Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса) (6 класс)

Про матеріал

Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса)

Цели: проследить изменения в характере и поведении героя, совершенствовать навыки работы с текстом; проследить, что привело к деградации Скруджа и его возрождению;

развивать у шестиклассников умение анализировать содержание текста,; развивать навыки выразительного чтения, критическое мышления;

воспитывать чувство доброты и человечности, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Тип урока: урок-исследование

Перегляд файлу

Тема. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя (по "Рождественской песне в прозе» Ч.Диккенса)

 Цели: проследить изменения в характере и поведении героя, совершенствовать навыки работы с текстом; проследить, что привело к деградации  Скруджа и его возрождению;

развивать у шестиклассников умение анализировать содержание текста,; развивать навыки выразительного чтения, критическое мышления;

 воспитывать чувство доброты и человечности, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: учебники, портрет Диккенса, иллюстрации, карты-информаторы, отрывок из фильма «Рождественская история»

Символы урока :цепь, нотный стан,

Эпиграф

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.

Конфуций

 

                                Ход урока

І.Организационныйй момент.

Настроен ли, друг мой, на Чудо? –

Оно окружает повсюду!

Его не разъять, не измерить –

В него нужно просто поверить!

ІІ. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.

- А вы, ребята, верите  в чудеса?

« Большая часть волшебства в мире кажется несуществующей, потому что мы слишком слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть. Слепота и неверие — вот два врага волшебства. Перед теми, кто способен видеть и верить, открывается много ворот, если они захотят». (Андрэ Нортон)

-А мы с вами прикоснемся к  чудесному  произведению великого английского писателя  Чарльза Диккенса  «Рождественская  песнь в прозе».

2) Целеполагание

Сегодня мы попробуем исследовать, как могло случиться, что самостоятельный спокойный мальчик превратился в бездушного"скрягу", который всю жизнь то и делал, что копил деньги, вдруг изменился? Выясним причины  деградации и возрождения Скруджа  из "Рождественской песни в прозе". А также попробуем заглянуть в свою душу – постараемся осмыслить, как мы живем, по какими принципами будем жить, куда стремимся.

 - Эпиграфом к нашему уроку являются слова Конфуция: «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми». Ведь каждый ребенок приходит в этот мир добрым, а человек –создание  -божье, а Бог - это добро.

Беседа.

 Кто является главным героем произведения?

 Что означает его имя я? (Scrooge - в переводе с английского - скряга.)

 Как в портрете героя автор отобразил его внутренние качества, внутреннее состояние?

Работа с текстом.

-Найдите в тексте и зачитайте авторскую характеристику Скруджа  (1 строфа).

-Какие сравнения и зачем использует автор? (Кремень - предмет неживого мира, устрица - закрытость, отгороженность, одиночество )

Вывод: через портрет  Диккенс показывает  «мертвую душу» в живом человеке.

Беседа.

- Заботит ли Скруджа то, что он одинок?

-Мог ли он вечер перед Рождеством провести как-то иначе?

-Почему не пошел в гости? (Холодное сердце, нет друзей, нет любви)

ІІІ. Актуализация опорных знаний:

-Что мы знаем об этом человеке?

« Подскажи словечко»

 1) В городе о нем говорил, как о человеке… (жестоком и безразличном). Никто на улице с ним…( не заговаривал). Даже собаки, поводыри слепцов спешили …(утащить хозяина  в первый попавшийся подъезд).

2) Единственным другом Скруджа был… (Марли), но он был…(мертв).

3) Скрудж  работал …( в конторе).

 4) К  подчиненному Бобу Кретчиту  он относился…(жестоко,).

5) О семье Скруджа мы знаем, что…(у него есть племянник, с которым он не желает общаться, поддерживать родственные связи).

6) С ним он вел себя (грубо, пренебрежительно и жестоко).

7) . Самым "зловещим" словом для  Скруджа было…(слово «щедрость».) 

8) Герой для себя сковал цепи. Назовите его главные черты. (Жадность, жестокость, безразличие..).(Поместим их на цепь)

9) Ебизинер – скряга, потому что  (экономил на всем и на всех: на угле, на зарплате клерку, отказался от родни, ничего не позволял даже себе.) (добавляем  отрицательные черты на цепь)

10) Скрудж к светлому рождественскому празднику  относится… (негативно. не празднует). Возмущается, что 25 декабря - выходной день. Прогоняет  мальчика, который пел …(колядки…). 

V. Работа по теме урока

 Мини-исследование :

Учитель : «Что именно - осуждение или сочувствие -  заслуживает этот человек? Скрудж всегда мог задуматься над тем, как он живет, что в действительности ценит.. Единственная ценность для него -  это деньги. Люди его не интересуют, человеческие чувства ему не присущи. Холодная душа Скруджа оцепенела. Он деградировал как личность, как человек.

2.Словарная работа

                 Деградация-слово иноязычного происхождения, которое означает движение назад, постепенное ухудшение, потеря определенных качеств, свойств, то же, что упадок, вырождение.

–- Среди окружающих нас людей встречаются такие люди, которые постепенно меняют к худшему отдельные черты своего характера, теряют ценные моральные качества и перестают быть личностью. Так случилось и со Скруджем. Он потерял связь с людьми и миром.

 

-Какие же причины деградации Скруджа? Почему Скрудж стал черствым, равнодушным к чужой беде? (Так он с малых лет претерпел много горя и лишений)

- О чем мечтал герой? (О деньгах и обогащении)

- Деньги вели Скруджа вверх. Каждый его шаг продиктован пользой .

Подведем итог: «В чем проявилось преимущество материальных ценностей

1- Он отказался от женитьбы бедной девушкой, он порвал отношения с родными. О чем это говорит? Потерял все моральные ценности.

2.- Какие черты характера способствовали деградации Скруджа?

(Жадность, безразличие к окружающим, жестокость в отношениях, предательство.)

- Откуда берется зло? И чего мы должны с вами беречься, чтобы не деградировать?

Фронтальня  беседа:

а) - Мы с вами выяснили причины деградации Скруджа. Теперь попробуем выяснить, что было  причинами возрождения Скруджа.

б) Словарная работа:

                Возродиться-стать совсем другим человеком

-Давайте представим себя композиторами и, как Диккенс, напишем свою мелодию рождественской песни, которая тронула и возродила сердце Скруджа. Запишем в нотки то, что, по вашему мнению, помогло герою измениться. (На доске нотный стан)

1.Работа 1 группы

- Вспомните, кто был заинтересован в спасении души лондонского скряги, кто хотел вернуть его к христианским ценностям. (Марли)

- С какой целью в рождественскую ночь к Скруджа посетил Марли? Как вы оцениваете поступок Марли? (Он был настоящим другом)

- Запишите в первую нотку слово - «дружба»

     (На доске нарисовано нотный стан и дети вывешивают постепенно слова:

              (Дружба, радость, сочувствие, духовное преображение, милосердия)

- Нужно проанализировать всю его жизнь с самого детства. А помогут нам в этом  Духи  Святок.

Работа 2 группы

- Какой дух с "явился Скруджа первым? (Святочный Дух Прошлых Лет) Слово  СвяточногоДуха Прошлых Лет

- Как вы думаете, почему Дух сказал Скруджу перед путешествием: «Позволь мне прикоснуться к твоей груди. Это тебя поддержит, и ты одолеешь еще и не такие преграды »(он хотел согреть черствое сердце Скруджа)

 2 нотку.- радость

Работа 3группы

- Какой Дух пришел к главному герою вторым? (Дух настоящего Рождества)

- Вспомним, куда мы путешествовали вместе с Скруджем и Духом настоящего Рождества.

 (Семь я Кретчитов- семья племянника Скруджа)

- Что поразило вас в эпизоде ​​описания Рождества в семье Крэтчитов? (Что они хотя были и бедные, но из последних сил праздновали Рождество)

Какое чувство возродилось в душе героя? (Сочувствие)

                        3 нотку  -  сочувствие

Работа 4 группы

- Вспомним и скажем, что же поразило Скруджа больше всего?

                       Смерть всеми забытого и обворованного Скруджа.

                       Радость людей, узнавших о смерти Скруджа.

                        Заброшенная могила Скруджа.

                        Смерть Тайне Тима.

-Что взволновало Скруджа больше всего? (Скрудж увидел свою могилу заброшенной, в худшем месте. Он понял, что прожил никчемную жизнь)

- Что произошло со  Скруджем в это время? (Духовное преображение)

Работа с книгой.

- Какие обещания дает Скрудж Духу Грядущего Рождества?                                                 (Зачитайте)

8) Беседа:

  А сейчас мы выясним:

- Сдержал ли Скрудж свое слово?

- Что хорошего он сделал?

Групповая работа

«Нарушенная последовательность»

--- Помог Тайне Тиму.5

--- Увеличил плату Бобу Крэтчиту.4

--- Пришел помириться с племянником.3

--- Новый Скрудж Просил принять благотворительный взнос.2

--- Отослал рождественскую индейку Крэтчитам.1

  • Какая главная цель автора - (возродить душу главного героя).

Вывод: Путешествие, которое совершил Скрудж в рождественскую ночь в корне изменила героя. Он превращается в доброго,искреннего человека, которым гордится город. Не все понимают «нового» Скруджа, и ему безразлично, он знает, что в жизни самое ценное. Деньги, богатства всего мира не могут заменить человеку любовь близких, уважение других людей и искренность общения. Действительно чудесный конец!

- Скажите лично вы верите в такое мгновенное превращение человека?

- А почему такое мгновенное превращение произошло с Скруджем?

(Все произошло в рождественскую ночь- ночь всепрощения и благодати Божией))

Составление фанфика к  образу Скруджа в форме анкеты героя(Фанфи́к — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д)

- Ребята, пофантазируйтете, как сложилась жизнь возрожденного Скруджа, какие у него ценности, как сложилась его судьба

 

Новый Скрудж

Ценит_________________________________

Дружит с______________________________

Увлекается ___________________________

Любимый праздник_________________________

Любимые книги _________________________

Мечтает о _______________________________

6. Итоговое слово учителя.

- Очистка от зла, которое господствовало в душе Скруджа, возродило и сердце героя. Окаменелое от душевного холода, оно было способно на проявление лишь отрицательных черт. Под воздействием рождественского путешествия оно таяло и стало способным на добро, милосердие, сочувствие, щедрость, человечность. И только теперь Скрудж почувствовал себя счастливым.

 

ІV. Итог  урока.

- Как вы думаете, легко ли изменить свою жизнь так, как это сделал Скрудж, а именно: свои взгляды, убеждения, вкусы, стиль жизни? Учитывая это, как вы оцениваете его поступок? - Дайте характеристику перерождения Скруджа одним предложением.

2. Составление «Бриллианта»по теме «Скрудж»

Инструктирование

«Бриллиант — это алмаз, над которым провели ювелирную обработку и при этом он совершенно не утратил своих свойств и характеристик.

 

- это стихотворение, состоящее  из семи строк, где первая  и последняя – понятия  з противоположным значением. Схема стихотворения:
1 строка  герой произведения – 1 существительное;

2 строка – описание первого героя  – 2 прилагательных;

3строка – действия первого героя – 3 глагола;

4 строка – фраза, що объединяет героев произведения, отражает их отношения - 4слова (но не обязательно) разных частей речи;

5строка – действия второго героя – 3 глагола;

6 строка – описание второго героя –2 прилагательных;

7 строка –вторй герой произведения –1 существительное; (антипод первому герою или его метафора).

 

Выполнение задания учащимися .

Пример


Скрудж  – скряга

Безразличный,жестокий

Экономит,жадничает,деградирует,

Святочные духи помогают  переосмыслить  жизнь

Вспоминает, страдает, жалеет

Чуткий,щедрый

Скрудж –душевность

ІV. Итог  урока.

- Как вы думаете, легко ли изменить свою жизнь так, как это сделал Скрудж, а именно: свои взгляды, убеждения, вкусы, стиль жизни?  Какие качества нам нужно всебе развивать?

 

Учитель. А сейчас мы вместе попробуем определить основные моральные принципы, которыми

должен обладать человек.

Прием «Незаконченное предложение».

Примеры предложений:

«Я не пожалею хлеба голодному, потому что я ...»,

«Я не обижу слабого, потому что я ...»,

«Я не отвечу грубостью на грубость, потому что я ...»,

«Я послушаю своих родителей, потому что я ...»,

«Я не совру своему другу, потому что я ...»,

«Я не оставлю в беде своих товарищей, потому что я ...»,

Слово учителя. Желаю вам всегда делать добро. Вспоминайте о нем, творите его не только в праздники, но и каждый день. И тогда ваши души будут прекрасными. 

 

V. Домашнее  задание: письменно ответить на вопрос: «Какие урокия вынес(ла) из повести Ч. Диккенса?»

* создать образ-символ понравившегося героя  произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Барышникова Татьяна
    Дякую за Вашу розробку! Бажаю міцного здоров*я і творчої наснаги!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
21 лютого 2018
Переглядів
7504
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку