Тема: Внеклассное чтение. Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»
Цели:
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации, карты-информаторы,
видео-зарядка для глаз.
Тип урока: комбинированный
Криворожская общеобразовательная школа I-III ступеней №41
Урок литературы в 6 классе
на тему:«Внеклассное чтение Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Нудьга И.Е.
Кривой Рог
2015
Урок
Тема: Внеклассное чтение. Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»
Цели:
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации, карты-информаторы,
видео-зарядка для глаз.
Тип урока: комбинированный
Ну что, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли в порядке?
Книга, ручка, тетрадка?
Все тихонечко садитесь
И хорошенько потрудитесь.
Притча о счастье.
Бог вылепил человека из глины, но у него остался неиспользованный кусок. Господь спросил:
- Что еще тебе вылепить?
- Вылепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, только положил человеку в ладонь кусочек глины, который остался.
- Зачем он это сделал?
- В чем заключается счастье?
Вывод: счастье можно сделать своими руками;
III. Сообщение темы урока
- Сегодня мы будем говорить о произведении Л. Петрушевской «Котенок Господа Бога».
- Давайте попробуем определить задачи сегодняшнего урока:
а) чтение начала произведения
( 1-абзац)
- Обратите внимание на глаголы:
ЗАБОЛЕЛА
ЗАСКУЧАЛА
СОБРАЛАСЬ на тот свет
-В чем причины?
сын не приехал на письмо не ответил
-Сделайте вывод: что же важно для этой бабушки?
-А для других пожилых людей?(Внимание, забота, доброта).
б) Сравнительная характеристика
«Собственная бабушка функционировала…»
- Прочитайте вдумчиво эту фразу.
-Кто подметил что-то необычное в этом предложении?
-Слово «функционировала» - оксюморон.
-Опишите род занятий второй бабушки:
Сад + огород
Держала коз и кур
консервировала
к ней приехали внук и дочь.
-Сделайте выводы.
Общее: обе бабушки имеют детей и внуков;
Различия: одна болеет, страдает от одиночества, а другая здорова, занимается хозяйством.
-Как вы думаете, какую проблему поднимает автор в начале произведения?
(Проблема отношения к пожилым людям,
- одиночества,
- люди в повседневной жизни превращаются в механизмы, теряя человечность, душевность).
Как эту тему развивает автор, рассмотрим во II блоке.
Блок II. «Мальчик»
Рассказ от имени героя (от 1 лица)
Ненужный, забытый.
О какой проблеме идет речь?
(Два одиноких существа встретили друг друга).
- Если бы потерялся котенок и вы дали такое объявление (зачитывается описание котенка).
- Можно ли его найти.по этому описанию? Почему?
- Чем же этот котенок отличался от всех других?
(Это котенок Господа Бога.Значит, он необычный, чудесный, послан Богом на Землю…)
Кроме него посланы и два другие персонажа?
- Кто же они?
- Зачем писательница ввела их в повествование?
(Ангел напутствует мальчика на хорошие поступки: заботиться о котенке, призывает не воровать).
( Бес направляет на плохие поступки, искушает на воровство).
- Есть ли у человека выбор между добром и злом?
В чем же заключается главная мысль произведения?Вывод: все зависит от человека, каким он захочет стать: добрым или злым, таким и будет.
Определение жанра
В основе произведения положено реальное событие, один день из жизни героев, обычных людей, в поступках которых ничего необычного нет. Но есть что-то, чего нет в обычной жизни.
- Каков же жанр этого произведения?
Сказка Рассказ
Начало – зачин Животные не разговаривают
Наличие сказочных персонажей: События происходят в один день
Ангел, Бес Герои – реальные люди
Появление чудесного котенка
Сама автор определила к сказкам
Вывод: фантастический рассказ. Нет героев только положительных или только отрицательных.
Мы решили проблему, ставшую темой нашего урока. “Котенок Господа Бога” – это рассказ, в котором присутствуют сказочные элементы. Прибегая к жанровой стилизации, Петрушевская добивается того, что у произведения появляется новый, бытийный уровень осмысления окружающей действительности.
К тому же усовершенствовали свои умения анализировать прозаическое произведение. А главное – извлекли нравственный урок: надо очень трепетно относится к любому живому существу, ведь каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.