Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса)
Цели: проследить изменения в характере и поведении героя, совершенствовать навыки работы с текстом; проследить, что привело к деградации Скруджа и его возрождению;
развивать у шестиклассников умение анализировать содержание текста,; развивать навыки выразительного чтения, критическое мышления;
воспитывать чувство доброты и человечности, воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Тип урока: урок-исследование
Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса)
Цели: проследить изменения в характере и поведении героя, совершенствовать навыки работы с текстом; проследить, что привело к деградации Скруджа и его возрождению;
развивать у шестиклассников умение анализировать содержание текста,; развивать навыки выразительного чтения, критическое мышления;
воспитывать чувство доброты и человечности, воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: учебники, портрет Диккенса, иллюстрации, карты-информаторы, отрывок из фильма «Рождественская история»
Символы урока :цепь, нотный стан,
Эпиграф
Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.
Конфуций
Ход урока
І.Организационныйй момент.
Настроен ли, друг мой, на Чудо? –
Оно окружает повсюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
ІІ. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.
- А вы, ребята, верите в чудеса?
« Большая часть волшебства в мире кажется несуществующей, потому что мы слишком слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть. Слепота и неверие — вот два врага волшебства. Перед теми, кто способен видеть и верить, открывается много ворот, если они захотят». (Андрэ Нортон)
-А мы с вами прикоснемся к чудесному произведению великого английского писателя Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
2) Целеполагание
Сегодня мы попробуем исследовать, как могло случиться, что самостоятельный спокойный мальчик превратился в бездушного"скрягу", который всю жизнь то и делал, что копил деньги, вдруг изменился? Выясним причины деградации и возрождения Скруджа из "Рождественской песни в прозе". А также попробуем заглянуть в свою душу – постараемся осмыслить, как мы живем, по какими принципами будем жить, куда стремимся.
- Эпиграфом к нашему уроку являются слова Конфуция: «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми». Ведь каждый ребенок приходит в этот мир добрым, а человек –создание -божье, а Бог - это добро.
Беседа.
• Кто является главным героем произведения?
• Что означает его имя я? (Scrooge - в переводе с английского - скряга.)
• Как в портрете героя автор отобразил его внутренние качества, внутреннее состояние?
Работа с текстом.
-Найдите в тексте и зачитайте авторскую характеристику Скруджа (1 строфа).
-Какие сравнения и зачем использует автор? (Кремень - предмет неживого мира, устрица - закрытость, отгороженность, одиночество )
Вывод: через портрет Диккенс показывает «мертвую душу» в живом человеке.
Беседа.
- Заботит ли Скруджа то, что он одинок?
-Мог ли он вечер перед Рождеством провести как-то иначе?
-Почему не пошел в гости? (Холодное сердце, нет друзей, нет любви)
ІІІ. Актуализация опорных знаний:
-Что мы знаем об этом человеке?
« Подскажи словечко»
1) В городе о нем говорил, как о человеке… (жестоком и безразличном). Никто на улице с ним…( не заговаривал). Даже собаки, поводыри слепцов спешили …(утащить хозяина в первый попавшийся подъезд).
2) Единственным другом Скруджа был… (Марли), но он был…(мертв).
3) Скрудж работал …( в конторе).
4) К подчиненному Бобу Кретчиту он относился…(жестоко,).
5) О семье Скруджа мы знаем, что…(у него есть племянник, с которым он не желает общаться, поддерживать родственные связи).
6) С ним он вел себя (грубо, пренебрежительно и жестоко).
7) . Самым "зловещим" словом для Скруджа было…(слово «щедрость».)
8) Герой для себя сковал цепи. Назовите его главные черты. (Жадность, жестокость, безразличие..).(Поместим их на цепь)
9) Ебизинер – скряга, потому что (экономил на всем и на всех: на угле, на зарплате клерку, отказался от родни, ничего не позволял даже себе.) (добавляем отрицательные черты на цепь)
10) Скрудж к светлому рождественскому празднику относится… (негативно. не празднует). Возмущается, что 25 декабря - выходной день. Прогоняет мальчика, который пел …(колядки…).
V. Работа по теме урока
Мини-исследование :
Учитель : «Что именно - осуждение или сочувствие - заслуживает этот человек? Скрудж всегда мог задуматься над тем, как он живет, что в действительности ценит.. Единственная ценность для него - это деньги. Люди его не интересуют, человеческие чувства ему не присущи. Холодная душа Скруджа оцепенела. Он деградировал как личность, как человек.
2.Словарная работа
Деградация-слово иноязычного происхождения, которое означает движение назад, постепенное ухудшение, потеря определенных качеств, свойств, то же, что упадок, вырождение.
–- Среди окружающих нас людей встречаются такие люди, которые постепенно меняют к худшему отдельные черты своего характера, теряют ценные моральные качества и перестают быть личностью. Так случилось и со Скруджем. Он потерял связь с людьми и миром.
-Какие же причины деградации Скруджа? Почему Скрудж стал черствым, равнодушным к чужой беде? (Так он с малых лет претерпел много горя и лишений)
- О чем мечтал герой? (О деньгах и обогащении)
- Деньги вели Скруджа вверх. Каждый его шаг продиктован пользой .
Подведем итог: «В чем проявилось преимущество материальных ценностей?»
1- Он отказался от женитьбы бедной девушкой, он порвал отношения с родными. О чем это говорит? Потерял все моральные ценности.
2.- Какие черты характера способствовали деградации Скруджа?
(Жадность, безразличие к окружающим, жестокость в отношениях, предательство.)
- Откуда берется зло? И чего мы должны с вами беречься, чтобы не деградировать?
Фронтальня беседа:
а) - Мы с вами выяснили причины деградации Скруджа. Теперь попробуем выяснить, что было причинами возрождения Скруджа.
б) Словарная работа:
Возродиться-стать совсем другим человеком
-Давайте представим себя композиторами и, как Диккенс, напишем свою мелодию рождественской песни, которая тронула и возродила сердце Скруджа. Запишем в нотки то, что, по вашему мнению, помогло герою измениться. (На доске нотный стан)
1.Работа 1 группы
- Вспомните, кто был заинтересован в спасении души лондонского скряги, кто хотел вернуть его к христианским ценностям. (Марли)
- С какой целью в рождественскую ночь к Скруджа посетил Марли? Как вы оцениваете поступок Марли? (Он был настоящим другом)
- Запишите в первую нотку слово - «дружба»
(На доске нарисовано нотный стан и дети вывешивают постепенно слова:
(Дружба, радость, сочувствие, духовное преображение, милосердия)
- Нужно проанализировать всю его жизнь с самого детства. А помогут нам в этом Духи Святок.
Работа 2 группы
- Какой дух с "явился Скруджа первым? (Святочный Дух Прошлых Лет) Слово СвяточногоДуха Прошлых Лет
- Как вы думаете, почему Дух сказал Скруджу перед путешествием: «Позволь мне прикоснуться к твоей груди. Это тебя поддержит, и ты одолеешь еще и не такие преграды »(он хотел согреть черствое сердце Скруджа)
2 нотку.- радость
Работа 3группы
- Какой Дух пришел к главному герою вторым? (Дух настоящего Рождества)
- Вспомним, куда мы путешествовали вместе с Скруджем и Духом настоящего Рождества.
(Семь я Кретчитов- семья племянника Скруджа)
- Что поразило вас в эпизоде описания Рождества в семье Крэтчитов? (Что они хотя были и бедные, но из последних сил праздновали Рождество)
Какое чувство возродилось в душе героя? (Сочувствие)
3 нотку - сочувствие
Работа 4 группы
- Вспомним и скажем, что же поразило Скруджа больше всего?
Смерть всеми забытого и обворованного Скруджа.
Радость людей, узнавших о смерти Скруджа.
Заброшенная могила Скруджа.
Смерть Тайне Тима.
-Что взволновало Скруджа больше всего? (Скрудж увидел свою могилу заброшенной, в худшем месте. Он понял, что прожил никчемную жизнь)
- Что произошло со Скруджем в это время? (Духовное преображение)
Работа с книгой.
- Какие обещания дает Скрудж Духу Грядущего Рождества? (Зачитайте)
8) Беседа:
А сейчас мы выясним:
- Сдержал ли Скрудж свое слово?
- Что хорошего он сделал?
Групповая работа
«Нарушенная последовательность»
--- Помог Тайне Тиму.5
--- Увеличил плату Бобу Крэтчиту.4
--- Пришел помириться с племянником.3
--- Новый Скрудж Просил принять благотворительный взнос.2
--- Отослал рождественскую индейку Крэтчитам.1
Вывод: Путешествие, которое совершил Скрудж в рождественскую ночь в корне изменила героя. Он превращается в доброго,искреннего человека, которым гордится город. Не все понимают «нового» Скруджа, и ему безразлично, он знает, что в жизни самое ценное. Деньги, богатства всего мира не могут заменить человеку любовь близких, уважение других людей и искренность общения. Действительно чудесный конец!
- Скажите лично вы верите в такое мгновенное превращение человека?
- А почему такое мгновенное превращение произошло с Скруджем?
(Все произошло в рождественскую ночь- ночь всепрощения и благодати Божией))
Составление фанфика к образу Скруджа в форме анкеты героя(Фанфи́к — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д)
- Ребята, пофантазируйтете, как сложилась жизнь возрожденного Скруджа, какие у него ценности, как сложилась его судьба
Новый Скрудж
Ценит_________________________________
Дружит с______________________________
Увлекается ___________________________
Любимый праздник_________________________
Любимые книги _________________________
Мечтает о _______________________________
6. Итоговое слово учителя.
- Очистка от зла, которое господствовало в душе Скруджа, возродило и сердце героя. Окаменелое от душевного холода, оно было способно на проявление лишь отрицательных черт. Под воздействием рождественского путешествия оно таяло и стало способным на добро, милосердие, сочувствие, щедрость, человечность. И только теперь Скрудж почувствовал себя счастливым.
ІV. Итог урока.
- Как вы думаете, легко ли изменить свою жизнь так, как это сделал Скрудж, а именно: свои взгляды, убеждения, вкусы, стиль жизни? Учитывая это, как вы оцениваете его поступок? - Дайте характеристику перерождения Скруджа одним предложением.
2. Составление «Бриллианта»по теме «Скрудж»
Инструктирование
«Бриллиант — это алмаз, над которым провели ювелирную обработку и при этом он совершенно не утратил своих свойств и характеристик.
- это стихотворение, состоящее из семи строк, где первая и последняя – понятия з противоположным значением. Схема стихотворения:
1 строка – герой произведения – 1 существительное;
2 строка – описание первого героя – 2 прилагательных;
3строка – действия первого героя – 3 глагола;
4 строка – фраза, що объединяет героев произведения, отражает их отношения - 4слова (но не обязательно) разных частей речи;
5строка – действия второго героя – 3 глагола;
6 строка – описание второго героя –2 прилагательных;
7 строка –вторй герой произведения –1 существительное; (антипод первому герою или его метафора).
Выполнение задания учащимися .
Пример
Скрудж – скряга
Безразличный,жестокий
Экономит,жадничает,деградирует,
Святочные духи помогают переосмыслить жизнь
Вспоминает, страдает, жалеет
Чуткий,щедрый
Скрудж –душевность
ІV. Итог урока.
- Как вы думаете, легко ли изменить свою жизнь так, как это сделал Скрудж, а именно: свои взгляды, убеждения, вкусы, стиль жизни? Какие качества нам нужно всебе развивать?
Учитель. А сейчас мы вместе попробуем определить основные моральные принципы, которыми
должен обладать человек.
Прием «Незаконченное предложение».
Примеры предложений:
«Я не пожалею хлеба голодному, потому что я ...»,
«Я не обижу слабого, потому что я ...»,
«Я не отвечу грубостью на грубость, потому что я ...»,
«Я послушаю своих родителей, потому что я ...»,
«Я не совру своему другу, потому что я ...»,
«Я не оставлю в беде своих товарищей, потому что я ...»,
Слово учителя. Желаю вам всегда делать добро. Вспоминайте о нем, творите его не только в праздники, но и каждый день. И тогда ваши души будут прекрасными.
V. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какие урокия вынес(ла) из повести Ч. Диккенса?»
* создать образ-символ понравившегося героя произведения.