Этот тренинг будет интересен педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям в летних лагерях. Апробирован много раз и всегда проходил успешно.
Школа лидеров
Форма проведения: тренинг
Участники: члены парламента школы
Цель:
Ход занятия
На ватмане нарисована гора. Педагог-организатор объясняет, что это гора знаний о лидерстве. Каждый участник прикрепляет к горе свою звездочку, показывая уровень знаний по данной теме.
Участники вместе с тренером встают в круг, взявшись за руки. Каждый поочередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, _______ (имя)! Ты -лидер!»
Участникам предлагается по кругу продолжить фразу: «Лидер – это…»
Педагог-организатор: Лидер в переводе с англ. яз. означает “вести за собой, возглавлять». Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он – воплощенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи. Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и увлечь людей конкретной идеей.
Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать лидер?
Участникам предлагается список с 30 качествами характера человека. Задание: выбрать 5 наиболее важных из них, записать их на стикерах и прикрепить к изображенному на ватмане силуэте человека с надписью «Лидер».
Тренер зачитывает все ответы в порядке их значимости: сначала качества, которые назвали большое количество участников, затем – меньшее и т.д.
Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.
Закон 1. Будь примером во всем!
Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.
Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться, чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям радоваться жизни – один из драгоценных даров.
Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.
Упражнение «атомы-молекулы»
Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.
Закон 2. Умей слушать и говорить. Будь хорошим собеседником и оратором!
Педагог-организатор. Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.
Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой. Граф Найтингел
Упражнение «Ораторское искусство»
Двум добровольцам предлагается высказать свою точку зрения за 1 минуту по данной теме. На подготовку дается 2 минуты.
Советы «Как научиться слушать людей».
Заслушивание ораторов. Вопрос к учащимся: какой оратор был убедительней? Почему?
Закон 3. Уважай мнение каждого члена команды!
Понятие лидерства держится на трех китах:
ЛИДЕР КОМАНДА ДЕЛО, что составляет единое трио.
Лидер побеждает, только опираясь на помощь команды. В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.
Задание: выполнить предлагаемые действия, не задавая вопросов.
Инструкция: возьмите лист, сложите его пополам и оторвите левый верхний угол. Сложите лист опять вдвое и оторвите левый верхний угол. Сложите лист еще раз и в третий раз оторвите левый верхний угол.
Разверните свои листы. Одинаковые ли получились фигуры? Почему?
Вывод: выполняя одно и то же задание, каждый из вас может подойти к нему по-своему. И чем больше вариантов решений, тем лучше. В этом и проявляется творческий подход к делу. Задача лидера – выслушать все предложения и отобрать наиболее интересные из них, аргументировав свой выбор. При этом ни в коем случае нельзя дискредитировать чьи-либо идеи.
Памятка лидеру:
Когда Бог создал человека, он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Тем самым заложил в нас потребность иметь личные отношения, дружбу. Ведь разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.
Успех команды лидер воспринимает как норму. Внушает каждому: «Ты способен на большее».
Научитесь принимать других такими, каковы они на самом деле – со всеми их недостатками. Главный принцип лидера: перед ним все равны.
Закон 4. Принимай ответственные решения!
Тренер: Каков смысл высказывания «Гром хорош, гром впечатляет, но только молния освещает все небо»? (Дети отвечают, обсуждаются ответы, вывод).
Игра «Воздушный шар»
Список вещей:
Закон 5. Самосовершенствуйся!
Истинный успех приходит только благодаря упорному труду. Успех лидера в том, что у него есть мечты, труд, труд и еще раз труд. Научитесь любить труд!
Не менее важным качеством каждого лидера является самосовершенство! Совершенство- это стремление быть лучшим во всех своих начинаниях. Оно не приходит само по себе. Наши цели определяют наше будущее, и хотя нам не всегда удается их достичь, именно они помогают нам развиваться и совершенствоваться. Ведь, если нам не удается что-то сделать, мы ищем другие способы достижения цели. Великие лидеры не останавливаются на достигнутом. Они постоянно стремятся к достижениям более высокого уровня.
Лидер развивает в себе способности руководителя.
Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.
Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.
Упражнение «Самооценка лидерских качеств»
Задание: участникам предлагается подумать и написать на стикерах, вырезанных в виде семян, те лидерские качества, которые у них есть. Эти стикеры прикрепляются на поднос и объясняется, что это – поле, куда мы сеем эти семена. Но чтобы из них получились красивые цветы, необходимо самосовершенствоваться, развивать в себе эти качества.
Далее предлагается написать на черном листочке те, качества, которые мешают стать участникам лидерами. После этого предлагается каждому участнику порвать свой листочек, тем самым начиная борьбу с этими качествами. Все обрывки собираются в символический мусорный пакет.
Ожидания участников.
Вопрос: Реализовались ли ваши ожидания? Узнали ли вы что-то новое на нашем занятии? Научились ли чему-нибудь? Покажите это на нашей символической горе лидерства.
(Участники изменяют положение своих звездочек на «горе лидерства»)
В заключение можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:
Если вы можете держать голову
высоко, когда все вокруг теряют
головы…
Если вы можете справиться
с успехом и провалом…
Если вы умеете молниеносно
действовать, и умеете ждать и не
уставать от ожидания…
Если вы можете поставить на
карту все свои победы, и
проиграть, и начать все сначала…
Если вы можете заставить сердце,
мускулы и нервы служить вам долго…
Если вы можете заполнить одну
быстролетящую минуту
шестьюдесятью секундами смысла…
Тогда земля и все на ней – ваше!
1