Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа»
Цель: познакомить учащихся с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи урока:
Основные виды учебной деятельности:
определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.
Планируемые результаты освоения материала:
знание творчества Н.Н Носова. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
Универсальные учебные действия:
делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение».
Ход урока.
Психологический настрой.
Слайд 2
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи. Я всем вам желаю хорошего настроения.
Артикуляционная гимнастика
а) разминка
б)упр.для развития чёткости произношения
в)чтение чистоговорки шепотом и медленно(на доске)
ра-ра-ра-начинается игра
ры-ры-ры-у нас в руках шары
ру-ру-ру-бью рукою по шару
3. Работа над новым материалом
1)Беседа. Вступительное слово учителя.
Слайд
- Ребята, сегодня нас ждет ещё раз приятная встреча с Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите.
Есть писатели, произведения которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 35 лет назад он остается одним из самых популярных и любимых детьми авторов.
-А что знаете вы о Н.Н. Носове?
- Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
Доска
- Отгадайте, как называется этот рассказ? (Живая шляпа.)
- Как догадались? (Прочитали справа налево.)
Послушайте этот рассказ.
2)Первичное знакомство с произведением (аудиозапись)
3)Проверка восприятия
-Н. Носов назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему? (Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)
Словарная работа
Объясните значение слов:
Плюхнулось – тяжело упало
Трястись (от страха) – дрожать, бояться
Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз
Швырять – бросать с силой
Фыркать – с шумом выпускать воздух
Слайд 10 - 11
Упражнение в чтении
Со-сос-соскол-соскользнула
об-обе-обер-обернулся
ра-рас-раскра-раскраши-раскрашивали
ос-оста-остано-останови-остановилась
об-обра-обрадо-обрадова-обрадовались
Физкультминутка.
Осторожно, как котенок, - дети идут на носочках
На носочках я пройдусь.
Спинку я прогну немножко прогибают спинку
Распрямлюсь и потянусь. -потягиваются
И из блюдца молочко -выполняют движения головой вверх-вниз
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик -поглаживают ладошкой животик
Я помою, словно котик.
А потом свернусь колечком -приседают,
И усну у теплой печки. -опускают голову на колени
4)Работа с книгой
а) работа над текстом.
Чтение молча (каждой части)
Гром и молния
Игра «Бросок засечка»
Физминутка для глаз (музыкальная)
б) чтение учащимися первой части рассказа («цепочкой» до слов «...что-то плюхнулось на пол»).
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет.)
- А читатели? (Да.)
- Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?
Дети дают разные ответы.
в) чтение второй части рассказа (чтение по ролям до слов «Ай - прыг на диван. Володя - за ним».)
- Что же испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.)
- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (Да.)
- Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. Ответы детей.
- Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно? (Да.)
г) чтение третьей части рассказа (Бинарное чтение (два ученика одновременно)
до слов «...прибежали на кухню».)
- Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? (Трясутся от страха.)
- Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли?
д) чтение учащимися четвёртой части рассказа (чтение по ролям до слов «...и стали швырять ее в шляпу».)
- Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее? (Вадик посмелее.)
Ответы детей.
- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?
- Что испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? (Облегчение.)
- Почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его? (Ребята обрадовались, что прошел страх. Им стало стыдно, что они испугались котенка. Стало жалко Ваську, которому зря попало.)
- Как вы теперь ответите на вопрос: смелые мальчики Володя и Вадик или нет? (Смелые.)
- Как автор относится к своим героям? (С симпатией.)
- Это веселый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Рассмотрите иллюстрации к рассказу.
- К какому моменту действия они относятся?
- Как вы думаете, кто из этих ребят - Вадик, а кто - Володя? Докажите свое мнение.
Ответы детей.
- Как художник передает, что мальчики «тряслись от страха»? Сравните, как сидят мальчики на первой и на второй картинках. Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет.)
- Художник должен «перевести» язык писателя - слово - на свой язык, язык красок.
Итак, и писатель, и художник каждый по-своему передают характер героя, его настроение. А мы - читатели - постараемся передать характеры героев в чтении.
СЛАЙД
1)работа с пословицами (работа в парах, найти начало и конец пословицы)
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У страха глаза велики.
Слайд
2)Восстанови слова из текста, добавив гласные!
кмд Влд Вдк
шлп стл двн
кхн кмнт крз
3)пазлы (работа в группах)
- Собрав картинку, определите к какому моменту в рассказе она подходит.
6)игра «Четвёртый лишний»(доска)
Васька, Володя, Котька, Вадик
Кочерга, веник, лыжная палка, картошка
Комод, диван, стол, буфет
7)Игра “Блицопрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
8) Тест(ответы на слайде)
9) Игра в мультиплекаторов (собери картинку и сверь) СЛАЙД
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
6. Подведение итогов урока.
- Как вы поняли название рассказа?
- Почему шляпа оказалась «живой»?
- На протяжении нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно?
7 . Домашнее задание.
с.71-74 (подготовить чтение по ролям)
1