Урок литературы в 6 классе на тему:«Внеклассное чтение Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»»

Про матеріал

Тема: Внеклассное чтение. Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»

Цели:

  • совершенствовать навыки анализа прозаического произведения;
  • развивать способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствовать речевые навыки и умения;
  • выявить нравственно-этические проблемы, поднятые в рассказе, формировать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации, карты-информаторы,

видео-зарядка для глаз.

Тип урока: комбинированный

Перегляд файлу

Криворожская общеобразовательная школа I-III ступеней №41

 

 

Урок литературы в 6 классе

на тему:«Внеклассное чтение Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»»

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Нудьга И.Е.

 

 

 

 

 

 

Кривой Рог

2015

 

Урок

Тема: Внеклассное чтение. Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»

Цели:

  • совершенствовать навыки анализа прозаического произведения;
  • развивать способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствовать речевые навыки и умения;
  • выявить нравственно-этические проблемы, поднятые в рассказе, формировать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации, карты-информаторы,  

                          видео-зарядка для глаз.

Тип урока: комбинированный

 

 

  1. Орг.момент

Ну что, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли в порядке?

Книга, ручка, тетрадка?

Все тихонечко садитесь

И хорошенько потрудитесь.

 

  1. Подготовительный этап. Мотивация учебной деятельности

 

  1. Слово учителя.

Притча о счастье.

Бог вылепил человека из глины, но у него остался неиспользованный кусок. Господь спросил:

- Что еще тебе вылепить?

- Вылепи мне счастье, - попросил человек.

  Ничего не ответил Бог, только положил человеку в ладонь кусочек глины, который остался.

  1. Беседа

- Зачем он это сделал?

- В чем заключается счастье?

 

  1. Результаты блиц-опроса.

Вывод: счастье можно сделать своими руками;

III. Сообщение темы урока

- Сегодня мы будем говорить о произведении Л. Петрушевской «Котенок Господа Бога».

- Давайте попробуем определить задачи сегодняшнего урока:

  • проанализировать произведение,
  • выяснить, какие проблемы поднимает автор;
  • уяснить, кто виноват,когда мы плохо поступаем.

 

  1. Работа над темой урока

 

  1. Презентация.  «Знакомство с Л.Петрушевской»
  2. Работа над содержанием текста

 

  1. Блок «Одна бабушка»…

а) чтение начала произведения

( 1-абзац)

- Обратите внимание на глаголы:

ЗАБОЛЕЛА

ЗАСКУЧАЛА

СОБРАЛАСЬ на тот свет  

-В чем причины?

                   сын не приехал                                 на письмо не ответил

 

-Сделайте вывод: что же важно для этой бабушки?

-А для других пожилых людей?(Внимание, забота, доброта).

б) Сравнительная характеристика

  • Чтение предложения

«Собственная бабушка функционировала…»

 

- Прочитайте вдумчиво эту фразу.

-Кто подметил что-то необычное в этом предложении?

-Слово «функционировала» - оксюморон.

-Опишите род занятий второй бабушки:

   Сад + огород

   Держала коз и кур

  консервировала

  к ней приехали внук и дочь.

-Сделайте выводы.

Общее: обе бабушки имеют детей и внуков;

Различия: одна болеет, страдает от одиночества, а другая здорова, занимается хозяйством.

-Как вы думаете, какую проблему поднимает автор в начале произведения?

(Проблема отношения к пожилым людям,

- одиночества,

- люди в повседневной жизни превращаются в механизмы, теряя человечность, душевность).

Как эту тему развивает автор, рассмотрим во II блоке.

Блок II. «Мальчик»

  1. «Волшебный стульчик»

Рассказ от имени героя (от 1 лица)

  1. Автор дает ему определение  «выгнанный» - это образное выражение в художественной литературе называется эпитетом.
  2. Подбор синонимов (работа в парах)

Ненужный, забытый.

О какой проблеме идет речь?

(Два одиноких существа встретили друг друга).

  1. Работа над III блоком    «Котенок»

 

- Если бы потерялся котенок и вы дали такое объявление (зачитывается описание котенка).

- Можно ли его найти.по этому описанию? Почему?

- Чем же этот котенок отличался от всех других?

(Это котенок Господа Бога.Значит, он необычный, чудесный, послан Богом на Землю…)

 

Кроме него посланы и два другие персонажа?

- Кто же они?

  • Справка об ангелах и бесах.
  • -Что же они значат в этой истории?
  • Беседа• -Что же они значат в этой истории?

- Зачем писательница ввела их в повествование?

(Ангел напутствует мальчика на хорошие поступки: заботиться о котенке, призывает не воровать).

( Бес направляет на плохие поступки, искушает на воровство).

- Есть ли у человека выбор между добром и злом?

В чем же заключается главная мысль произведения?Вывод: все зависит от человека, каким он захочет стать: добрым или злым, таким и будет.

Определение жанра

  1. Слово учителя.

В основе произведения положено реальное событие, один день из жизни героев, обычных людей, в поступках которых ничего необычного нет. Но есть что-то, чего нет в обычной жизни.

- Каков же жанр этого произведения?

  1. Мини-исследование

 

Сказка                                                 Рассказ

Начало – зачин                                                Животные не разговаривают

Наличие сказочных персонажей:                  События происходят в один день

Ангел, Бес                                                        Герои – реальные люди

Появление чудесного котенка                      

Сама автор определила к  сказкам

Вывод: фантастический рассказ. Нет героев только положительных или только отрицательных.                       

  1. Итоги. Рефлексия.

Мы решили проблему, ставшую темой нашего урока. “Котенок Господа Бога” – это рассказ, в котором присутствуют сказочные элементы. Прибегая к жанровой стилизации, Петрушевская добивается того, что у произведения появляется новый, бытийный уровень осмысления окружающей действительности.

К тому же усовершенствовали свои умения анализировать прозаическое произведение. А главное – извлекли нравственный урок: надо очень трепетно относится к любому живому существу, ведь каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.

  1. Собрать «россыпь» из слов: «Наш класс – территория добра и милосердия».
  2. Микрофон.  «Какие уроки жизни я сегодня извлек из рассказа Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»?
  1. Домашние задание. Напишите мини-сочинение, взяв за основу одну из проблем, рассматриваемых на уроке.
docx
Додано
21 лютого 2018
Переглядів
2939
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку