Цель урока: систематизировать знания учащихся об объектах живой и неживой природы, обобщить знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых организмов; дать представление о росте и развитии живых организмов; сформулировать понятие «клетка»,знания об основных частях клетки;
Развивать умения и навыки наблюдения за объектами природы, сравнивать их, обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, развивать стремление к исследованию окружающего мира, формировать научное мировоззрение, творческое мышление учащихся, продолжить формировать умение работать с различными источниками знаний;
Воспитывать эстетическое восприятие природы, ответственность за сохранение жизни на Земле.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема урока: Живая и неживая природа. Организм и его свойства. Разнообразие организмов. Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об объектах живой и неживой природы, обобщить знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых организмов; дать представление о росте и развитии живых организмов; сформулировать понятие «клетка»,знания об основных частях клетки;
Развивать умения и навыки наблюдения за объектами природы, сравнивать их, обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, развивать стремление к исследованию окружающего мира, формировать научное мировоззрение, творческое мышление учащихся, продолжить формировать умение работать с различными источниками знаний;
Воспитывать эстетическое восприятие природы, ответственность за сохранение жизни на Земле.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: печатные тетради, экран, ноутбук, проектор, таблицы «Клетка»,таблицы,рисунки ,картинки с изображением представителей различных царств живой природы.
Ход урока
1.Организационый момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка
2.Вступление.
Фрагмент фильма о природе, на его фоне стихотворение:
«Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,,
Птицы , звери и леса ,
Гром , туманы и роса .
Человек и время года-
Это все кругом ……природа.
3.Хочу начать с двух явлений происходящих в природе (слайд 2 )
Солнце поднимается над Землей ...
В проталинах появляются первые цветы ...
Прием «Проблемный вопрос»
(Ученики дают ответы)
4.Итак, всем нам известно, что природа делится на две группы: живую и неживую природу. (слайд 2, второй щелчок)
- приведите примеры живых организмов природы. (слайд 3,4,5,6,7,8,9,10)
-приведите примеры неживой природы (слайд 11)
Задание.найди лишнюю картинку (слайд 12)
5.Постановка темы урока
6.изучение нового материала
-Что общего между жителями всех этих царств? Слайд (13)
Общее то.что основой строения всех этих царств есть живые клетки, есть общие признаки жизни
-дыхание
-питание
-рост
-развитие
-размножение
-старение и смерть
7.Проблемный вопрос
-Если камень упал с горы и раскололся, этот камень—объект какой природы? (неживой)
-почему? Был один камень, а стало много камушков. (нет признаков жизни)
-да , действительно, камень-это тело природы. а тела в природе могут изменяться.
Еще пример. В реке течет вода-это объект живой природы? (нет)
Но вода же в реке движется? Вода движется потому, что Земля круглая.
А к какой природе отнесем дождь? Это явления неживой природы
8.Игра
- Сейчас мы с вами поиграем, если я называю слово, которое относится к живым организмам, то вы хлопаете в ладоши, если слово относится к неживым предметам, то молчите.
СЛОВА: МОТОЦИКЛ, СОБАКА, ЛОШАДЬ, РОМАШКА, ТЕЛЕВИЗОР, ТРАВА, ВЕЛОСИПЕД, КОРОВА, ВЕДРО, ГРИБ, ЗАЯЦ, КИРПИЧ,человек,учебник
Вывод. Если исчезнет хотя бы один признак живой природы – не будет жизни на Земле.
9.рассмотрим царства природы.
Растения.
Дыхание Слайд (16.17)
|
Живые организмы в процессе дыхания из окружающей среды (воздуха) используют кислород, а выделяют в нее углекислый газ. Живым организмам кислород необходим для дыхания, но попав в организм кислород начинает окислять вещества, в результате чего образуются новые вещества и выделяется энергия, благодаря которой организм живет. Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в зелёных листьях в углеводы и кислород под действием солнечного света. Образующиеся углеводы используются растением в качестве пищи, а кислород – для дыхания.
|
Питание Слайд 18
|
Все живые организмы питаются для того, чтобы жить: расти, развиваться, размножаться, т.е. для всех процессов жизнедеятельности. Например: Человек питается разнообразной пищей (фруктами, овощами, молоком, мясом) и др. В ее состав входят и органические неорганические вещества. Они нужны организму человека для жизнедеятельности. Очень похоже питаются и животные. Они используют в пищу или растения(растительноядные), или других животных(хищники), или и то и другое вместе. Иначе питаются растения. Они используют для питания лишь неорганические вещества (вода и минеральные вещества, растворенные в воде, а также углекислый газ из воздуха). В результате этого в растении образуются органические вещества глюкоза, и происходит это только на свету. |
Рост Слайд 19 |
Не смотря на то, какими бы продуктами не питались организмы, в их теле идет процесс пищеварения. В результате него одни вещества (которые поступили в виде пищи) перерабатываются в другие (образуются в процессе переваривания пищи) – новые, которые организм использует для построения своего тела в процессе роста и развития. В процессе жизни организмы растут, Рост – это увеличение массы, разные организмы растут с неодинаковой скоростью: одни очень медленно, другие быстро. Например: всего за 7 лет из семечка эвкалипта может развиться дерево 19 м высотой и 1.5м в обхвате. Но быстрее всех растут некоторые грибы - каждую минуту на 5 мм. |
Размножение Слайд 21 |
Это свойство всех живых организмов производить потомство, т.е. оставлять себе подобных. |
|
|
Старение и смерть Слайд 22 |
. |
Все хотят жить…а что для этого нужно? Слайд 23 |
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой,поглощая вещества,необходимые для питания и выделяя продукты жизнедеятельности (углекислый газ и непереваренные продукты)
Обмен веществ
|
|
|
Вывод: Итак, живые организмы обладают свойствами, каждое из которых незаменимо, и все они связывают организм с окружающей средой. Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.
10.Грибы (слайд 24,25)
Грибы— это и не растения и не животные, а представители особого царства, которое имеет много видов.
Когда вы слышите слово грибы, вы, вероятнее всего, представляете себе лукошко. наполненное грибами.
Грибы растут везде и всюду. они объединяют в себе признаки как растений, так и животных. Подобно растениям грибы не двигаются, ведут прикрепленный способ жизни, но не имеют хлорофилла, поэтому образовывать органические вещества не могут, постоянно растут. поглощая вещества с помощью образований, что имеют подобие корней. А на животных похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами.
Готовые органические вещества грибы могут брать с омертвевших организмов, пеньков деревьев. Большинство грибов имеют вид долгих нитей, что образовывают грибницу.
Сходство с растениями Сходство с животными
- неограниченный рост - отсутствие хлорофилла
- прикреплённый образ жизни -питание готовыми
органическими веществами
- отсутствие активного движения
11.Разнообразие грибов. ( слайд 26,27,28)
12. Бактерии. Особенности бактерий (слайд 29)
Бактерии(bacteria, от древнегреческого Βακτήριον — палочка) — одна с основных групп живых организмов. Бактерии разделены на царства Архебактерии (Archeobacteria) и Эубактерії (Eubacteria).
Бактерии распространены повсюду, они имеют очень маленькие размеры. Их можно разглядеть только под микроскопом, поэтому их еще называют микроорганизмами. Характерным признаком клеток бактерий является то, что у них отсутствует ядро. формы бактерий очень разнообразны.
Живут они повсюду: в атмосфере, почве, кратере вулкана, на дне водоемов, в живых организмах, в ледниках и горячих источниках. Одни бактерии питаются готовыми органическими веществами, другие могут сами образовывать органические вещества с неогранических. Существуют бактерии, способные жить без кислорода.
Словарная работа(работа с учебником )
Бактерии – одноклеточные организмы микроскопических размеров.
В клетках бактерий отсутствует ядро.
13.Вирусы
14.Клеточное строение организма (слайд 30)
В течение многих веков ученые пытались выяснить, из чего состоят человек, животные, растения. В чем суть той загадочной материи, которая живет?
Мир клеток невидим невооруженным глазом. Он оставался полностью неизвестным до середины XVII в., пока люди не научились шлифовать линзы и использовать их для расширения возможностей зрения.
Одним из первых создателей микроскопа был англичанин Роберт Гук - физик, биолог, инженер, архитектор, один из виднейших представителей своего времени. Микроскоп даёт человеку возможность заглянуть в святая святых жизни. Тех, кто выбрал в науке путь изобретателей микроскопа, ждали неожиданности и открытия.
Первым человеком, который увидел клетки, был именно Роберт Гук. Его первым примитивным микроскопом была трубка с линзами.
Микроскоп - «микрос» малый, «скопео» рассматриваю.
В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Роберт Гук начал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью устройства. Гук обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, которые он назвал клетками.
В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «животных» - живые организмы, двигались (амебы, бактерии).
В 1675 году итальянский врач Марчелло Мальпиґи, а в 1682 году - английский ботаник Неемия Грю подтвердили клеточное строение растений.
В 1802-1808 pp. французский ученый Шарль Франсуа Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками.
В середине XIX в. клеточная теория стала общепризнанной и послужила основой для науки о клетке - цитологии.
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки! (слайд 30)
.Клетки – наименьшие частички живых организмов, из которых построены их тела.
Клетка - элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организма.
15.Строение клетки (слайд 31)
Клетка живого организма состоит из ядра, клеточной стенки, мембраны и цитоплазмы.
Ядро - главная часть клетки, содержащая наследственный материал.
Клеточная стенка - жесткая наружная часть оболочки клетки, выполняющая защитные функции.
Мембрана - тонкая внутренняя часть оболочки клетки.
Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки.
Более подробно о строении клетки вы узнаете на уроках биологии.
16. Закрепление знаний.
-а теперь проверим, как вы поняли, что такое живые организмы? (слайд 32)
-человек-часть живой природы. докажите это (слайд 33)
-ответ (слайд 34) .Человек как и любой живой организм дышит, питается, растёт, размножается, стареет и умирает
-сравнительная характеристика всех царств-заполнение таблицы (слайд 35)
|
Наличие хлорофилла |
питание |
Где живут? |
растения |
|
|
|
животные |
|
|
|
грибы |
|
|
|
бактерии |
|
|
|
вирусы |
|
|
|
- Внимательно рассмотрите картинку. Найдите на ней изображения тел живой и неживой природы
(слайд 36)
-конкурс загадок (опережающее задание)
17.подведение итогов
Выставление оценок
Домашнее задание
? ,творческое задание(на рисунке нарисован объект неживой природы –необходимо дорисовать объект живой природы)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Дополнительные сведения.
Животные
Очень многие животные питаются растительной пищей. их называют травоядными. Это известные вам домашние животные - коровы, овцы, лошади, козы, кролики. Из диких животных - лоси, олени, косули, зайцы. Зубы у растительноядных животных приспособлены к обрыванию и перетирания плотных стеблей растений.
Растительная пища малопитательна, поэтому животным приходится потреблять ее ежедневно в большом количестве. Переваривать растительную пищу им помогают одноклеточные организмы - бактерии, обитающие в желудке или кишечнике. Растительноядные животные часто становятся добычей хищников, которых еще называют плотоядными. Это известные вам волк, лиса, лев и другие.
Некоторые животные являются всеядными, то есть могут питаться и растительной, и животной пищей: это свиньи, медведи, ежи, синицы, белки. Всеядное и человек. Как и организм человека, животный организм нуждается в витаминах. Недаром название этих веществ происходит от слова «вита», что означает жизнь.
Основным источником многих витаминов является растительная пища. Как видите, питание растений, травоядных животных и хищников отличается между собой. Но в любом случае важную роль играют органические вещества, созданные растением с участием солнечного света. Можно с уверенностью сказать, что и растительноядные, и плотоядные животные потребляют продукты фотосинтеза.