Типичные запросы подростков, направления и способы работы с ними

Про матеріал
В процессе консультирования учащихся подросткового возраста психолог, как правило, решает две основные задачи: диагностическую и терапевтическую. Для решения первой (диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о подростке, его ситуацию и определить проблемы, вынудившие человека обратиться за помощью. В первую очередь выясняются источники и факторы возникновения проблемы ученика. Вторая (терапевтическая) задача – это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов подростка.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Типичные запросы подростков, направления и способы работы с ними. Подготовила: Георгиенко М. А.

Номер слайду 2

В процессе консультирования учащихся подросткового возраста психолог, как правило, решает две основные задачи: диагностическую и терапевтическую. Для решения первой (диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о подростке, его ситуацию и определить проблемы, вынудившие человека обратиться за помощью. В первую очередь выясняются источники и факторы возникновения проблемы ученика. Вторая (терапевтическая) задача – это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов подростка.

Номер слайду 3

Анализ процедуры консультирования, проведенный О. Н. Усановой среди школьных психологов, показал, что в современных условиях доминирующей формой является "вертикальное" консультирование, при котором активно действующей персоной является консультант. При этом позиция подростка пассивна, что не обеспечивает его включения в процесс взаимодействия и не вызывает чувства ответственности за реализацию совета, который предоставляется ему консультантом. Принцип сотрудничества предполагает, что все участники консультации выступают в роли партнеров и это придает их позициям активность и параллельность. Принципиально важно в процессе консультирования сотрудничества как вести учет особенностей развития не только личности подростка, но и всей системы его взаимоотношений.

Номер слайду 4

Как подчеркивают Г. В. Бурменская. О. О. Карабанова. Е. И. Захарова, Ю. С. Шевченко, А. Гольдштейн, эффективным направлением в консультировании подростков является когнитивное и когнитивно-бихевиористическое консультирование, методы и приемы которых позволяют изменять мысли, чувства и поведение подростков. Чаще в процессе диалогического общения с подростками психолог использует лишь общие навыки консультирования: внимательное слушание (открытые и закрытые вопросы, поощрение, перефразирование, отражение чувств, значений) и навыки влияния (директивы, интерпретация, совет, информация, обратная связь, конфронтация, логическая последовательность).

Номер слайду 5

Типичными запросами в консультировании детей подросткового возраста являются:1) консультирование по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;2) консультирование по вопросам преодоления кризиса подросткового возраста;3) консультирования по вопросам нарушения межличностных отношений;4) консультирование по проблемам дисгармоничности характера;5) консультирование по развитию самосознания подростков.

Номер слайду 6

Консультирование подростков по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации. Подростковый возраст традиционно считается трудным не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, угасает интерес к учебе и его значимость. Среди школьников растет число неуспевающих подростков, у которых наблюдается апатия и отрицательное отношение к школе. Все это приводит к различным проблемам, обуславливающие школьную дезадаптацию подростков.

Номер слайду 7

В консультативной работе с учителями и родителями психолог должен, прежде всего, обратить внимание на проблему адаптации и на те индивидуально-типологические особенности, возрастные психологические и психофизиологические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода. В ходе консультирования учителей психолог обсуждает пути коррекции негативного поведения учащихся, обучает методам и приемам эмпатийного слушания.

Номер слайду 8

Консультирование по вопросам кризиса подросткового возраста. Для понимания подросткового возраста необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному. Многие ученые подчеркивают возможность бескризисного протекания этого периода. Кризис в этом случае рассматривается как результат неправильного отношения к подросткам взрослыми, общества в целом. Это объясняется тем, что личность не может справиться с поставленными перед ней проблемами на новом возрастном этапе (X. Ремшмидт).

Номер слайду 9

Основными задачами для психолога в этом возрасте являются: 1) дифференциация доминирующей позиции школьника (стремление к независимости или зависимости) для возможности самоопределения подростка, развитию у него чувства идентичности; 2) оказание подросткам помощи в понимании того, что с ними происходит и выработке конструктивных форм преодоления кризиса; 3) создание условий для продуктивного разрешения кризиса: разъяснение родителям и педагогам особенностей подросткового периода, заложенных в нем возможностей.

Номер слайду 10

Консультирование подростков по вопросам нарушения межличностных отношений. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, что отражается в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка иметь уважаемый статус среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам референтной группы. Поэтому нарушения взаимоотношений с ровесниками имеют для подростков существенное значение.

Номер слайду 11

Для развития у подростков умения выстраивать положительные межличностные взаимоотношений консультант в процессе беседы с ними должен делать акцент на: развития представления о собственной ценности и ценности другого человека; развития доверия к людям; осознании различных видов мотивов межличностных отношений; усвоение способов разрешения собственных проблем; умение устанавливать психологический контакт; развития навыков эмпатийного слушания; использовании различных вербальных и невербальных способов общения.

Номер слайду 12

Проблема дисгармоничности характера является чрезвычайно актуальной в работе психолога-консультанта с подростками. В подростковом возрасте черты характера обостряются, что может привести к акцентуациям, явлений социальной дезадаптации и формированию личности по психопатическому типу. Поэтому в консультативной работе с акцентуированными подростками, у которых отмечены явления дезадаптации, важной задачей для психолога является распознавание психогенных факторов и помощь в преодолении патогенного влияния. Учитывая тип акцентуации подростка, психологу стоит подобрать индивидуальный подход к нему. Ниже приведены особенности работы психолога с различными типами акцентуаций характера у подростков.

Номер слайду 13

В консультативных беседах с учителями и родителями подростков, психолог должен информировать их об особенностях типов акцентуаций подростков и одновременно давать рекомендации о том, как устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

Номер слайду 14

Личностный рост подростков неразрывно связано с развитием их самосознания (усвоением нравственных понятий, развитием нравственных чувств, усилением ответственности за себя и других, повышением уровня саморегуляции), поэтому важной задачей психолога является использование комплекса консультативных методов, способствующих развитию и гармонизации их самосознания.

Номер слайду 15

Консультируя подростков с личностных проблем, психолог должен акцентировать их внимание на ценности жизни, полученных в психологических знаниях, подчеркивать, что, не прилагая волевых усилий при решении проблем, они могут стать жертвами манипуляций других людей. В связи с этим, психолог в процессе консультирования решает две задачи: во-первых, выясняет, какие ценностно-нормативные установки превалируют во взаимоотношениях подростка, способствует тому, чтобы он сам осознал сущность взаимодействий; во-вторых, помогает понять, насколько его реальное поведение соответствует общечеловеческим нормам.

Номер слайду 16

В беседе с родителями психолог, если в этом есть необходимость, должен изменить ошибочные установки и стереотипы их воспитания. Обязательным компонентом работы консультанта является формирование у родителей психологической компетентности в вопросах взаимодействия с детьми, делая при этом акцент на причинах, последствиях и путях преодоления конфликтов с подростками.

Номер слайду 17

Психолог-консультант может выразить свое понимание, точнее спрогнозировать особенности личностного развития подростка. Это позволит, во-первых, сформировать у родителей мотивационную готовность к участию в совместной работе с психологом, во-вторых, раскрыть проблемное поле альтернативного личностного роста их ребенка. Практическим шагом в процессе консультирования является выработка конкретных рекомендаций по преодолению негативных тенденций развития подростка. Важно при этом, чтобы родители стали активнее участвовать в формировании рекомендаций.

pptx
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Інкл
Додано
3 березня 2019
Переглядів
1901
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку