Роман "Война и мир" - это не просто произведение, это роман-эпопея! Грандиозное произведение русской литературы, которое переводилось на многие иностранные языки и заслужило всемирное признание.
1. Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как эпопею?
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; осмысление народа как главной силы истории; повествование ведется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее характерных сторонах; эпически представлен быт разных социальных групп и сословий — от императора до простого крестьянина. Широта философско-исторического синтеза и глубина социально-психологического анализа связи человека и истории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.
2. Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?
Название романа включает не только антитезу: мир как состояние, противоположное войне, но обозначает войну и общество (мир) в отношении к ней.
3. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?
При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремятся к общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и найти свое место в истории.
5. Каковы этапы духовного пути Болконского?
Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных действиях, не способных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем любовь к Наташе возрождает его. Он постепенно приходит к мысли, что мало жить только для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека. Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.
7. Что Л.Н. Толстой считает главной мыслью романа «Война и мир»?
Главная мысль романа «Война и мир» — «мысль народная». Она пронизывает все образы романа, которые проверяются народной нравственностью, она лежит в основе философии личности и истории.
8. Как в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого решается вопрос о роли личности в истории?
Согласно Л.Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными личностями, а волей народа. Из множества отдельных воль складывается дух нации, от которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечественная война 1812 года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела «общую жизнь».
11. Что Л.Н. Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма»?
В Отечественной войне 1812 года проявилась духовная сила и стойкость народа, его истинный патриотизм, который не нуждался ни в пышных словах, ни в красивых жестах. Все как один человек понимали, что «под французом нельзя было», все направляли свои действия против врага — это и было тем источником победы, который Л.Н. Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма».
12. Каково значение противопоставления Наполеона и Кутузова?
Л.Н. Толстой признавал роль личности в истории, но считал, что она только тогда определяет историческое движение, когда ее воля совпадает с волей ее народа. Именно эта философия отразилась в антитезе Наполеон — Кутузов. По Толстому, нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды. Наполеон же эгоистичен, честолюбив, для него люди ничего не значат — это только фигурки в разыгрываемых им партиях. Солдаты его интересуют только как средство достижения личной славы. В отличие от него, Кутузов не думает о собственной славе. Он умеет уловить общее направление народного духа и направить его на победу. Кутузов живет по нравственным критериям народа. Именно благодаря соединению воли народа и искусства Кутузова Наполеон впервые ощутил приближение разгрома. Русские войска сначала одержали нравственную победу, а затем и историческую военную.
13. Каково значение понятий «внутренний человек» и «внешний человек»?
Понятия «внутренний человек» и «внешний человек» рождаются в сознании Пьера Безухова в период разочарования его в масонстве. «Внутренний человек» — это «душа в жизни», народное чувство, естественность. «Внешний человек» — «лишнее», прах и мертвенность души, искусственность. Воплощение «внутреннего человека» — Кутузов, «внешнего» — Наполеон.
14. Каков толстовский идеал женщины?
Идеал толстовской женщины вырисовывается из эпилога романа «Война и мир». Интересы Наташи сосредоточены только на доме, детях, муже. Л.Н. Толстой — противник женской эмансипации. Его идеал женщины близок патриархальным представлениям.