Тема Значение природы для жизни человека

Про матеріал
Урок является заключительным по теме «Мир, в котором ты живёшь», обучающиеся систематизировали знания по теме, показали уровень своих знаний о живой и неживой природе, признаках живых организмов, значении природы для человека. Основная цель урока: формирование знаний о значении природы в жизни человека. Урок – путешествие сопровождает сказочный герой Лесовичок, который предлагает детям интересные задания - игры «Найди соответствие», «Можно - нельзя». Проходит физкультминутка в стихотворной форме. Завершает урок рефлексия. Урок воспитывает чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Перегляд файлу

Тема: Значение природы для жизни человека

 

Цели: сформировать знания о значении природы в жизни человека;

           воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, 

           экологическую  культуру, бережное отношение к природе,

           учить выполнять правила личной безопасности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок природоведения  начнем.

 

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

II. Сообщение темы урока.

 Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – 
Это всё вокруг … природа! 

 

Природа нам дарит радость открытий
В ней много загадок и всё удивительно.
Только тот интересно живёт,
Кто новое каждый день узнаёт.

      Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу вместе с добрым Лесовичком и узнаем какое же значение имеет природа для человека.

 

А где же живёт наш друг Лесовичок? Куда мы отправимся?

 

 Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой!

(Лес)

 

III. Работа по теме урока.

 

- Кстати, давайте вспомним, что такое природа?

Природа – это всё, что существует вокруг нас, но не создано руками человека.

У. Природа – это леса, моря, звёзды над полем, птичьи стаи. Мир нашей планеты: земля под ногами, воды рек, океанов, ветра и облака, и всё живое – вот это – естественная, не сделанная руками человека очень древняя Природа Земли.

- Лесовичок предлагает вспомнить на какие две большие группы можно разделить предметы природы?

 Природа бывает живая и неживая.

  1. На доске появляется схема:

http://festival.1september.ru/articles/530318/img1.jpg

Живёт Лесовичок наш
В таинственном лесу.
Он носит сто веснушек
На крошечном носу!

Он на рассвете с солнцем
Идет в страну чудес.
И ловит паутинкой 
Его знакомый лес.

Лесовичок наш знает
Почти наверняка
Предмет «живой» природы
И «неживой» слегка.

У. Помогите Лесовичку дать определения живой и неживой природы.       
Д. Компоненты живой природы – человек, животные, растения.

- Какие признаки живого нам известны?                                                          
Д. Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.
- Компоненты неживой природы – солнце, воздух, вода, полезные ископаемые.
Схема на доске дополняется:

http://festival.1september.ru/articles/530318/img1.jpg

Человек 
Животные   
Растения 
 

Солнце Воздух Вода Земля

Облака

Камни

 

 

 

 

 

 

Отправляясь дальше мы должны перейти мост

  1. Проверочный  тест. 

Задание. Выбери правильный ответ и закрась соответствующий квадратик :

1 - красный

2 - жёлтый

3 – синий

 

   Что такое природа? 
1) Все, что сделано руками человека; 
2) все, что нас окружает и существует независимо от человека; 
3) все, что нас окружает.

 

   Какая бывает природа? 
1) Природа бывает живая и неживая. 
2) Природа бывает только живая.

 

   Что относится к неживым природным богатствам? 
1) Снегирь. 
2) Стол. 
3) Ветер.

 

   К живым природным богатствам относятся: 
1) животные, растения, грибы; 
2) солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; 
3) небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок.

 

  Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что: 
1)  они разговаривают, смеются, плачут, бегают и прыгают, растут; 
2)  они  дышат,  питаются,   растут,   приносят  потомство, умирают; 

3)  они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

 

     3.  Беседа по теме урока

- Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Без чего невозможна жизнь на земле? Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
     Он в лесу - густой, душистый,
     Как целительный настой.
     Пахнет свежестью смолистой,
     Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
     Мы его не замечаем,
     Мы о нем не говорим.
     Просто мы его вдыхаем
     Ведь он нам необходим.

Ученики. В этом стихотворении говорится о воздухе, без которого нам не обойтись

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – несколько минут.

Если руки наши в ваксе, 
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, 
Снимет грязь с лица и рук? 
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать? 
Без чего, мы скажем прямо, 
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, 
Чтобы плыли корабли, 
Чтоб варились кисели, 
Чтобы не было беды
- Жить нельзя нам без ... Воды. 

-Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло)

  1. Игра «Найди соответствие». 

Задание. Соедините вещи с теми природными богатствами, из которых они получены.(на картинке)

 

У. В природе всё находится в гармонии, всё зависит друг от друга. Природа невидимыми нитями связана с человеком, ведь человек – часть природы. Докажите, что человек – часть живой природы.
Д. Природа нас кормит, лечит, одевает, согревает, удивляет многообразием и яркостью красок.
У. А человек влияет на природу? Каким образом?
Ответы детей.
У. Природа единое целое, в ней всё взаимосвязано. Существует даже целая наука экология, изучающая связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

- Всё, что окружает нас вокруг: цветущие поляны, тенистые леса, величественные горы, голубые озёра, тот же родник, бьющий из земли, который мы зовём ключом – всё это может исчезнуть.
- Что мы с вами можем сделать, чтобы красота, окружающая нас, не исчезла?
- Что нужно делать для того, чтобы сохранить природные богатства?
Д. Надо беречь природу, не загрязнять воздух, воду, не рвать цветы, не вырубать деревья.
- Занести редкие и исчезающие виды растений и животных в Красную книгу.
- Необходимо создавать специально охраняемые территории: заказники и заповедники.

 5. Игра «Можно - нельзя»

- Дети, представьте, что вы оказались в лесу. Вспомним, как следует там себя вести и чего нельзя делать. Я называю действие, а вы хлопайте в ладоши, если это можно делать, и молчите, если - нет.

 

 


Можно:

сажать цветы, растения;

охранять редкие растения;

огораживать муравейники;

любоваться красотой природы;

подкармливать птиц;

убирать место отдыха.

Нельзя:

ломать ветви деревьев;

рвать много цветов;

сбивать грибы ногами;

ловить бабочек;

ловить лягушек;

разрушать паутину.



 

IV. Итог урока.

 

     Мало только любоваться природой, нужно приложить все силы, чтоб была она ещё краше и богаче на радость людям.

Сегодня мы путешествовали с Лесовичком по лесу.

- Какое значение леса для человека?

Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Мы любуемся красотой леса. Там, где лес, всегда чистый воздух.

- Чем больше зелени, тем чище воздух, которым мы дышим. Растения не только очищают воздух, но и выделяют всем необходимый кислород. Чистый воздух создает нормальные условия для работы сердца, легких, мозга.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

 

Вывод. Природа дает человеку тепло, свет, воздух, воду и пищу. Люди изготавливают из природных материалов предметы обихода. А еще мы любуемся красотой природы. Природа учит нас быть добрыми.

Будем же беречь наш прекрасный общий дом - нашу землю, нашу природу!

 

Рефлексия

Как мы должны относиться к природе? Почему?

Наша жизнь, наше здоровье в первую очередь зависят от окружающей нас природы. Будем беречь природу – будем сохранять своё здоровье.

 

 

 

 

doc
Додано
31 березня 2019
Переглядів
5488
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку