Урок по теме: "Звуки и буквы"

Про матеріал
Материал урока предназначен для школ с украинским языком обучения (начало изучения с 5 класса) и рассчитан на использование его в классах с различным уровнем учебных достижений.
Перегляд файлу

Тема: Звуки и буквы

Цель: ознакомить  учащихся с буквенным составом алфавита русского языка, различиями между русской и украинской азбукой, учить воспринимать устную и письменную речь в соответствии с ситуацией речевого общения; развивать навыки письменной и устной речи, память, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь и уважение к русскому языку, стремление к его изучению.

Прогнозируемые результаты:  учащиеся знают, чем отличается русский алфавит от украинского; правильно называют буквы русского алфавита.

Оборудование: учебные тексты, иллюстрации на тему «Алфавит», карточки с заданиями, таблицы.

Тип урока: урок приобретения новых знаний с использованием элементов интерактивных методов обучения и технологии развития критического мышления.

Ход урока

І. Этап введения в языковую среду

ІІ. Актуализация опорных знаний

 1.    «Мозговой штурм»:

 – Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?

 – Для чего же нужен язык человеку?

 – Что нам нужно делать для того, чтобы совершенствовать свои знания о языке?

2. Проверка домашнего задания

3. Словарный диктант

        Зной, лапки, сапожки, весело, опушка, завалинка, град, лёд, дождь, рассказ, рябинка.

ІІІ. Объявление темы  и заданий урока.  Мотивация учебной деятельности

  1. Слово учителя (лингвистическая сказка):

    Давным-давно, когда ещё и людей не существовало, была на Земле маленькая страна. Находилась она на острове посредине океана. Называлась эта страна – Алфавития. Жили там очень забавные маленькие существа – буквы. Они умели произносить только свои имена. Буква «Я» всё время кричала: «Я! Я! Я!». Из неё вылетали два звука [й] и  [а]. А буква «Ш» шипела как змея звуком  [ш]. Когда им нужно было что-то купить, они вместе шли в «Магобук» (магазин). Там все выстраивались в нужное слово и получали то, что хотели. Скажу вам по секрету – ели буквы только чернила. Вот и всё, что дошло до наших дней об этой удивительной стране. Ой! Чуть не забыла самое главное! Когда на земле появились люди и начали развиваться, буквы решили им помочь и стали их лучшими друзьями. Сначала они произносили звуки, позже стали складывать слова. И, наконец, появилась грамота.

       И сегодня мы познакомимся с жителями страны Алфавитии, узнаем, чем отличаются азбуки русского и украинского языков, научимся правильно называть буквы русского алфавита.

ІV. Восприятие и усвоение  учебного материала

  1. Работа с учебником: с. 46 упражнение 148
  2. Приём «Ромашка Блума»: (сравнительный анализ буквенного состава русского и украинского языков)

 – Рассмотрите внимательно русский алфавит и скажите, сколько в нем букв.

 – Сколько букв в украинском алфавите?

 – Какими буквами различаются русский и украинский алфавиты?

 – На какие две группы делятся буквы русского алфавита?

 – Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их.

 – Сколько гласных звуков? Назовите их.

 – Как различают звуки и буквы?

  1. Работа с учебником: упражнение 150
  2. Слово учителя

- Ребята, все вы знаете о том, что буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а]. Обычно одна буква обозначает на письме один звук. Например: дым [дым ] – в слове три буквы и три звука. Бывает и так, что один и тот же звук обозначается двумя разными буквами. В словах род и рот, пруд и прут в конце произносится звук [т], который обозначается двумя буквами т, д. Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например: слово чижи имеет две буквы и, обозначающие звуки [и], [ы]. Отсюда можно сделать вывод, что в русском языке написание и произношение слов не всегда совпадает.

   Хочу вам, ребята, еще сказать о том, что в русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков. Это ъ и ь. Например: ночь – [ноч' ] – в слове четыре буквы и три звука. Бывает, что в устной речи произносится один звук, а на письме он передаётся двумя буквами. Например: в слове день буквами н и ь обозначен мягкий согласный [н]. Это первая роль ь – обозначение мягкости согласных. Вторая роль ь заключается в том, что после него буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, а именно: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Например: п[йэ]са, л[йо]т, пол[йу], сем[йа]. А буква ъ употребляется только для разделительного произношения, например: подъём, съехать, объявление, предъюбилейный.

    И ещё один секрет хочу вам открыть, ребята. Это касается букв е, ё, ю, я. Оказывается, что иногда эти буквы на письме обозначают один звук, а иногда – два. Если медленно произнести слова мел, мял, люк, лёд, вы услышите в начале каждого слова мягкий согласный звук, а затем гласный:[м' э], [м' а],[л' у],[л' о]. Значит, буквы е, ю, ё, я обозначают, что согласный, после которого они стоят, – мягкий. Есть у этих букв и другая роль. Произнесите слова ель, ёлка, юла, яблоко. Какие звуки вы произносите в начале слова? Это звуки: [йэ],[йо], [йу], [йа]. Каждая пара звуков на письме обозначается соответственно буквами е, ё, ю, я.

V. Закрепление изученного материала.

 1. Чтение с остановками:  прочитайте выразительно текст; найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

     Наш алфавит придумали болгарские просветители Кирилл и Мефодий. Это было в девятом веке – более тысячи лет назад! Буквы того, древнего алфавита немного отличались от современных. Каждая буква имела своё название. По имени Кирилла нашу азбуку часто называют кириллицей. Кириллицей пишут теперь болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы и многие другие народы. В Болгарии каждый год празднуют день славянской письменности.

2. Игра «Выбери меня. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А. Майкова «Осень». Найдите и прочитайте слова с ь. Определите роль ь.

 С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать.

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

 3. Работа в группах.Задание:

1 группа – выписать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук; 

2 группа – выписать слова, в которых буквы е, ю, ё, ю, яобозначают два звука. 

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист;

Осинник жёлтый бьёт тревогу.

Осыпался с берёзы лист. 

  1. Орфографическая минутка: запишите и запомните слова

Алфавит, видим, пишет, письменность, старославянская, кириллица, родной, Киевская Русь.

VІ. Подведение итогов урока

  1. Метод «Микрофон»

 – Что нового вы узнали на уроке?

 – Что вам понравилось?

 – А что вам не понравилось? 

VII. Домашнее задание. Выучить алфавит, выполнить упражнения 153, 155.

 

 

docx
Додано
16 лютого 2022
Переглядів
787
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку