Тренинг для учащихся 9 класса
« Конфликты и пути выхода из них»
Цель: научить старшеклассников определять и осознавать собственные стратегии поведения в конфликтных ситуациях; формировать эффективные навыки поведения в конфликте.
Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация, мячик, ватманы с подписями и для записей ( 3 шт.), бланки с результатами тестирования, распечатки картинок с типами животных по тесту, памятки « Как решать конфликты»( по количеству участников).
Домашнее задание: до тренинга проводиться тестирование на определение стиля поведения в конфликте за тестом « Понимание пословиц».
Ход тренинга
І. Вступление
Приветствуем вас на тренинге, тема которого « Конфликты и пути выхода из них». Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Но для того, чтобы отношения не рушились каждый человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
На сегодняшнем тренинге мы рассмотрим теорию конфликта и способы выхода из него, определим свой тип поведения в конфликтной ситуации и будем учиться, как эффективно разрешать споры.
(Огласить правила тренинга).
Итак, для начала, определимся с понятием, что такое «конфликт»
Упражнение 1. « Что такое конфликт?»
Участники кидают мячик по кругу и одним словом говорят, что такое конфликт по их мнению.
ІІ. Основная часть
Слово « конфликт» в переводе с лат. «столкновение». Конфликт – это противодействие субъектов ( сторон) по поводу возникшего противоречия.
СТОРОНА ------ ОБЪЕКТ ------СТОРОНА
І---------------------------------------------------------І
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ
- Что может стать причиной конфликта?
( участники называют возможные причины: деньги, люди, власть, недвижимость и др.)
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ
( УДАЧНЫЙ МОМЕНТ, КОГДА
УЖЕ НЕ СДЕРЖИВАЕШЬСЯ И
ВСЕ ВЫПЛЕСКИВАЕШЬ)
Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть терию конфликта в необычной интерпретации. Это фрагмент м/ф « Контакты. Конфликты» ( авторы – Е.Гамбург, А. Еегидес; текст – М. Жванецкий; киностудия Союзмультфильм, 1987 г.)
( Обсуждение)
Упражнение 2. « Конфликт» ( ассоциации) + « Негативные и позитивные стороны конфликта»
А) чаще всего конфликт оценивается людьми негативно.
Какие негативные стороны конфликта вы можете назвать?
( записывают на ватмате)
Б) Однако конфликты, при правильном регулировании, могут принести пользу, улучшить взаимоотношения, т.е. иметь позитивные последствия.
Давайте подумаем и назовем позитивные ассоциации. Какие позитивные стороны можно найти в конфликте?( записывают на ватмате)
Каждому из нас приходилось бывать в конфликтной ситуации, на которую мы реагировали тем или иным способом. Давайте рассмотрим примеры.
Упражнение 3. « Я бы…»
Зачитываются любые примеры конфликтной ситуации и участники должны продолжить фразу, чтобы они сделали .
У всех совпал ответ? Возможно, кто-то поступил бы иначе?
Каждый человек в конфликте имеет свою стратегию поведения.
( Озвучиваются результаты тестирования « Понимание пословиц». Раскрыватся черты того или иного стиля поведения в конфликте:
ІІІ. Заключительная часть
В заключении нашего тренинга я хотела бы прочитать вам одну притчу.
Притча « О Заборе»
Обсуждение.
Спасибо всем за внимание и участие. Кто хочет всказать свое мнение? Что нового узнали? Что понравилось? Что оказалось больше всего сложным и непонятным? Общее впечатление о тренинге?
( раздача памяток)