Тема: Значение природы для жизни человека
Цели: сформировать знания о значении природы в жизни человека;
воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром,
экологическую культуру, бережное отношение к природе,
учить выполнять правила личной безопасности.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок природоведения начнем.
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
II. Сообщение темы урока.
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг … природа!
Природа нам дарит радость открытий
В ней много загадок и всё удивительно.
Только тот интересно живёт,
Кто новое каждый день узнаёт.
Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу вместе с добрым Лесовичком и узнаем какое же значение имеет природа для человека.
А где же живёт наш друг Лесовичок? Куда мы отправимся?
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой!
(Лес)
III. Работа по теме урока.
- Кстати, давайте вспомним, что такое природа?
Природа – это всё, что существует вокруг нас, но не создано руками человека.
У. Природа – это леса, моря, звёзды над полем, птичьи стаи. Мир нашей планеты: земля под ногами, воды рек, океанов, ветра и облака, и всё живое – вот это – естественная, не сделанная руками человека очень древняя Природа Земли.
- Лесовичок предлагает вспомнить на какие две большие группы можно разделить предметы природы?
Природа бывает живая и неживая.
Живёт Лесовичок наш
В таинственном лесу.
Он носит сто веснушек
На крошечном носу!
Он на рассвете с солнцем
Идет в страну чудес.
И ловит паутинкой
Его знакомый лес.
Лесовичок наш знает
Почти наверняка
Предмет «живой» природы
И «неживой» слегка.
У. Помогите Лесовичку дать определения живой и неживой природы.
Д. Компоненты живой природы – человек, животные, растения.
- Какие признаки живого нам известны?
Д. Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.
- Компоненты неживой природы – солнце, воздух, вода, полезные ископаемые.
Схема на доске дополняется:
Человек |
Солнце Воздух Вода Земля Облака Камни |
Отправляясь дальше мы должны перейти мост
Задание. Выбери правильный ответ и закрась соответствующий квадратик :
1 - красный
2 - жёлтый
3 – синий
Что такое природа?
1) Все, что сделано руками человека;
2) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
3) все, что нас окружает.
Какая бывает природа?
1) Природа бывает живая и неживая.
2) Природа бывает только живая.
Что относится к неживым природным богатствам?
1) Снегирь.
2) Стол.
3) Ветер.
К живым природным богатствам относятся:
1) животные, растения, грибы;
2) солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
3) небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок.
Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что:
1) они разговаривают, смеются, плачут, бегают и прыгают, растут;
2) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
3) они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
3. Беседа по теме урока
- Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Без чего невозможна жизнь на земле? Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Ученики. В этом стихотворении говорится о воздухе, без которого нам не обойтись
Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – несколько минут.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
- Жить нельзя нам без ... Воды.
-Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)
Что солнце даёт человеку? (свет и тепло)
Задание. Соедините вещи с теми природными богатствами, из которых они получены.(на картинке)
У. В природе всё находится в гармонии, всё зависит друг от друга. Природа невидимыми нитями связана с человеком, ведь человек – часть природы. Докажите, что человек – часть живой природы.
Д. Природа нас кормит, лечит, одевает, согревает, удивляет многообразием и яркостью красок.
У. А человек влияет на природу? Каким образом?
Ответы детей.
У. Природа единое целое, в ней всё взаимосвязано. Существует даже целая наука экология, изучающая связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
- Всё, что окружает нас вокруг: цветущие поляны, тенистые леса, величественные горы, голубые озёра, тот же родник, бьющий из земли, который мы зовём ключом – всё это может исчезнуть.
- Что мы с вами можем сделать, чтобы красота, окружающая нас, не исчезла?
- Что нужно делать для того, чтобы сохранить природные богатства?
Д. Надо беречь природу, не загрязнять воздух, воду, не рвать цветы, не вырубать деревья.
- Занести редкие и исчезающие виды растений и животных в Красную книгу.
- Необходимо создавать специально охраняемые территории: заказники и заповедники.
5. Игра «Можно - нельзя»
- Дети, представьте, что вы оказались в лесу. Вспомним, как следует там себя вести и чего нельзя делать. Я называю действие, а вы хлопайте в ладоши, если это можно делать, и молчите, если - нет.
Можно:
сажать цветы, растения;
охранять редкие растения;
огораживать муравейники;
любоваться красотой природы;
подкармливать птиц;
убирать место отдыха.
Нельзя:
ломать ветви деревьев;
рвать много цветов;
сбивать грибы ногами;
ловить бабочек;
ловить лягушек;
разрушать паутину.
IV. Итог урока.
Мало только любоваться природой, нужно приложить все силы, чтоб была она ещё краше и богаче на радость людям.
Сегодня мы путешествовали с Лесовичком по лесу.
- Какое значение леса для человека?
Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Мы любуемся красотой леса. Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Чем больше зелени, тем чище воздух, которым мы дышим. Растения не только очищают воздух, но и выделяют всем необходимый кислород. Чистый воздух создает нормальные условия для работы сердца, легких, мозга.
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.
Вывод. Природа дает человеку тепло, свет, воздух, воду и пищу. Люди изготавливают из природных материалов предметы обихода. А еще мы любуемся красотой природы. Природа учит нас быть добрыми.
Будем же беречь наш прекрасный общий дом - нашу землю, нашу природу!
Рефлексия
Как мы должны относиться к природе? Почему?
Наша жизнь, наше здоровье в первую очередь зависят от окружающей нас природы. Будем беречь природу – будем сохранять своё здоровье.