Тренінг Школи Лідерів "Основні закони лідерства"

Про матеріал

Этот тренинг будет интересен педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям в летних лагерях. Апробирован много раз и всегда проходил успешно.

Перегляд файлу

Школа лидеров

 

Форма проведения:  тренинг

Участники: члены парламента школы

 

Цель:

  • Обучение навыкам социальной активности.
  • Формирование навыков работы руководителя.
  • Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
  • Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.

 

 

Ход занятия

 

  1. Ожидания участников

 

На ватмане нарисована гора. Педагог-организатор объясняет, что это гора знаний о лидерстве. Каждый участник прикрепляет к горе свою звездочку, показывая уровень знаний по данной теме.

 

  1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»

 

Участники вместе с тренером встают в круг, взявшись за руки. Каждый поочередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, _______ (имя)! Ты -лидер!»

 

  1. Свободный микрофон: «Лидер – это…»

 

Участникам предлагается по кругу продолжить фразу: «Лидер – это…»

 

Педагог-организатор: Лидер в переводе с англ. яз. означает “вести за собой, возглавлять». Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он – воплощенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи. Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и увлечь людей конкретной идеей.

Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать лидер?

  1. Портрет лидера

Участникам предлагается список с 30 качествами характера человека. Задание: выбрать 5 наиболее важных из них, записать их на стикерах и прикрепить к изображенному на ватмане силуэте человека с надписью «Лидер».

Тренер зачитывает все ответы в порядке их значимости: сначала качества, которые назвали большое количество участников, затем – меньшее и т.д.

  1. Упражнение «Слепая геометрия»

 

Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.

 

 

  1. Основные законы лидера

 

Закон 1.  Будь примером во всем!

  • Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.
  • Обладай мудростью, мужеством, решимостью, энтузиазмом, но и скромностью.

 

  • Будь дисциплинированным! Быть успешным значит быть дисциплинированным. Чтоб победить в соревнованиях, спортсмен должен обладать дисциплиной. Она необходима и капитану, и пианисту, и студенту. Это обязательное требование для человека, намеривающего реализовать свои цели и мечты. В жизни и в работе  без дисциплины невозможно добиться значительных успехов, результатов.

 

  • Держи свое слово! Лидер всегда должен выполнять свои обещания.   Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.
  • Проявляй дружелюбие, твердость, справедливость. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

 Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.

  • Будь оптимистом!

Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться,    чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям радоваться жизни – один из драгоценных даров.

 

Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.

 

Упражнение «атомы-молекулы»

Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.

 

 

Закон 2. Умей слушать и говорить. Будь хорошим собеседником и оратором!

Педагог-организатор. Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.                                                               Граф Найтингел

 

 

Упражнение «Ораторское искусство»

Двум добровольцам предлагается высказать свою точку зрения за 1 минуту по данной теме. На подготовку дается 2 минуты.

Советы «Как научиться слушать людей».

  •       Задавайте вопросы.
  •       Смотрите собеседнику в глаза.
  •       Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты.
  •       Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник.
  •       Не спешите с выводами.
  •       Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним.
  •       Посвящайте собеседнику всё свое внимание.

 

Заслушивание ораторов. Вопрос к учащимся: какой оратор был убедительней? Почему?

 

Закон 3.   Уважай мнение каждого члена команды!

Понятие лидерства держится на трех китах:

ЛИДЕР                  КОМАНДА                      ДЕЛО, что составляет единое трио.

Лидер побеждает, только опираясь на помощь команды. В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.

Задание: выполнить предлагаемые действия, не задавая вопросов.

Инструкция: возьмите лист, сложите его пополам и оторвите левый верхний угол. Сложите лист опять вдвое и оторвите левый верхний угол. Сложите лист еще раз и в третий раз оторвите левый верхний угол.

Разверните свои листы. Одинаковые ли получились фигуры? Почему?

Вывод:  выполняя одно и то же задание, каждый из вас может подойти к нему по-своему. И чем больше вариантов решений, тем лучше. В этом и проявляется творческий подход к делу. Задача лидера – выслушать все предложения и отобрать наиболее интересные из них, аргументировав свой выбор. При этом ни в коем случае нельзя дискредитировать чьи-либо идеи.

 

Памятка лидеру:

  • Проявляй заботу о команде.

 Когда Бог создал человека, он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Тем самым заложил в нас потребность иметь личные отношения, дружбу. Ведь разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое. 

  • Поощряй за малейшие достижения.

Успех команды лидер воспринимает как норму. Внушает каждому: «Ты способен на большее».

  • Принимай других такими, какие они есть.

Научитесь принимать других такими, каковы они на самом деле – со всеми их недостатками. Главный принцип лидера: перед ним все равны.

Закон  4. Принимай ответственные решения!

Тренер:  Каков смысл высказывания «Гром хорош, гром впечатляет, но только молния освещает все небо»? (Дети отвечают, обсуждаются ответы, вывод).

  •       Лидер – человек действия. Чтобы стать таким, нужно овладеть искусством принятия решений. Ваша зрелость в качестве лидера растёт вместе с умением принимать ответственные решения.
  •       Истинные лидеры обладают мужеством действовать в ситуации, когда другие колеблются.
  •       Необходимо, насколько это возможно, привлекать к принятию решений свою команду. Запрашивайте идеи, предложения, замечания прежде, чем принять важные решения. Это ведёт к приверженности общим интересам.
  •       Если вы хотите, чтобы за вами шли другие, развивайте в себе качества решительного лидера.

 

Игра «Воздушный шар»

  •       (развитие умения коллективного принятия решений)
  •       Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 5 минут.

Список вещей:

  •       Золото, драгоценности 100гр.
  •       Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.
  •       Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.
  •       Полезные книги про все 12 кг.
  •       Консервы 10 кг.
  •       Топоры, ножи, лопаты 15 кг.
  •       Питьевая вода 10 л.
  •       Аптечка 3 кг.
  •       Винтовка с запасом патронов 10 кг.
  •       Шоколад 7 кг.
  •       Очень большая собака 50 кг.
  •       Рыболовные снасти 0,5 кг.
  •       Мыло, шампунь, зеркало 2кг.
  •       Теплая одежда и спальники 50 кг.
  •       Соль, сахар, витамины 4 кг.
  •       Канаты, веревки 10 кг.

 

Закон 5.  Самосовершенствуйся!

 

Истинный успех приходит только благодаря упорному труду. Успех лидера в том, что у него есть мечты, труд, труд и еще раз труд.   Научитесь любить труд!

Не менее важным качеством каждого лидера является самосовершенство! Совершенство- это стремление быть лучшим во всех своих начинаниях. Оно не приходит само по себе. Наши цели определяют наше будущее, и хотя нам не всегда удается их достичь, именно они помогают нам развиваться и совершенствоваться. Ведь, если нам не удается что-то сделать, мы ищем другие способы достижения цели. Великие лидеры не останавливаются на достигнутом. Они постоянно стремятся к достижениям более высокого уровня.

 

Лидер развивает в себе способности руководителя.

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных  лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Упражнение «Самооценка лидерских качеств»

 

Задание:  участникам предлагается подумать и написать на стикерах, вырезанных в виде семян, те лидерские качества, которые у них есть. Эти стикеры прикрепляются на поднос и объясняется, что это – поле, куда мы сеем эти семена. Но чтобы из них получились красивые цветы, необходимо самосовершенствоваться, развивать в себе эти качества.

 

Далее предлагается написать на черном листочке те, качества, которые мешают стать участникам лидерами. После этого предлагается каждому участнику порвать свой листочек, тем самым начиная борьбу с этими качествами. Все обрывки собираются в символический мусорный пакет.

 

Ожидания участников.

Вопрос: Реализовались ли ваши ожидания? Узнали ли вы что-то новое на нашем занятии? Научились ли чему-нибудь? Покажите это на нашей символической горе лидерства.

(Участники изменяют положение своих звездочек на «горе лидерства»)

 

В заключение можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:

 

Если вы можете держать голову

высоко, когда все вокруг теряют

головы…

 

Если вы можете справиться

с успехом и провалом…

 

Если вы умеете молниеносно

действовать, и умеете ждать и не

уставать от ожидания…

 

Если вы можете поставить на

карту все свои победы, и

проиграть,  и начать все сначала…

 

Если вы можете заставить сердце,

мускулы и нервы служить вам долго…

 

Если вы можете заполнить одну

быстролетящую минуту

шестьюдесятью секундами смысла…

 

Тогда земля и все на ней – ваше!

 

1

 

doc
Додано
29 липня 2018
Переглядів
1216
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку