«Текстоцентрический подход как средство формирования целостного мировоззрения учащихся на уроках русского языка»

Про матеріал
Предлагаемый мастер-класс представляет методические принципы проведения урока русского языка, на котором реализуется текстоцентрический подход как средство формирования целостного восприятия мира; создаются условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности; доказывает актуальность данного аспекта обучения для формирования личности ученика.
Перегляд файлу

Мастер-класс

 

«Текстоцентрический подход

как средство формирования целостного мировоззрения учащихся

на уроках русского языка»

 

  Установочно-мотивационная часть. Индукция:  

Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стучите по этому камню?» Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу?»

      Согласитесь, какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества!

- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Бербенец Наталья Ивановна.

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс на тему «Текстоцентрический подход как средство формирования целостного мировоззрения учащихся на уроках русского языка»

 

Цель мастер-класса:

  • представить методические принципы проведения урока русского языка, на котором реализуется  текстоцентрический подход как средство формирования целостного восприятия мира;
  • создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности;
  • доказать актуальность данного аспекта обучения для  формирования личности ученика.

 

Поэтому я хочу, уважаемые коллеги, пригласить Вас к партнерству с целью обмена опытом и поиском путей реализации данной методической проблемы.

 

На уроках я использую  такие технологии. Внимание на экран:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения
  2. Диалоговые технологии
  3. Игровые технологии
  4. Информационно-коммуникационные технологии
  5. Технология дифференцированного обучения
  6. Тестовые технологии.
  7. Технология коллективно творческой деятельности
  8. Групповые технологии

Создание собственного творческого продукта:

Теоретико - аналитическое обоснование работы

    Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на уроке. Сегодня становится актуальным исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, что позволяет каждому ученику реализовать свои возможности.  Где нет текста, там нет объекта для исследования.

    Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: образовательная, развивающая, воспитательная, т.е.  у человека  формируется  целостное восприятие мира.  

 

      Целью  нашей работы с вами будет формирование целостного восприятия мира в условиях работы с текстом.

 

 Чтобы понять, как на практике я применяю представленные технологии, методы и приемы,  предлагаю ряд заданий, которые проиллюстрируют мой опыт.

Прошу, коллеги, сегодня быть моими помощниками на уроке русского языка. Воспользуемся одним из этапов урока, который может быть как тематическим, так и уроком развития речи.

Итак, «Я делаю это так…»

 

Задание 1. Перед вами текст и задания к нему. Предлагаю выполнить лишь одно из предложенных. Подобрать заглавие, опираюсь на выделенные ключевые слова, фразы в тексте. Внимание на экран.

 

                                      Работа с текстом

Сколько пр…восходных существует слов в русском языке для небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за г…ризонт. В народе говорят что туча не  прошла  а свалилась.

Молнии то бьют в землю прямым ударом то полыхают на черных тучах как вырва…ые с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги св…ркают над далекой сырой далью. Гром перекатывается гр…хоч…т  ворчит  р…коч…т встряхивает землю…

З…рницы чаще всего бывают в июле когда созревают хлеба. Рядом с з…рницей стоит слово з…ря одно из пр…краснейших слов русского языка. З…ря бывает не только утре…яя но и вечерняя. Вечерняя з…ря начинается  когда солнце уже зайдет за край земли. Она разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ноч…

Но вот быстро светает. В этот з…ревой утре…ий час воздух чист как родниковая вода. Трава омыта росой.  Бревенчатые стены заг…раются как слоистый янтарь. Восходит солнце.

 

Задания:    (на экране, не озвучиваются)

            

            -Чтение вслух;

-озаглавить текст;

-определить стиль, тип речи, тему, основную мысль;

-расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы;

-выписать ключевые слова, отражающие тему текста;

-выполнить синтаксический разбор предложений: простого и сложного;

-определить способ связи в тексте;

-проанализировать орфографию и пунктуацию текста;

 Итак, темой текста… будет «Заря»

 

Все, что мы видим, слышим, ощущаем, передается нам чувством зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и интуиции. Каждый из нас наблюдал закат и рассвет, но кто из нас сможет  услышать и ощутить зарю? Как отыскать новые неожиданные образы?

У вас на столе лежат задания, в которых и отражены все наши чувства для создания целостной картины мира.

 

 

Задания для групп.

Группа 1.

СЛАЙД. Задание: Составьте диалог утренней или вечерней зари с человеком.

Цель: развитие коммуникативной компетенции, диалогической речи, образного мышления, творческих способностей.

 

- Достаточно эффективным считаю прием «Случайная встреча» Данный прием позволяет составить диалог автора с героем, героя и современного читателя , помогает выйти на обобщение, интеграцию и формулировку утверждений, иллюстрирующих или опровергающих тот или иной взгляд, точку зрения.

- Предлагаю ключевые фразы…..,которые помогут составить диалог утренней или вечерней зари с человеком.

  • Небо светлело …,
  • отправляйся в Новый День…,
  • чем ты можешь меня удивить…,
  • возьми у меня Теплоту и Свет…,
  • ради чего стоит жить…,
  • собрал свои подарки: Радость, Надежду, Теплоту, Свет и …

 

 На выполнение работы отводится 1 минута

 

Небо светлело ,старик прогонял Бессонницу, долго смотрел затуманенным взглядом в одну точку и ждал, когда наступит рассвет. Увидя первыелучи солнца, старик заговорил:

  • Ну, здравствуй, моя единственная подруга, здравствуй Утренняя Заря! Чем ты можешь меня удивить в нашей новой встрече?

Заря ласково улыбалась своему давнему другу и отвечала:

  • Ты видел много на своем веку, ты многое пережил, мне нечем тебя удивить. Но у меня есть для тебя немного Надежды и крупинка Радости, возьми их и отправляйся в Новый День.
  • Для чего мне это? Я стар и немощен, одинок и болен, я ничего не могу и ничего не желаю…

Заря ещё светлее улыбалась старику и заглядывала в его уставшее сердце:

  • Тогда возьми у меня Теплоту и Свет, чтобы прожить ещё один день в этом непонятном тебе мире.

Старик улыбался тихой улыбкой. Так было всегда, когда Утренняя Заря уговаривала его принять свои дары.

  • Я очень стар, я прожил жизнь, совершая ошибки и искупая грехи. И теперь, когда Старость стала моей сиделкой , я не понимаю , зачем живу. Объясни мне, Утренняя Заря!

Заря осветила мягким светом все вокруг и показала старику то, ради чего стоит жить.

  • Вот, посмотри: каштан, который ты посадил 50 лет назад, снова цветет этой весной. А вот первые цветы на клумбе у соседки, она скоро выйдет их поливать. Вот воробей снова приметил твое окно и собирается там обзавестись птенцами. Вот, ради чего мы живем!

Заря осветила все вокруг ясным сиянием и загорелся новый день. А старик собрал свои подарки: Радость, Надежду, Теплоту,Свет и отправился жить.

 

- Есть дополнения или замечания? Спасибо 1 группе, мы услышали Зарю.

Итак, данным приемом мы развивали коммуникативную компетенцию, диалогическую речь учащихся, образное мышление, творческие способности.

Спасибо 1 группе, мы услышали Зарю.

 

Группа 2.

СЛАЙД. Задание: Создайте виртуальный поэтический вернисаж. Подберите к иллюстрации те поэтические строки о заре, которые передают настроение, образную картину в большей мере на ваш взгляд.

Цель: развитие творческих способностей, любознательности, связной речи учащихся, совершенствование своего духовного мира

На выполнение работы 1  минута. 

Данный прием  позволит учащимся ощутить как “живут” поэтические строки, и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее.

(во время выполнения участниками задания звучит аудиозапись: звуки природы)

Спасибо 2 группе, мы увидели зарю.

 

Константин Бальмонт

Брызнули первые искры рассвета,
Дымкой туманной покрылся ручей.
В утренний час его рокот звончей.
Ночь умирает… И вот уж одета
В нерукотворные ткани из света,
В поясе пышном из ярких лучей,
Мчится Заря благовонного лета
Из-за лесов и морей,
 

Афанасий Фет  

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

Иван Суриков  Занялася заря

Занялася заря -
Скоро солнце взойдет.
Слышишь... чу... соловей
Щелкнул где-то, поет.

И все ярче, светлей
Переливы зари;
Словно пар над рекой
Поднялся, посмотри.

От цветов, на полях,
Льется запах кругом.
И сияет роса
На траве серебром.

Над рекой, наклонясь,
Что-то шепчет камыш;
А кругом, на полях,
Непробудная тишь.

С.Есенин

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

 

Лев Модзалевский

Слети к нам, тихий вечер,
На мирные поля!
Тебе споем мы песню,
Вечерняя заря.

Темнеет уж в долине,
И ночи близок час:
На маковке березы
Последний луч угас.

Как тихо всюду стало,
Как воздух охладел!
И в сонно роще громко
Уж соловей запел.

Слети ж к нам, тихий вечер,
На мирные поля!
Тебе поем мы песню,

Вечерняя заря.

 

   

 

Группа №3

СЛАЙД. Задание: Напишите персонификацию на тему «Заря»

Цель этого задания: развитие творческих способностей, образного мышления, устной и письменной речи.

На выполнение работы 1 минута.

 

- Метод «Сторителлинг» особенно эффективен в эпоху технологий, когда факты, которые должны запомнить на уроках ученики, теряются среди информационного шума.
Ведь рассказывание историй предусматривает вкрапления собственного или чужого опыта, коммуникацию и эмоциональное сопереживание.

 

      Когда сны всё ещё о чём-то шепчутся в предутренней мгле, звёзды становятся чуть заметными в посеревшем небе, тогда незаметно появляюсь я. Слышите: зашуршали опавшие листья? Это я уронила первый  прозрачный луч света сквозь уходящий полумрак. Чувствуете прохладный запах свежести? Это мое ровное дыхание пробуждает небо и разгоняет сны. Вы видите, как упорно светлеет горизонт и приобретает ясные очертания, словно протирая глаза после долгого забытья? Это я, Аврора, утренняя заря, дарю всему живому Любовь, Свет, Радость, Оптимизм. Мое время скоротечно, но именно мне доверяют самое сокровенное.

 

Итак, данным методом развивали творческие способности, образное мышление, устную и письменную речь.

Спасибо 3 группе. Мы смогли ощутить зарю.

 

Группа №4.

СЛАЙД. Задание: составьте стихотворение по метафоре к слову ЗАРЯ

Цель: развитие речи, ассоциативно-образного мышления, видение мира.

Алгоритм написания стихотворения по метафоре

  • Состоит из  6 характеристик, расположенных в определенной последовательности:
  • Цвет
  • Вкус
  • Запах
  • Внешность
  • Качество переживаний
  • Первое слово каждой строки- название стихотворения

 

 

- Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение словосочетаний Вы не только усиливаете зримость и наглядность изображаемого, но и передаете неповторимость, индивидуальность явлению, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира.

 

Вечерняя заря в коралловых оттенках

Вечерняя заря - из яблок конфитюр

Вечерняя заря так пахнет теплым ветром

Вечерняя заря как дорогой велюр

Вечерняя заря - урчание лягушек

Вечерняя заря - покой уставшим душам.

 

Итак, данным приемом развивали речь, ассоциативно-образное мышление, видение мира

Спасибо 4 группе, вы подобрали самые неожиданные образы, где объединились все наши чувства.

 (Результаты своей работы группы озвучивают и получают возможность открыть одну из частей картины. Когда закончится презентация работы групп, как мозаика, должна сложиться картина зари Святогорья)

 

 

-  Перед нами целостная картина восприятия мира, которую вы создали сами.

На это нас нацеливает  Концепция Новой Украинской Школы, базовыми принципами которой  является ориентация на ученика, развитие его критического мышления, креативности, формирование его мировоззрения, ценностей, необходимые для успешной самореализации в обществе.

- Я убеждена, что учащиеся, выполняя предложенные задания, усвоят учебный материал, получат возможность самореализации через творческую деятельность в условиях текстоцентрического подхода к уроку русского языка
Аромат зари вдыхаю,                           
Травы трогаю рукой,

Лучше края я не знаю,

Только здесь покой такой.

Святы горы над рекою,

Синева небес звенит.

Мой Донбасс, горжусь тобою,

Пусть твоя заря горит!

Пусть и ваша заря горит, вечерняя – вдохновляет, а утренняя реализует все ваши идеи и мечты.     Благодарю за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Безкровна Наталія Іванівна
    Блестящая работа! Благодарю!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
30 січня 2020
Переглядів
1379
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку