Тренинговая программа

Про матеріал
Конфликты, К сожалению, являются частью повседневной жизни. Ежедневно средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие из людей практически каждый день оказывается втянутым в тот или иной конфликт. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и цель является вполне естественным явлением, именно поэтому неизбежным. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Г. Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим количеством ситуаций относительно противоречий интересов приходится сталкиваться.
Перегляд файлу

Пояснительная записка.

Конфликты, К сожалению, являются частью повседневной жизни. Ежедневно средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие из людей практически каждый день оказывается втянутым в тот или иной конфликт.

Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и цель является вполне естественным явлением, именно поэтому неизбежным. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Г. Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим количеством ситуаций относительно противоречий интересов приходится сталкиваться.

Другой американский исследователь, Н. Дойч, подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, решен мирными средствами, может предотвратить более серьезном конфликта, действуя словно вакцина от болезни. Замечено, что в тех социальных группах, в которых достаточно часто случаются незначительные конфликты, редко наблюдаются любые насильственные действия.

Можно сделать вывод, что конфликтам присущи не только негативные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам решения, но и положительные. Используя известное высказывание, можно отметить, что конфликты и согласие являются двумя сторонами одной медали, поэтому «общество без конфликтов — это мертвое общество».

Вопрос заключается в том, каким образом решать конфликты. Существуют три типа установок (или подходов) к урегулированию конфликта:

одна из сторон (или все стороны) стремятся одержать победу (односторонние действия);

участник (участники) конфликта игнорируют его наличие и без действуют (односторонние действия);

с помощью третьей стороны или за ее отсутствия участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, для того чтобы найти решение, которое будет удовлетворять условия всех сторон (совместные действия).

В первом случае стороны принимают во внимание отсутствие общих интересов. Каждый участник пытается силой заставить другого подчиниться. Этот тип поведения хорошо описал в свое время Карл фон Клаузевиц, сказав, что если противник не подчиняется нашей воле, то мы должны поставить его в худшую ситуацию. Ориентация на победу влечет за собой насилие, как следствие (чаще всего) проблема остается нерешенной, поскольку интересы побежденного не принимаются во внимание. Второй путь предполагает вообще игнорирование наличия конфликтного потенциала, что приводит к его накоплению, а впоследствии и к «внезапным» стихийных форм решения конфликта, которые часто сопровождаются насилием. Наконец, третий подход ориентирован на нахождение решения, которое удовлетворяет требованиям всех сторон, путем переговоров. Часто на практике одновременно реализуются все три подхода, но один из них доминирует. Только при условии избрания последнего, третьего пути, направленного на совместный поиск решения, возможно реализовать положительные функции конфликта.

Итак, цель урегулирования (управления) конфликтами заключается не в том, чтобы ликвидировать или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтном поведении, которая связана с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск решения, которое удовлетворит требования всех сторон.

Практически любой конфликт имеет потенциал для своего урегулирования мирными средствами путем согласования разнообразных интересов таким образом, чтобы в итоге обе стороны, несмотря на уступки, оказываются в более выгодном для себя положении, чем если они продолжали конфликтовать. Даже обычное осознание этого факта — важный шаг на пути к урегулированию конфликта. В связи с этим значительную роль играют методы, направленные на обучение поиску согласования интересов. В некоторых странах мира существуют различные курсы, на которых посредством игровых ситуаций учат менеджеров, политических деятелей разного уровня, муниципальных чиновников, полицейских находить решения в конфликтных ситуациях. В США, например, такие программы разработаны и для школьников.

На динамику конфликта, его разрешение значительно влияет восприятие сторонами проблемы и друг друга в условиях конфликта. Наличие каких-либо противоречий не обязательно вызывает конфликт. Стороны должны осознавать, что их интересы и цели несовместимы. Более того, объективно цель и интересы сторон могут и не отрицать друг другу, однако если они воспринимаются как несовместимые, это вызывает конфликт. Может случиться и так, что реальный конфликт интересов игнорируется, и несуществующий воспринимается как конфликт.

Возможны разные способы изменения восприятия участников конфликта. Прежде всего, они связаны с детальным анализом интересов сторон. Сам по себе такой анализ способствует корректировке образа. С этой целью используются имитационные игры, предполагающие воспроизведение дискуссии, переговоров, направленных на поиск путей решения проблемы. Участие в игре с позиции противоположной стороны, позволяет лучше понять ее точку зрения, аргументы, а значит и легче найти возможные варианты решения проблем. Кроме этого, для повышения степени адекватности образу часто обращаются за помощью к посреднику, который может быть своеобразным «интерпретатором» поведения и восприятия участников конфликта.

Стадии развития и фазы урегулирования конфликта

В конфликте чаще всего сначала возникает латентный период, когда стороны осознают наличие противоречий относительно цели каждого. Со временем складываются конфликтные взаимоотношения, характеризующиеся ростом напряженности. После этого развивается собственно конфликт (или конфликт в узком смысле этого слова), во время которого участники пытаются оказать давление без применения силы, используя такие действия как протест, обвинения, предупреждения, угрозы и тому подобное. Наконец, если конфликт развивается дальше, он может перейти в стадию активных силовых действий.

Часто такому развитию событий предшествует кризис, когда отношения сторон резко обостряются. Кризис характеризуется мимолетным изменением событий, их непредсказуемостью, внезапностью. У участников появляется ощущение, что у них мало времени для принятия решения, а бездействие может привести к непоправимым последствиям. Именно попытки "не потерять инициативы" подталкивает участников кризиса к быстрым и рискованным решениям, чем в обычной ситуации. Это приводит к тому, что участники конфликта рассматривают лишь узкое, ограниченное число альтернатив. Действия сторон в кризисной ситуации часто являются спонтанными и иррациональными.

В зависимости от обострения конфликта возрастает и сложность его урегулирования. Стороны конфликта, которые перешли к активным действиям друг относительно друга, в значительной мере этим обостряют и усугубляют конфликт. Насилие вызывает аналогичные действия с противоположной стороны, а число «жертв», увеличивающееся, усиливает стереотип "врага", создавая высокий уровень эмоциональной напряженности, иногда с элементами истерии. Конфликт становится плохо управляемым, к нему привлекаются все новые и новые участники, а также расширяется предмет спора. Как следствие, часто наблюдается еще большая поляризация участников конфликта, дальнейшее расхождение между ними.

Во время урегулирования конфликта участникам предстоит пройти ряд фаз от насильственных действий к разрешению противоречий путем обсуждений. Эти фазы являются такими:

прекращение насильственных действий;

установление диалога;

поиск решения проблем путем переговоров.

Адекватные методы профилактики и разрешения конфликтов:

ранняя диагностика конфликта и выяснение его причин для того, чтобы не позволить ему разрастаться дальше;

"выплеск" "разрядка" негативных эмоций из-за видов деятельности, которые не наносят оппоненту заметного вреда;

изменение характера восприятия участников конфликта;

метод последовательных взаимных уступок;

переговоры участников конфликта;

обращение к арбитру;

обращение к посреднику.

Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга. Инициатором такого подхода следует считать Дж. Бертона, согласно которому разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в состоянии конфликта, является одним из ведущих методов в этом подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, о чем уже упоминалось выше, а также, благодаря этому, на изменение отношения сторон друг к другу. Методы, которые использует Дж. Бертон и его коллеги, содержат в себе тренинговые группы (далее — Т-группы), ориентированные на снятие искаженной идентификации с группой только, например, по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между группами, конфликтуют, и тому подобное.

Также следует обратить внимание на то, что некоторые авторы отмечают сложность полного разрешения конфликта. Они отмечают, что даже в том случае, если конфликт решен, он может содержать в себе зародыши будущих конфликтов.

Программа тренинга «Предотвращение конфликтов».

Цель: предоставить возможность участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

помочь участникам научиться беспристрастному оцениванию конфликтной ситуации;

помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники являются членами коллектива), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Категория участников: тренинг рассчитан на взрослых, преимущественно работающих.

Состав групп:

оптимальное количество — 10-15 человек;

группы должны комплектоваться на добровольных началах;

возможна работа с трудовыми коллективами.

Место проведения: зал для проведения тренингов.

Продолжительность тренинга: тренинг рассчитан на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность 12 часов).

Занятие 1. Знакомство, принятие правил тренинга

Правила тренинга

Примечание. Выше мы уже приводили эти правила. Однако для сохранения целостности именно этого тренинга повторяем их еще раз.

Умейте слушать друг друга. Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то прекращает говорить, следующий участник, берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим участником, прежде чем начать излагать свои мысли. Для того чтобы привлечь внимание к тому, кто выступает, можно использовать какой-нибудь предмет (например, небольшой мячик), который во время дискуссии (обсуждения) будет переходить из рук в руки. Во время выступления одного из участников остальные должны молчать.

Говорите по сути. Иногда участники отвлекаются от обсуждаемой темы. Вместо того чтобы останавливать таких участников, ведущему дискуссии в этом случае необходимо сказать что-то вроде: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы Вы объяснить, что имеется в виду?»

Проявляйте уважение. Открытость в высказываниях появится только тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности). Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность. То, что происходит во время занятия, остается между участниками.

Правило «стоп». Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприемлемым или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может прекратить рассмотрение темы, сказав: «Стоп».

Каждый говорит за себя, от своего имени. Необходимо говорить не «Все считают, что...», а «По моему мнению, ...» и др.

Упражнение «Интервью»

Участники объединяются в пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый из участников готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача — подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть с другими. После этого участники по очереди представляют друг друга.

Цель упражнения:

развивать умение слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки;

уменьшить коммуникативную дистанцию между участниками тренинга.

Упражнение «Космическая скорость»

Участники тренинга образуют круг. Они должны передавать мяч в произвольном порядке, но так, чтобы не давать его соседу справа и слева. Обязательное условие: мяч должен получить каждый член команды 1 раз.

Осложнения (сделать то же самое):

но с фиксированием времени;

как можно скорее;

любым другим способом с фиксированием времени.

После завершения упражнения ведущий предлагает всем участникам группы сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и на момент ее завершения.

На что стоит обратить внимание:

выработка командной стратегии;

понимание идеи упражнения;

понимание других участников;

принятие решений;

мины в поведении участников;

изменения на эмоциональном уровне и в степени участия каждого из участников.

Вопрос ведущего к участникам тренинга должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

«Что Вы чувствовали?»

«Что изменилось в определенный момент?»

«Почему вы выбрали именно это решение?»

Цель упражнения:

отрабатывать навыки принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения предъявленного задания;

способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия участников тренинга.

Упражнение «Говорю, что вижу»

Ведущий обращается к участникам тренинга: «Описание поведения означает сообщение о специфических действиях других людей, которые мы наблюдаем, но без оценивания, то есть без приписывания мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии умение высказываться в описательном ключе, а не в форме оценки, — совершенствование умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не оценивая».

Участники тренинга, сидя, образуют круг. Каждый из них наблюдает за поведением остальных участников по очереди говорит о том, что видят относительно любого из участников. Например, «Николай сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается» и др.

Ведущий следит за тем, чтобы участники тренинга не применять оценочных суждений и умозаключений. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли это упражнение сложным, что чувствовали участники.

Цель упражнения: проигрывать ситуации без оценочных высказываний.

Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов.

Ситуации можно предложить следующие:

«С Вами разговаривает друг, а Вы хотите пойти…»

«Ваш товарищ устроил Вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив Вас…»

«Люди, сидящие сзади Вас в кинотеатре, мешают Вам громким разговором…»

«Ваш сосед отвлекает Вас от интересного выступления, задавая глупые, на Ваш взгляд, вопросы…»

«Администратор школы говорит, что Ваш внешний вид не соответствует статусу педагога…»

«Друг просит Вас одолжить ему какую-то ценную вещь, а Вы считаете его человеком неаккуратной и не очень ответственным…»

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть эти ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого из участников. На упражнение отводится 40-50 минут.

Цель упражнения:

формировать адекватные реакции на различные ситуации;

осуществить "трансактный анализ" ответов и формировать необходимые "ролевые" пристройки.

Ведущий рассказывает участникам про разные типы поведения в конфликтной ситуации: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и конкуренцию. После этого целесообразно провести 1-2 ролевые игры (на выбор ведущего), на примере которых участники могут наблюдать разные типы поведения.

Упражнение «Преувеличение или полное изменение поведения»

Это упражнение является ролевой игрой, во время которой членам группы дается возможность проиграть внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Каждый из участников самостоятельно выбирает нежелательный тип личностного поведения (или группа помогает ему выбрать тип поведения, которую сам участник не осознает).

Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить ее. Например, застенчивый участник должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает нежелательный тип своего поведения и считает его нежелательным, он должен полностью изменить свое поведение. На разыгрывание ролей каждому предоставляется 5-7 минут. Затем все участники рассказывают о своих наблюдениях и чувствах.

Цель упражнения: формировать навыки модификации и коррекции поведения на основании анализа разыгрываемых ролей и группой рассмотреть поведение.

Занятия 2

Упражнение «Приветствие»

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно, подчеркивая индивидуальность партнера (например, «Я рад тебя видеть и хочу сказать, что ты прекрасно выглядишь» или: «Доброго дня, ты сегодня как всегда энергичен и весел»). Можно также вспомнить о той индивидуальной черте, что сам человек, поздравляют, подчеркнула во время первого знакомства. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на особенности установления контактов между членами группы.

На проведение упражнения отводится 10-15 минут.

После завершения упражнения ведущий рассматривает типичные ошибки, которые допустили участники, и демонстрирует продуктивные способы приветствий.

Цель упражнения:

формировать доверительный стиль общения во время налаживания контактов;

создавать положительные эмоциональные наставления на доверительное общение.

Упражнение «Сигнал»

Участники размещаются по кругу спинами к центру, достаточно близко друг к другу и держатся за руки. Один из участников легко пожимает руку своего соседа или делает это последовательно и быстро несколько раз — «отправляет сигнал». Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. Для усложнения можно отправлять несколько сигналов одновременно — в один или в разные стороны движения.

Цель упражнения:

размяться;

улучшить атмосферу в группе.

После завершения упражнения ведущий рассказывает о технике активного слушания.

Примечание. Информация о технике активного слушания была изложена выше, но для сохранения целостности конфликтологического тренинга приведем ее еще раз.

Типичные приемы слушания:

молчание (очевидное отсутствие реакции);

угу-поддакивания («угу», «ага», «да-да», «ну», кивание подбородком и др.);

 эхо (повторение последних слов собеседника);

зеркало (повторение последней фразы с изменением последовательности слов);

парафраз (передача содержания высказывания партнера другими словами);

побуждение (возгласы и другие высказывания, побуждающие собеседника продолжить оборванное вещание: "Ну и..." " То и что дальше?», «Давай-давай» и др.);

уточняющие вопросы (вопросы типа: «Что ты имел в виду, когда говорил “эвристический”?»);

наводящие вопросы (Вопрос вроде: «что?», «Где?», «Когда», «Почему?», «Зачем?", расширяющие сферу повествования, говорящего; нередко такие вопросы, по сути, отвлекают от линии повествования, что ее наметил рассказчик);

оценки, советы;

 продолжение (когда слушатель прерывает речи рассказчика и пытается завершить фразу, которую тот начал, то есть «подсказывает слова»);

эмоции (реакции вроде: «Ух», «Ах», «Здорово», «Да ты что?!", а также Смех, Нерушимое выражение лица и тому подобное);

нерелевантные и псевдорелевантны высказывания (высказывания, которые не касаются дела или касаются ее лишь формально: «А вот в Гималаях все иначе...» и далее — рассказ о Гималаях, «кстати, о музыке...» и далее — информация о гонорарах известных музыкантов).

Упражнение «Самый скучный рассказ»

Участники объединяются в пары и решают, кто из них будет говорить, а кто — слушать. Затем ведущий тренинга сообщает, что задачей «слушателей» будет внимательное выслушивание в течение 2-3 минут «очень скучного рассказа». После этого ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «скучнейшим». На самом деле ведущий разъясняет «рассказчика» (так, чтобы «слушатели» этого не слышали), что суть упражнения заключается не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы «рассказчик» фиксировал типичные реакции «слушателя».

Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи выбрать удачный момент для паузы и продолжить рассказ после получения какой-то реакции «слушателя» (кивок, жест, слова и т. п). Если в течение 7-10 секунд выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться, и запомнить следующую реакцию «слушателя». На этом упражнение прекращается.

После завершения упражнения всем членам группы рассказывается о настоящем содержании инструкции и цели упражнения. «Рассказчиков» просят запомнить особенности реакции «слушателей» (классифицируя очевидное отсутствие реакций как «молчание»). Ведущий приводит перечень наиболее типичных приемов слушания, называя их и сопровождая необходимыми пояснениями.

После ознакомления с типичными приемами слушания ведущий предлагает «рассказчикам» описать реакции «слушателей», которые они наблюдали», и классифицировать эти реакции по предложенным перечнем. Таким образом выявляют реакции, которые чаще всего использовались, и обсуждают их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте этого занятия имеет смысл привести трехтактную схему выслушивания (поддержка — понимание — комментирование») и обсудить целесообразность тех или иных реакций на разных этапах выслушивания. Так, на такте «поддержки» наиболее целесообразными представляются такие реакции как угу-поддакивания, эхо, эмоциональное сопровождение; на этапе «понимания» — уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы уместны на такте «комментирования».

Название такта

Главная цель

Уместные реакции

1

Поддержка

Предоставить возможность тому, кто говорит, выразить свою позицию

Молчание, эмоциональная поддержка

2

Понимание

Убедиться в том, что вы адекватно понимаете собеседника

Уточняющие вопросы, перефразирование

3

Комментирование

Выражение личной точки зрения

Оценки, советы, комментарии

Цель упражнения: развивать навыки активного слушания.

Упражнение «Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники объединяются в примерно равные по численности команды. Жеребьевкой решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу (например, сторонники и противники «загорелости», «табакокурение», «раздельного питания» и тому подобное).

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний противников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья пришла очередь высказываться, должен реагировать угу-підтакуванням и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации понятен не в полной мере, или же сделать парафраз, если возникло представление полного понимания. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивание головой, «Да, именно это я имел в виду»).

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий поддерживал высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно объяснять: «Да, Вы поняли меня правильно», или просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно, парафразуючи его высказывания. Обязательно следует предостеречь участников от попыток продолжать или развивать мысль собеседника, приписывая ему не его слова.

В завершение ведущий комментирует выполнение упражнения, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось уточнить позиции участников «диспута».

Цель упражнения: развивать умения и навыки активного слушания.

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Ведущий рассказывает о важности умения быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем необходимо попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники объединяются в тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников играют роли сторон, которые конфликтуют друг с другом (например, супруги, которые ссорятся), а третий — играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий задает такие вопросы:

«Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?»

«Какие, на Ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?»

«Как следовало вести себя тем участникам, которым не удалось сгладить конфликт?»

Цель упражнения: отрабатывать умения и навыки сглаживания конфликтов.

Занятия 3

Упражнение «Печатная машинка»

Участникам загадывают слово или выражение. Буквы, которые составляют текст, распределяют между членами группы. Затем слово (выражение) необходимо сказать, как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами (если речь идет не о отдельное слово, а целое выражение) все участники хлопают в ладоши.

Цель упражнения:

размяться;

отрабатывать навыки сплоченных действий.

Упражнение «Если бы..., то я стал бы…»

Упражнение происходит по кругу: первый участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например, «Если бы меня обсчитали в магазине...» Следующий участник, который сидит рядом с первым, продолжает (заканчивает) предложение. Например, "... я требовал бы книгу жалоб".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых участвуют все присутствующие, после чего обязательно должно состояться обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и пути выхода из них могут повторяться.

Цель упражнения: отрабатывать навыки быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение «Контраргументы»

Каждый из членов группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах — о том, что он не приемлет в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и после завершения вступления обсуждают то, о чем шла речь, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить определенным недостаткам или даже показывая, что наши слабости при определенных обстоятельствах могут превратиться в сильные черты.

На упражнение отводится 40-50 минут.

Цель упражнения:

создать условия для самораскрытия;

отрабатывать умения вести полемику и приводить контраргументацию.

Занятия 4

Упражнение «Последняя встреча»

Ведущий обращается к участникам тренинга: «Представьте, что наши занятия уже закончились и вы прощаетесь. Все ли вы успели сказать друг другу? Возможно, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями? Или среди вас есть человек, мнение которого о себе вы обязательно хотели бы узнать? Или у вас возникло желание поблагодарить кому-то? Сделайте это здесь и теперь».

Цель упражнения:

совершенствовать коммуникативную культуру;

стимулировать активность участников.

Упражнение «Единство» (на групповую сплоченность)

Участники садятся в круг. Каждый сжимает руку в кулак и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбрали одну и ту же количество «выброшенных» пальцев.

Участникам запрещено переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет поставленной цели.

Цель упражнения:

отрабатывать интеллектуальное единство на прогностическом уровне;

формировать эмоционально-волевое единство группы.

Упражнение «Позиция»

Участники образуют два круга: внешний и внутренний. Внешний круг движется, внутренний — остается на месте. Те из участников, которые находятся во внешнем кругу, выражают свое впечатление о партнере во внутреннем кругу, начиная фразой:» Я вижу тебя... «,» я хочу тебе сказать... «,» мне нравится в тебе... " Через 2 минуты внешний круг передвигается на одно лицо и т. д.

Цель упражнения: рефлексировать взаимооценочные позиции участников тренинговых занятий.

Ролевая игра «Случай из жизни»

Каждый из участников по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ станет сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой примут участие все присутствующие. Рассказчик может быть не только «сценаристом» и «режиссером» этой ролевой игры, делать несколько «дублей» и тому подобное.

Цель упражнения: закрепить полученный во время тренинга опыт.

Упражнение «Доверительное падение»

Участники образуют большой круг. Один человек занимает место в центре круга. Она должна по приказу ведущего упасть на руки кому-либо из участников, которые образуют круг: для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый из участников должен получить возможность падать и ловить.

После завершения упражнения группа обсуждает впечатление от выполненного упражнения.

Цель упражнения:

формировать навыки психомоторного взаимодействия;

уменьшить коммуникативную дистанцию между членами группы.

docx
Додано
3 березня 2019
Переглядів
1289
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку