Логопедическое занятие по развитию речи с элементами биоэнергопластики
в старшей группе
составила учитель – логопед Леонова Л.В.
Тема: «Как мы лес весной будили!»
Цели занятия:
Коррекционно – образовательные: продолжать расширять и обогащать словарный запас по теме «Весна», составлять предложение при ответе на вопрос, употреблять в речи предлоги, согласовывать прилагательные с существительными роде и числе, составлять сложные слова, составлять распространенные предложения по схеме.
Коррекционно – развивающие цели: развивать речевое дыхание, подвижность артикуляционного аппарата, моторику кисти руки, слуховое внимание, музыкально – ритмическое чувство, общую и мелкую моторику, развивать ассоциативное, логическое мышление.
Коррекционно – воспитательные цели: воспитывать умение слушать речь логопеда, формировать положительное эмоциональное состояние ребенка, умение любоваться природой, работать в команде.
Оборудование: предметные картинки животных, проэктор, музыкальный центр, яблоко, рукавички для гимнастики, микрофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный этап.
Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрела по сторонам и радовалась – легкому весеннему ветерку, чистому голубому небу, яркому теплому солнышку, зеленой травке и щебетанию первых весенних птиц, которые вернулись из теплых стран, я удивлялась, что же произошло с природой, как вы думаете?
Ответы детей: Весна.
Ребята, а вы умеете удивляться?!
1.1 Психогимнастика « Мы удивляемся!»
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Но лучше будем улыбаться!
Дети произносят вместе с учителем – логопедом.
1.2 Упражнение «Скажи, какая весна?!»
Употребление прилагательных о весне.
2.Основной этап.
Ребята, вся природа просыпается весной. А как же животные в лесу? Как птицы? Я думаю, что мы можем узнать о них у нашей старой знакомой тетушки Совы. Да, вот же она.
На экране появляется изображение Совы, она что то говорит детям, но звука не слышно.
О чем же она говорит, совсем ничего не слышно?! Ребята, она наверное хочет, что бы мы
помогли ей разбудить лес. Ну, что отправимся в путешествие?!
2.1 Упражнение «Какой твой друг?»
Я думаю мой друг не побоится идти в лес, потому что он(она)…..
2.2 КРД «Мы в весенний лес пойдем,
И с тропинки не сойдем,
Смотрим влево, смотрим вправо..»
2.3 Дыхательная гимнастика «Ах, какой весенний лес!»
Ах, какой воздух!
Ах, какой свежий весенний воздух!
Ах, как пахнут цветы!
Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики.
Видео весны.
2.4 Игра «Что бывает «Весеннее, весенняя, весенний?»
Дети отвечают словосочетаниями, согласуя существительные с прилагательными в роде.
2.5 Ребята! Что это за странный звук слышен, кто так может рычать в лесу?!
На экране появляется видео медведя. Да это же медведь вышел из берлоги.
Упражнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с музыкальным сопровождением «Веселая зарядка»
- «Упражнение лопаточка» - рука ладошкой вверх, сжать в кулак и раскрыть.
- «Упражнение часики» - указательные пальцы обеих рук двигаются в такт языку.
- «Упражнение качели» - ручка вверх пальчикам ,затем вниз.
- «Упражнение часики» - одним указательным пальчиком быстро двигаем за языком.
- «Упражнение вкусное варенье» - указательным пальчиком ,опущенным вниз вращаем.
- «Упражнение надуй щеки» - щеки надуть, руки в стороны, сдуть – руки вместе.
- «Упражнение горка» - ладошка лежит на ладошке, правая ручка сжимается в кулак.
- «Упражнение дотянись до носика»
-«Упражнение болтушка»
2.6 Ребята, мы мишку разбудили, а нам дальше в путь. Мы идем, идем, через ручеек перейдем и на полянку перейдем. Ребята, кто- то спрятался за пенечком, мы узнаем ,если правильно составим загадку и ее отгадаем. Правильно, это ежик! На экране видео ежа. А можем его погладить? Почему? Ребята, а ежик вас угощает яблоком, вот какое большое яблоко.
Игра «Скажи, что какое?»
-если яблоко гладкое, чем ежик, то ежик какой? чем что?
-если перышко легче чем камень, то камень…..
-если апельсин слаще чем лимон, то лимон … чем…
-если день короче чем ночь, то ночь….. чем…
-если зима холоднее чем весна, то весна теплее, чем зима..
Молодцы! Спасибо ежику за яблоко.
А мы с вами дальше пойдем, на носочках, а теперь на пяточках и по кочкам пройдем, к норке подойдем. Кто же тут живет, смотрим на экран. (Видео мышки)
Проснулась и мышка, как ее называют в сказках? В каких сказках вы ее встречали? (мышка – норушка).
2.7 Упражнение «Почему так говорят?»
-держать в ежовых рукавицах;
-крутиться как белка в колесе;
-льет как из ведра;
-яблоку негде упасть;
-держать ухо востро;
-мышиная возня;
-набрать в рот воды.
2.8 Ребята! Какая то мышка грустная, потому что одна! А давайте ее пригласим на чаепитие к лисятам.
« На чаепитие к лисятам» артикуляционные упражнение с биоэнергопластикой.
2.9Ребята! Посмотрите, а кто еще проснулся в лесу, правильно бабочка.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
«Бабочка коробочка
Улетай под облачко.
Там твои детки,
На березовой ветке.
Бабочка летала,
Над цветком порхала,
Пыльцу собирала»
3.0 Как то тихо в лесу, кого не слышно? Правильно птиц
Упражнение «Расскажи о своей птичке!» Составление предложений по карточкам.
Появляется видео птиц в лесу. Вот мы с вами и разбудили лес. Помогли тетушке Сове?!
Видео весны.
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
Игра «Собери Цветок»
Глаза, уши, рот, сердце, ноги, мозги ,руки, нос. Дети выкладывают лепестки цветка.
Упражнение интервью «Что тебе понравилось, запомнилось на занятии?»