ТЕМА УРОКА: "Кавказ" в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Про матеріал

ТЕМА УРОКА: "Кавказ" в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Цели урока:

- Образовательные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, раскрыть роль Кавказа в судьбе поэта.

- Развивающие: совершенствовать навыков анализа лирического произведения, развивать эстетического вкуса учащихся.

- Воспитательные: воспитывать гуманизма и любви к прекрасному, желание изучать новое.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.

Перегляд файлу

 

КЛАСС: 7

ТЕМА УРОКА: "Кавказ" в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Цели урока:

  - Образовательные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, раскрыть роль Кавказа в судьбе поэта.

  -  Развивающие: совершенствовать навыков анализа лирического произведения, развивать эстетического вкуса учащихся.

  - Воспитательные: воспитывать гуманизма и любви к прекрасному, желание изучать новое.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.

Оборудование : проектор, ноутбук, презентация с картинами Лермонтова.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2.  Объявление темы урока.

- Дети, кого вы видете на экране? (М.Ю. Лермонтова) Верно! Сегодня мы поговорим о Лермонове и познакомимся с его стихотворением "Кавказ".  

  1. Эпиграф 

- Кавказу Лермонтов посвятил много строчек, давайте прочтем строки некоторые из них: 

"Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили…"

 

  1. Актуализация опорных знаний о биографии М.Ю. Лермонтова.

- Как видим, для того чтобы узнать почему Лермонтов так полюбил Кавказ, нам нужно обратиться к его биографии. Что вы помните о Лермонтове ? ( дети называют факты из жизни поэта)

  1. Работа над новым материалом:

5.1 Работа в группах. Сейчас мы остановимся на основых "встречах" Лермонтова с Кавказом.  Каждая группа должна прочесть свою часть, подчеркнуть даты, фамилии, названия произведений и потом рассказать остальным, чтобы вместе мы могли заполнить табличку.

   За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан привозила его на Кавказ для укрепления здоровья (эти места славились минеральными источниками). Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.

   Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

   Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение «На смерть Пушкина» 25 февраля 1837 года у Лермонтова и Раевского (друга Лермонтова) был сделан обыск. Затем поэт был переведен из гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Полк этот находился на Кавказе, где шла война с горцами. Это была первая ссылка Лермонтова на Кавказ.

   Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта.

    В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

   Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

  14 апреля 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах.

   Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал 15 июля 1841 года.

5.2.Заполнение таблицы. (Дети пересказывают свои отрывки и вносят информацию в таблицы)

Даты

События

Люди

Города

Лето 1825 год

Поездка на Кавказ

Первая любовь

Елизавета Арсеньевна Столыпина

Тарханы

25 февраля 1837 года

«На смерть поэта»

Ссылка поэта на Кавказ

А. С. Пушкин

Петербург

Конец 1837 года

Перевод в Гродненский гусарский полк

Елизавета Арсеньевна Столыпина

Новгород

1840 год

Вторая ссылка поэта

Дуэль

Эрнест де Барант

Малая Чечня

15 июля 1841год

Дуэль

Смерть

Мартынов

Пятигорск

 

- Теперь мы видим, что Кавказ связан с важным  событиями в жизни поэта и по этому Лермонтов испытывал такую привязанность к этому месту.

5.3  Чтение стихотворения.

-  Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите "Как поэт относится к Кавказу? Какие чувства он у него вызывает?" (Лермонтов очень проникся Кавказом, в этом стихотворении он выражает свою любовь к нему)

5.4 Анализ стихотворения.

-  Кто хочет выразительно прочесть стихотворение? (ученик читает, все остальные следят в учебнике)

- Какие автобиографические мотивы звучат в стихотворении?

- Какие картины природы Кавказа хранит память поэта?

- Какие строки передают самые сокровенные переживания поэта?

- Какие поэтические темы соединились в этом стихотворении? (личные любовные переживания, воспоминания о матери и вечная красота природы)

-  Какие художественные средства помогают передать чувства поэта?(сравнения, метафора, эпитеты) Назовите их.

- Какие слова повторяет поэт несколько раз? Зачем?

- Какие картины возникли перед вами при чтении этого стихотворания?

-Какие чувства оно вызвало у вас?

 

5.5 Беседа о Лермонтове - художнике

- В каком ещё виде творчества проявлял себя Лермонтов? (В живописи)
Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и прозы Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин. Давайте посмотрим на его картины и попытаемся найти на них строки из стихотворения. (просмотр презентации)

- Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства.

- Что мы можем сказать посмотрев эти картины? ( Лермонтов был влюблен в Кавказ и передавал его красоту как словом так и кистью)

 

  1. Подведение итогов. Что нового вы узнали о Лермонтове сегодня? Что вы можете сказать о нем, исходя из стихотворения ?
  2. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. 

 

docx
До підручника
Зарубіжна література 7 клас (Волощук Є.В.)
Додано
23 грудня 2018
Переглядів
1505
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку