До розіграшу
залишилось:
12 днів
Конкурс розробок «Вчительська десятка»
Розробки додавай – подарунки вигравай!

Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса) (6 класс)

Про матеріал

Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса)

Цели: проследить изменения в характере и поведении героя, совершенствовать навыки работы с текстом; проследить, что привело к деградации Скруджа и его возрождению;

развивать у шестиклассников умение анализировать содержание текста,; развивать навыки выразительного чтения, критическое мышления;

воспитывать чувство доброты и человечности, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Тип урока: урок-исследование

Перегляд файлу

Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса)

 Цели: проследить изменения в характере и поведении героя, совершенствовать навыки работы с текстом; проследить, что привело к деградации  Скруджа и его возрождению;

развивать у шестиклассников умение анализировать содержание текста,; развивать навыки выразительного чтения, критическое мышления;

 воспитывать чувство доброты и человечности, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: учебники, портрет Диккенса, иллюстрации, карты-информаторы, отрывок из фильма «Рождественская история»

Символы урока :цепь, нотный стан,

Эпиграф

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.

Конфуций

 

                                Ход урока

І.Организационныйй момент.

Настроен ли, друг мой, на Чудо? –

Оно окружает повсюду!

Его не разъять, не измерить –

В него нужно просто поверить!

ІІ. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.

- А вы, ребята, верите  в чудеса?

« Большая часть волшебства в мире кажется несуществующей, потому что мы слишком слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть. Слепота и неверие — вот два врага волшебства. Перед теми, кто способен видеть и верить, открывается много ворот, если они захотят». (Андрэ Нортон)

-А мы с вами прикоснемся к  чудесному  произведению великого английского писателя  Чарльза Диккенса  «Рождественская  песнь в прозе».

2) Целеполагание

Сегодня мы попробуем исследовать, как могло случиться, что самостоятельный спокойный мальчик превратился в бездушного"скрягу", который всю жизнь то и делал, что копил деньги, вдруг изменился? Выясним причины  деградации и возрождения Скруджа  из "Рождественской песни в прозе". А также попробуем заглянуть в свою душу – постараемся осмыслить, как мы живем, по какими принципами будем жить, куда стремимся.

 - Эпиграфом к нашему уроку являются слова Конфуция: «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми». Ведь каждый ребенок приходит в этот мир добрым, а человек –создание  -божье, а Бог - это добро.

Беседа.

 Кто является главным героем произведения?

 Что означает его имя я? (Scrooge - в переводе с английского - скряга.)

 Как в портрете героя автор отобразил его внутренние качества, внутреннее состояние?

Работа с текстом.

-Найдите в тексте и зачитайте авторскую характеристику Скруджа  (1 строфа).

-Какие сравнения и зачем использует автор? (Кремень - предмет неживого мира, устрица - закрытость, отгороженность, одиночество )

Вывод: через портрет  Диккенс показывает  «мертвую душу» в живом человеке.

Беседа.

- Заботит ли Скруджа то, что он одинок?

-Мог ли он вечер перед Рождеством провести как-то иначе?

-Почему не пошел в гости? (Холодное сердце, нет друзей, нет любви)

ІІІ. Актуализация опорных знаний:

-Что мы знаем об этом человеке?

« Подскажи словечко»

 1) В городе о нем говорил, как о человеке… (жестоком и безразличном). Никто на улице с ним…( не заговаривал). Даже собаки, поводыри слепцов спешили …(утащить хозяина  в первый попавшийся подъезд).

2) Единственным другом Скруджа был… (Марли), но он был…(мертв).

3) Скрудж  работал …( в конторе).

 4) К  подчиненному Бобу Кретчиту  он относился…(жестоко,).

5) О семье Скруджа мы знаем, что…(у него есть племянник, с которым он не желает общаться, поддерживать родственные связи).

6) С ним он вел себя (грубо, пренебрежительно и жестоко).

7) . Самым "зловещим" словом для  Скруджа было…(слово «щедрость».) 

8) Герой для себя сковал цепи. Назовите его главные черты. (Жадность, жестокость, безразличие..).(Поместим их на цепь)

9) Ебизинер – скряга, потому что  (экономил на всем и на всех: на угле, на зарплате клерку, отказался от родни, ничего не позволял даже себе.) (добавляем  отрицательные черты на цепь)

10) Скрудж к светлому рождественскому празднику  относится… (негативно. не празднует). Возмущается, что 25 декабря - выходной день. Прогоняет  мальчика, который пел …(колядки…). 

V. Работа по теме урока

 Мини-исследование :

Учитель : «Что именно - осуждение или сочувствие -  заслуживает этот человек? Скрудж всегда мог задуматься над тем, как он живет, что в действительности ценит.. Единственная ценность для него -  это деньги. Люди его не интересуют, человеческие чувства ему не присущи. Холодная душа Скруджа оцепенела. Он деградировал как личность, как человек.

2.Словарная работа

                 Деградация-слово иноязычного происхождения, которое означает движение назад, постепенное ухудшение, потеря определенных качеств, свойств, то же, что упадок, вырождение.

–- Среди окружающих нас людей встречаются такие люди, которые постепенно меняют к худшему отдельные черты своего характера, теряют ценные моральные качества и перестают быть личностью. Так случилось и со Скруджем. Он потерял связь с людьми и миром.

 

-Какие же причины деградации Скруджа? Почему Скрудж стал черствым, равнодушным к чужой беде? (Так он с малых лет претерпел много горя и лишений)

- О чем мечтал герой? (О деньгах и обогащении)

- Деньги вели Скруджа вверх. Каждый его шаг продиктован пользой .

Подведем итог: «В чем проявилось преимущество материальных ценностей

1- Он отказался от женитьбы бедной девушкой, он порвал отношения с родными. О чем это говорит? Потерял все моральные ценности.

2.- Какие черты характера способствовали деградации Скруджа?

(Жадность, безразличие к окружающим, жестокость в отношениях, предательство.)

- Откуда берется зло? И чего мы должны с вами беречься, чтобы не деградировать?

Фронтальня  беседа:

а) - Мы с вами выяснили причины деградации Скруджа. Теперь попробуем выяснить, что было  причинами возрождения Скруджа.

б) Словарная работа:

                Возродиться-стать совсем другим человеком

-Давайте представим себя композиторами и, как Диккенс, напишем свою мелодию рождественской песни, которая тронула и возродила сердце Скруджа. Запишем в нотки то, что, по вашему мнению, помогло герою измениться. (На доске нотный стан)

1.Работа 1 группы

- Вспомните, кто был заинтересован в спасении души лондонского скряги, кто хотел вернуть его к христианским ценностям. (Марли)

- С какой целью в рождественскую ночь к Скруджа посетил Марли? Как вы оцениваете поступок Марли? (Он был настоящим другом)

- Запишите в первую нотку слово - «дружба»

     (На доске нарисовано нотный стан и дети вывешивают постепенно слова:

              (Дружба, радость, сочувствие, духовное преображение, милосердия)

- Нужно проанализировать всю его жизнь с самого детства. А помогут нам в этом  Духи  Святок.

Работа 2 группы

- Какой дух с "явился Скруджа первым? (Святочный Дух Прошлых Лет) Слово  СвяточногоДуха Прошлых Лет

- Как вы думаете, почему Дух сказал Скруджу перед путешествием: «Позволь мне прикоснуться к твоей груди. Это тебя поддержит, и ты одолеешь еще и не такие преграды »(он хотел согреть черствое сердце Скруджа)

 2 нотку.- радость

Работа 3группы

- Какой Дух пришел к главному герою вторым? (Дух настоящего Рождества)

- Вспомним, куда мы путешествовали вместе с Скруджем и Духом настоящего Рождества.

 (Семь я Кретчитов- семья племянника Скруджа)

- Что поразило вас в эпизоде ​​описания Рождества в семье Крэтчитов? (Что они хотя были и бедные, но из последних сил праздновали Рождество)

Какое чувство возродилось в душе героя? (Сочувствие)

                        3 нотку  -  сочувствие

Работа 4 группы

- Вспомним и скажем, что же поразило Скруджа больше всего?

                       Смерть всеми забытого и обворованного Скруджа.

                       Радость людей, узнавших о смерти Скруджа.

                        Заброшенная могила Скруджа.

                        Смерть Тайне Тима.

-Что взволновало Скруджа больше всего? (Скрудж увидел свою могилу заброшенной, в худшем месте. Он понял, что прожил никчемную жизнь)

- Что произошло со  Скруджем в это время? (Духовное преображение)

Работа с книгой.

- Какие обещания дает Скрудж Духу Грядущего Рождества?                                                 (Зачитайте)

8) Беседа:

  А сейчас мы выясним:

- Сдержал ли Скрудж свое слово?

- Что хорошего он сделал?

Групповая работа

«Нарушенная последовательность»

--- Помог Тайне Тиму.5

--- Увеличил плату Бобу Крэтчиту.4

--- Пришел помириться с племянником.3

--- Новый Скрудж Просил принять благотворительный взнос.2

--- Отослал рождественскую индейку Крэтчитам.1

  • Какая главная цель автора - (возродить душу главного героя).

Вывод: Путешествие, которое совершил Скрудж в рождественскую ночь в корне изменила героя. Он превращается в доброго,искреннего человека, которым гордится город. Не все понимают «нового» Скруджа, и ему безразлично, он знает, что в жизни самое ценное. Деньги, богатства всего мира не могут заменить человеку любовь близких, уважение других людей и искренность общения. Действительно чудесный конец!

- Скажите лично вы верите в такое мгновенное превращение человека?

- А почему такое мгновенное превращение произошло с Скруджем?

(Все произошло в рождественскую ночь- ночь всепрощения и благодати Божией))

Составление фанфика к  образу Скруджа в форме анкеты героя(Фанфи́к — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д)

- Ребята, пофантазируйтете, как сложилась жизнь возрожденного Скруджа, какие у него ценности, как сложилась его судьба

 

Новый Скрудж

Ценит_________________________________

Дружит с______________________________

Увлекается ___________________________

Любимый праздник_________________________

Любимые книги _________________________

Мечтает о _______________________________

6. Итоговое слово учителя.

- Очистка от зла, которое господствовало в душе Скруджа, возродило и сердце героя. Окаменелое от душевного холода, оно было способно на проявление лишь отрицательных черт. Под воздействием рождественского путешествия оно таяло и стало способным на добро, милосердие, сочувствие, щедрость, человечность. И только теперь Скрудж почувствовал себя счастливым.

 

ІV. Итог  урока.

- Как вы думаете, легко ли изменить свою жизнь так, как это сделал Скрудж, а именно: свои взгляды, убеждения, вкусы, стиль жизни? Учитывая это, как вы оцениваете его поступок? - Дайте характеристику перерождения Скруджа одним предложением.

2. Составление «Бриллианта»по теме «Скрудж»

Инструктирование

«Бриллиант — это алмаз, над которым провели ювелирную обработку и при этом он совершенно не утратил своих свойств и характеристик.

 

- это стихотворение, состоящее  из семи строк, где первая  и последняя – понятия  з противоположным значением. Схема стихотворения:
1 строка  герой произведения – 1 существительное;

2 строка – описание первого героя  – 2 прилагательных;

3строка – действия первого героя – 3 глагола;

4 строка – фраза, що объединяет героев произведения, отражает их отношения - 4слова (но не обязательно) разных частей речи;

5строка – действия второго героя – 3 глагола;

6 строка – описание второго героя –2 прилагательных;

7 строка –вторй герой произведения –1 существительное; (антипод первому герою или его метафора).

 

Выполнение задания учащимися .

Пример


Скрудж  – скряга

Безразличный,жестокий

Экономит,жадничает,деградирует,

Святочные духи помогают  переосмыслить  жизнь

Вспоминает, страдает, жалеет

Чуткий,щедрый

Скрудж –душевность

ІV. Итог  урока.

- Как вы думаете, легко ли изменить свою жизнь так, как это сделал Скрудж, а именно: свои взгляды, убеждения, вкусы, стиль жизни?  Какие качества нам нужно всебе развивать?

 

Учитель. А сейчас мы вместе попробуем определить основные моральные принципы, которыми

должен обладать человек.

Прием «Незаконченное предложение».

Примеры предложений:

«Я не пожалею хлеба голодному, потому что я ...»,

«Я не обижу слабого, потому что я ...»,

«Я не отвечу грубостью на грубость, потому что я ...»,

«Я послушаю своих родителей, потому что я ...»,

«Я не совру своему другу, потому что я ...»,

«Я не оставлю в беде своих товарищей, потому что я ...»,

Слово учителя. Желаю вам всегда делать добро. Вспоминайте о нем, творите его не только в праздники, но и каждый день. И тогда ваши души будут прекрасными. 

 

V. Домашнее  задание: письменно ответить на вопрос: «Какие урокия вынес(ла) из повести Ч. Диккенса?»

* создать образ-символ понравившегося героя  произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
21 лютого
Переглядів
304
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку