Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа»

Про матеріал
Задачи урока: • продолжить знакомство с творчеством Н. Носова; • формирование умения работать с текстом, выстраивать логические цепочки; • развитие связной устной речи, навыка чтения, логического мышления; • создание условий для формирования интереса к чтению, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.
Перегляд файлу

Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа»

 

Цель: познакомить учащихся с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».

 

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с творчеством Н. Носова;
  • формирование умения работать с текстом, выстраивать логические цепочки;
  • развитие связной устной речи, навыка чтения, логического мышления; 
  • создание условий для формирования интереса к чтению, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.

Основные виды учебной деятельности:

определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Анализ заголовка произведения. Со­ставление картинного плана.

Планируемые результаты освоения материала:

знание творчества Н.Н Носо­ва. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содер­жание текста по заголовку; уча­ствовать в диалоге; читать осознанно текст художествен­ного произведения; определять тему и главную мысль произве­дения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание  произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Универсальные учебные действия:

делать анализ объектов с вы­делением существенных  и не­существенных признаков. Сравнивать произведения схо­жей тематики. Сравнивать пер­сонажей, близких по тематике произведений.

Оборудование:    

Учебник «Литературное чтение».

  • Диафильм
  • Презентация к уроку
  • Портрет Н. Носова
  • Выставка книг

 

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Психологический настрой.

Слайд 2                       

- Сегодня мы познакомимся с  очень интересным произведением, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи. Я всем вам желаю хорошего настроения.

Артикуляционная гимнастика

а) разминка

  • вдох носом,выдох ртом
  • вдох,задержка дыхания,выдох
  • вдох,выдох попорциям

б)упр.для развития чёткости произношения

  • Самолёт
    машина
  • Змея
  • Жук
  • Лошадь
  • Муха

в)чтение чистоговорки шепотом и медленно(на доске)

ра-ра-ра-начинается игра

ры-ры-ры-у нас в руках шары

ру-ру-ру-бью рукою по шару

3. Работа над новым материалом

1)Беседа. Вступительное слово учителя.

Слайд

- Ребята, сегодня нас ждет ещё раз приятная встреча с Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите.

Есть писатели, произведения которых намного переживают их самих. К их числу  принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 35 лет назад он остается одним из самых популярных и любимых  детьми авторов.

-А что знаете вы о Н.Н. Носове? 

 

- Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

Доска

- Отгадайте, как называется этот рассказ? (Живая шляпа.)

- Как догадались? (Прочитали справа налево.)

Послушайте этот рассказ.

 

2)Первичное знакомство с произведением (аудиозапись)

3)Проверка восприятия

-Н. Носов назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему? (Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)

 

Словарная работа

Объясните значение слов:

Плюхнулось – тяжело упало

Трястись (от страха) – дрожать, бояться

Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз

Швырять – бросать с силой

Фыркать – с шумом выпускать воздух

 

Слайд 10 - 11

Упражнение в чтении

Со-сос-соскол-соскользнула

об-обе-обер-обернулся

ра-рас-раскра-раскраши-раскрашивали

ос-оста-остано-останови-остановилась

об-обра-обрадо-обрадова-обрадовались

 

Физкультминутка.

Осторожно, как котенок,              - дети идут на носочках       

На носочках я пройдусь.                        

Спинку я прогну немножко          прогибают спинку                     

Распрямлюсь и потянусь.              -потягиваются

 И из блюдца молочко                     -выполняют движения головой вверх-вниз

 Полакаю язычком.                                    

Лапкой грудку и животик                -поглаживают ладошкой животик

Я помою, словно котик.                          

А потом свернусь колечком            -приседают,

И усну у теплой печки.               -опускают голову на колени

 

 

 

 

4)Работа с книгой

 

а) работа над текстом.

 

Чтение молча (каждой части)

Гром и молния

Игра «Бросок засечка»

 

 

Физминутка для глаз (музыкальная)

 

 

б) чтение учащимися первой части рассказа («цепочкой» до слов «...что-то плюхнулось на пол»).

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет.)

- А читатели? (Да.)

- Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рас­сказ с того, как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рас­сказа? Смелые они мальчики или трусишки?

 

Дети дают разные ответы.

 

  •   Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

 

в) чтение второй части рассказа (чтение по ролям до слов «Ай - прыг на диван. Володя - за ним».)

 

- Что же испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.)

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (Да.)

- Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. Ответы детей.

- Значит, они испугались того, что обычный, зна­комый предмет ведет себя странно, непонятно? (Да.)

 

г) чтение третьей части рассказа (Бинарное чтение  (два ученика одновременно)

до слов «...прибежали на кухню».)

 

- Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? (Трясутся от страха.)

 

- Герои очень испугались, они тряслись от стра­ха. Что же они предприняли?

 

д) чтение учащимися четвёртой части рассказа (чтение по ролям до слов «...и стали швырять ее в шляпу».)

- Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам боль­ше нравится? Кто из них посмелее? (Вадик посмелее.)

 

Ответы детей.

- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

 

- Что испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? (Облегчение.)

- Почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его? (Ребята обрадовались, что прошел страх. Им стало стыдно, что они испугались ко­тенка. Стало жалко Ваську, которому зря попало.)

- Как вы теперь ответите на вопрос: смелые маль­чики Володя и Вадик или нет? (Смелые.)

- Как автор относится к своим героям? (С симпатией.)

- Это веселый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попав­шими в смешное положение.

Рассмот­рите иллюстрации к рассказу.

 

- К какому моменту действия они относятся?

 

- Как вы думаете, кто из этих ребят - Вадик, а кто - Володя? Докажите свое мнение.

 

Ответы детей.

- Как художник передает, что мальчики «тряс­лись от страха»? Сравните, как сидят мальчики на первой и на второй картинках. Сказано ли в рас­сказе, в какой позе сидят герои? (Нет.)

- Художник должен «перевести» язык писателя - слово - на свой язык, язык красок.

Итак, и писатель, и художник каждый по-своему передают характер героя, его настроение. А мы - читатели - постараемся передать характеры героев в чтении.

 

  1.   Закрепление изученного.

СЛАЙД

1)работа с пословицами (работа в парах, найти начало и конец пословицы)

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У страха глаза велики.

 

Слайд

 

2)Восстанови слова  из  текста,  добавив  гласные!

кмд    Влд     Вдк

шлп   стл      двн

кхн     кмнт   крз

 

3)пазлы (работа в группах)

- Собрав картинку, определите к какому моменту в рассказе она подходит.

 

6)игра «Четвёртый лишний»(доска)

Васька, Володя, Котька, Вадик

Кочерга, веник, лыжная палка, картошка

Комод, диван, стол, буфет

 

 

7)Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

 

8) Тест(ответы на слайде)

 

9) Игра в мультиплекаторов (собери картинку и сверь) СЛАЙД

 

  1. Рефлексия.

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

 

       6.   Подведение итогов урока.

- Как вы поняли название рассказа?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- На протяжении нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать над прочитанным.    Как вам кажется, легко ли быть хорошим читате­лем? Что для этого нужно?

 

     7 .  Домашнее задание.

с.71-74 (подготовить чтение по ролям)

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
30 січня 2019
Переглядів
1288
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку