Тема. Наречие. Разнообразие значений наречий
Цель: углубить знания о морфологических признаках, синтаксической роли и разнообразии значений наречий; умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; ключевые (умение учиться: критическое мышление и навыки активной познавательной деятельности; коммуникативные: навыки общения в коллективе; толерантное отношение к мнениям и чувствам собеседников; информационные: навыки работы с учебником; умение критически оценивать учебный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, презентация.
Наречия – это слова, живописующие глагол.
А. С. Пушкин
Ход урока
І.Организационный момент
Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
ІІ.Актуализация опорных знаний
1.Проверка домашнего задания
ІІІ.Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
- Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете?
(Так ли это выясним на протяжении урока)
Перед тем как мы будем изучать новый материал, давайте вспомним какие части речи уже выучили. Проведем
1.Блиц – опрос: (отвечать да или нет)
1.Частей речи 10? (Да)
2.Самостоятельных 6? (Да)
3. Служебных 5? (Нет)
4. Слово зелёный имя прилагательное? (Да)
5. Имя существительное относится к служебным частям речи? (Нет)
6.Пятнадцатое это глагол? (Нет)
7.Союз - это служебная часть речи? (Да)
8.Глагол обозначает действие предмета? (Да)
9. Числительные бывают порядковыми и количественными? (Да)
10. На вопрос кто? отвечают неодушевленные предметы? (Нет)
11. Пятнадцатое – это числительное? (Да)
12.Наречие – самостоятельная часть речи? (Да)
( На доске открывается ключ и проводится взаимопроверка)
2. Словарный диктант
Осенний, праздник, шиповник, живой, сегодня, березка, суббота, Харьков, чудесный, никогда, отовсюду, муравьи, подъезд, объявление, заморозки.
ІV. Работа над темой урока
Есть ли в словарном диктанте слова, которые отвечают на вопросы когда? откуда? Что это за часть речи. Как вы думаете?
Наречия. Правильно. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Они пишутся и слитно, и раздельно, и через дефис. Но это темы следующих уроков. Сегодня надо научиться определять наречие как часть речи.
Приложение к уроку «Наречие. Значение наречий»
2.Закрепление изученного
Вот солнце к..снулось тихой воды у берега. Восходя все выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен..ую, озябшую землю.
Я вид..л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по – новому красивый.
Я как – то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла..кие звуки имени, звон, скрытый в них.
Восходя выше, по – новому красивый, люблю особенно, как – то особенно.
- Разобрать словосочетания. С какими частями речи сочетается наречие?
Вывод: чаще всего наречие сочетаются с глаголами, с глагольными формами (причастием, деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.
Что обозначает наречие? Оно показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходят действия. Значит наречие обозначает признак действия.
Я как – то особенно люблю солнце. Солнце коснулось тихой воды у берега.
Вывод: наречие обычно является обстоятельством.
Иногда может быть определением. Например. Я люблю кофе по – турецки.
- Допишите подходящие по смыслу наречия, отвечающие на поставленные вопросы. Определите значение наречия.
Юра выполнил задание (как?) … .
Он вставал (когда?) ….
Игорь обидел сестру (почему?) … .
Количество участников кружка увеличилось (насколько?) … .
Подберите к данным слова-наречиям антонимы и запишите по образцу.
Образец. Впереди – позади.
Слева, громко, поздно, давно, всегда, снизу, хорошо, здесь, отсюда, туда, везде.
Практическая работа. Страница 85 пособие.( Записать предложения, сделать синтаксический разбор, указать значение наречий)
Окружающая мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа – бесконечное море.
Издалека, со степи, вздымались тучи и плыли на ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени.
V. Подведение итогов урока
Беседа. Прием «Капуста»
VІ. Домашнее задание.
Выучить правило параграф 23, упражнение 156 б.