о способах мгновенной передачи информации при помощи своих гаджетов. Учителю одну и ту же работу, со всеми ошибками, только выполненную разными почерками, а то и написанную одной рукой, приходилось читать несколько раз. Вредоносную функцию несут, по убеждению многих учителей, и ГДЗ. Как предотвратить списывание во время дистанционного обучения, надо ещё подумать.

В период работы «школы в квартире» обнаружилось, что ученики, с целью быстрого выполнения заданий, не всегда следуют алгоритму занятия. Они выискивают только упражнения с пометкой «письменно», а устные задания игнорируют. Практика показала, что такой подход к учению отрицательно сказался на знаниях и умениях учеников. Поэтому в телефонном режиме изредка проверялось знание правил, поощрялось чтение, а пересказ текста, устное сочинение принималось в формате видео.

 

Проверка письменных работ учителем

После получения письменных работ по Viber или электронной почте следовал этап проверки и общения с учеником в чате. Приходилось в письменной или в устной форме консультировать школьника по поводу выполнения им упражнений, рекомендовать писать предложения правильно, рассматривать при этом все виды ошибок. Такую трудоёмкую работу учитель проделывал с каждым учеником, то есть индивидуальная работа, как никогда, проводилась на самом высоком уровне.

В качестве спасательного средства для учителя-языковеда явилась проверка письменных работ при помощи бесплатного графического редактора Paint. Его лучше установить на компьютере. Пользуясь мышкой, учитель имел возможность проверять упражнения, как это обычно делается в тетради, а затем отправлять адресату для работы над ошибками. Отсюда экономия времени и физических ресурсов преподавателя.

 

«Школа в квартире» - новый вид организации обучения для всех её участников. Первые шаги сделаны. Опыт применения онлайн-образования для учащихся украинских школ поможет в будущем избежать многих трудностей. Остаётся его обобщить и изучить.

 

Источники информации

1.ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное обучение

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_COVID-19

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Viber

4.http://sch2.mledu.vn.ua/organzatsya_osvtnogo_protsesu_pd_chas_karantinu/

5.https://lukoshko-best.jimdofree.com/

docx
Додав(-ла)
Пахер Галина
Додано
12 червня 2020
Переглядів
1890
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку