Урок: Русский язык Класс: 4-ый
Тема урока: «Наречие как часть речи».
Цели: формирование общего понятия о наречии как о части речи, усвоение отличительных признаков наречия от других частей речи; развитие орфографической зоркости, активизации и расширению словарного запаса учащихся, творческого потенциала, творческого мышления; воспитывать интерес к истокам русского языка. Вызвать желание задуматься о смысле жизни.
Тип: Усвоение новых знаний
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
Чистописание
Чтобы построить дом, нужно приготовить материал – то, из чего мы будем строить. А из чего строится наша речь?
Ответы детей.
- В своей речи мы используем слова.
Какая часть речи обозначает слова, называющие людей, животных, предметы, явления природы? (имена существительные)
Напишем букву С.
-Слова, называющие признаки?
Это имена прилагательные.
-Напишем букву П.
- Слова, обозначающие действие или состояние?
Это глаголы.
Напишем букву Г.
- Слова, которыми можно заменить имена существительные?
Это местоимения.
-Напишем букву М.
Прописывание букв в тетради.С П Г М
- Что объединяет все эти буквы?
-Они обозначают согласные звуки.
-Ребята, послушайте и скажите, что я вам сейчас прочитаю?
Обвести вокруг пальца. Держать язык за зубами
- Правильно, это фразеологические обороты. Замените их одним словом.
Обм …нуть, м…лчать (записаны на обратной стороне доски)
Объясните, какие буквы вставите и почему?
-Какая здесь орфограмма?
-Какая это часть речи?
-В какой форме стоят глаголы?
-Какого вида данные глаголы?
-Как определили?
-Запишите их и разберите по составу.
3.Словарная работа. Работа с пословицами (на слайдах). Объяснение смысла пословицы. Записываем по памяти.
Лучше ….. в руке, чем ….. в небе. …..по осени считают.
Старый ….. зря не каркнет.
ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи. Давайте выясним, как хорошо вы их знаете. Работать будем парами. Вам надо распределить данные слова в столбики по определённому признаку. Какому?( Части речи).
Один ученик работает у доски, остальные на местах парами.
Карточка
Иду, путник, морская, сбоку, вверх, брести, зелень, нам, нарочно, по-русски, я, всюду, прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа. |
- Эти слова относятся пока к новой для вас части речи. Она называется наречие. Давайте их еще раз прочтем.
-Запишем их в тетрадь столбиком
ІУ.Сообщение темы и задач урока
- Итак, сможете ли вы сформулировать тему урока? («Наречие»).
У. Знакомство с новым материалом
- Девизом нашей работы я предлагаю взять пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Как вы ее понимаете?
– Что вы заметили в пословице?(Здесь есть наречия).
- На какие вопросы отвечают эти наречия? На какие еще вопросы может отвечать эта часть речи? (Поставить коллективно вопросы к записанным в тетради словам.) Давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике с.168.
УІ. Закрепление полученных знаний
1)Ребята, прочитайте эти слова. (Слова записаны на доске)
Налево, легко, хорошо, вчера, днем, вверх, очень, смелый.
Что о них можете сказать? (Это наречия, но не все)
Какую работу над этими словами можете предложить. (Распределить в 4 группы по значению). Место действия, время действия, образ действия, степень качества.
Физминутка (на выбор детей)
2). Работа по учебнику с.169 Упр.311 (комментировано), Упр. 314 (самостоятельно)
3) – Составьте словосочетания с наречиями. Работа проводится устно в форме игры «Ручеек».
УІІ.Домашнее задание. С.168 правило, упражнение 315
УІІІ. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вспомнили?
- Что на уроке для вас было сложным?
Урок: Русский язык Класс: 4-ый
Тема урока: «Наречие как часть речи».
Цели: формирование общего понятия о наречии как о части речи, усвоение отличительных признаков наречия от других частей речи; развитие орфографической зоркости, активизации и расширению словарного запаса учащихся, творческого потенциала, творческого мышления; воспитывать интерес к истокам русского языка. Вызвать желание задуматься о смысле жизни.
Тип: Усвоение новых знаний
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
Чистописание
Чтобы построить дом, нужно приготовить материал – то, из чего мы будем строить. А из чего строится наша речь?
Ответы детей.
- В своей речи мы используем слова.
Какая часть речи обозначает слова, называющие людей, животных, предметы, явления природы? (имена существительные)
Напишем букву С.
-Слова, называющие признаки?
Это имена прилагательные.
-Напишем букву П.
- Слова, обозначающие действие или состояние?
Это глаголы.
Напишем букву Г.
- Слова, которыми можно заменить имена существительные?
Это местоимения.
-Напишем букву М.
Прописывание букв в тетради. С П Г М
- Что объединяет все эти буквы?
-Они обозначают согласные звуки.
-Ребята, послушайте и скажите, что я вам сейчас прочитаю?
Обвести вокруг пальца. Держать язык за зубами
- Правильно, это фразеологические обороты. Замените их одним словом.
Обм …нуть, м…лчать (записаны на обратной стороне доски)
Объясните, какие буквы вставите и почему?
-Какая здесь орфограмма?
-Какая это часть речи?
-В какой форме стоят глаголы?
-Какого вида данные глаголы?
-Как определили?
-Запишите их и разберите по составу.
3.Словарная работа. Работа с пословицами (на слайдах). Объяснение смысла пословицы. Записываем по памяти.
Лучше ….. в руке, чем ….. в небе. …..по осени считают.
Старый ….. зря не каркнет.
ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи. Давайте выясним, как хорошо вы их знаете. Работать будем парами. Вам надо распределить данные слова в столбики по определённому признаку. Какому?( Части речи).
Один ученик работает у доски, остальные на местах парами.
Карточка
Иду, путник, морская, сбоку, вверх, брести, зелень, нам, нарочно, по-русски, я, всюду, прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа. |
- Эти слова относятся пока к новой для вас части речи. Она называется наречие. Давайте их еще раз прочтем.
-Запишем их в тетрадь столбиком
ІУ.Сообщение темы и задач урока
- Итак, сможете ли вы сформулировать тему урока? («Наречие»).
У. Знакомство с новым материалом
- Девизом нашей работы я предлагаю взять пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Как вы ее понимаете?
– Что вы заметили в пословице?(Здесь есть наречия).
- На какие вопросы отвечают эти наречия? На какие еще вопросы может отвечать эта часть речи? (Поставить коллективно вопросы к записанным в тетради словам.) Давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике с.168.
УІ. Закрепление полученных знаний
Налево, легко, хорошо, вчера, днем, вверх, очень, смелый.
Что о них можете сказать? (Это наречия, но не все)
Какую работу над этими словами можете предложить. (Распределить в 4 группы по значению). Место действия, время действия, образ действия, степень качества.
Физминутка (на выбор детей)
2). Работа по учебнику с.169 Упр.311 (комментировано), Упр. 314 (самостоятельно)
3) – Составьте словосочетания с наречиями. Работа проводится устно в форме игры «Ручеек».
УІІ.Домашнее задание. С.168 правило, упражнение 315
УІІІ. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вспомнили?
- Что на уроке для вас было сложным?