Мета уроку: Знайомство учнів з тим, як дикі тварини готуються до зими; показати зв'язок їх життя зі станом рослин і неживої природи взимку.
Урок - проект з предмету "Я і Україна" у 2 класі
« Як тварини готуються до зими.»
Підготувала:
Білик Віра Михайлівна,
вчитель початкових класів,
Кваліфікаційна категорія «спеціаліст вищої категорії», педагогічне звання
«учитель – методист».
Тема урока: Как животные готовятся к зиме.
Цель урока: Знакомство учащихся с тем, как дикие животные готовятся к зиме; показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой.
Задачи: Развитие внимания, памяти, логического мышления, связной речи. Воспитание интереса и любви к животным, уважительное и бережное отношение к природе. Создание комфортных психолого-педагогических и санитарно-гигиенических комфортных условий для детей.
Оборудование: Мультимедийная доска, карточки, ребусы, шапки Де Боно, маски животных, лесные дары (шишки, же луди, орехи, каштаны)
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент .
“Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам
- Доброе утро! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым….
Доброе утро длится до вечера”.
Наш урок мы начинаем с вами
Ученик: А займемся мы сегодня серьёзными делами.
Учитель: Ну значит времени мы с вами не теряем
И урок «Я и Украина»- начинаем.
1. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и других органов (здоровьесберегающие технологи)
Учитель: Ребята, а какой сегодня день недели? (Среда.)
Среда – это розовый цвет. Цвет тепла, воли и силы. Символизирует нежность, теплоту, процветание. Лечит щитовидную железу, астму, ревматизм.
Давайте подготовим необходимые для работы органы, чтобы было хорошее кровообращение. Сделайте глубокий вдох и на выдохе проговариваем:
[ н ] – подготовим к работе наш мозг
[ ж ] – сердце и лёгкие
[ р ] – весь организм к работе.
( эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза)
Молодцы, садитесь. А теперь вы готовы: Не просто слушать, а и слышать,
Не просто смотреть, а и видеть,
Не просто отвечать, а и думать,
Вместе и дружно работать.
2. Фенологические наблюдения.
А теперь нам еще и наш синоптик расскажет нам про этот день.
Синоптик. Сегодня среда 7 декабря 2011 года. Утром температура воздуха была ____ градусов, ветер _________________, на улице стало холоднее.
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Психологическая комфортность. Релаксация (здоровьесберегающие технологии). Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, над какой темой мы работали последние дни? (Осень)
Да, правильно, закончилось владение осени. Последние листочки она раздала. И я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный осенний лес. Сядьте ребята удобно, закройте глазки, расслабьтесь. Возьмите мешочек ароматерапии, вдохните аромат осеннего леса, (Слайд, музыка)
Полюбуемся красками золотой осени. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
А как пахнет в осеннем лесу! Вдохните глубоко этот горьковатый аромат!
Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.
Я считаю до трех …….
Открыли глазки. Вот мы и в осеннем лесу.
Голос леса: Внимание! Внимание! Говорит лес! Говорит лес! Это мы могучие деревья! Это мы маленькие веточки! Наступают сильные морозы, снегопады, метели, приближаются жгучие ветра, надвигается лютая зима! Все ли животные готовы к встрече зимы? Все ли хорошо подготовились? Внимание! Внимание! Говорит лес! Говорит лес!
(фрагмент из мультфильма как звери все бегут).
Учитель: Ребята. Посмотрите, как забегали все животные, с чего бы это? Тогда вы мне можете сказать, над какой темой мы сегодня будем работать? (Как животные готовятся к зиме).
- А почему именно эта тема? (Две недели работали над этим проектом)
- У вас на партах лежат дары леса – орешки, шишки, рябина, калина. Чем больше вы заработаете их на уроке, тем легче будет выжить животным в зимний период. Не забывайте себя оценивать, за каждый правильный ответ.
VІ. Актуализация опорных знаний.
А узнать как подготовились животные к зиме нам помогут эти волшебные шляпы. Вы были поделены на группы, и каждая группа выполняла своё задание.
Выходите, маленькие волшебники, надевайте шляпы и расскажите нам, какие задания выполняла ваша группа.
- Я волшебник в белой шляпе. Наша группа начинала все с белого листа бумаги.
- Я волшебник в жёлтой шляпе. Мы искали все положительное.
- Я волшебник в черной шляпе. Мы искали негативную информацию.
- Я волшебник в красной шляпе. Мы определяли чувства и эмоции.
- Я волшебник в зеленой шляпе. Мы искали что-то новое, интересное, неизвестное.
Учитель: А я волшебница в синей шляпе. Я корректировала, анализировала вашу информацию, делала выводы.
VІІ. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Учитель: Группа белой шляпы, расскажите, что вы нам подготовили?
1 ученик. Нам нужно было выяснить, что делают животные с наступлением зимы.
Зима самое холодное время года.
Замерзает почва и водоёмы.
Приходят морозы.
Земля покрывается снежным покровом.
Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
2 ученик. Под снегом спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях. И поэтому зверям очень трудно найти корм. Но есть звери, которые зимой не спят, а используют свои запасы, которые заготовили ещё с лета. Это белка и мыши.
3 ученик. Отгадайте по следам, какие звери не спят зимой, а ищут корм?
Лиса лось волк
Кабан заяц
Отгадайте загадки, кто же спит зимой?
Хозяин лесной Там, где сосен сильный запах,
Просыпается весной, В чаще леса в тишине,
А зимой под снежный вой Положив на брюхо лапу,
Спит в избушке снеговой. (Медведь). Сплю я только на спине. (Барсук)
Правильно, спят зимой медведи и барсуки. Они нагуливают жир, чтобы хватило его на зимний сон.
4 ученик. Впадают в спячку. Ежи, лягушки, черепахи, змеи, на зиму залегают в спячку. Дышат они при этом кожей. Они могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда.
Молодцы, очень интересно.
Учитель: Группа желтой шляпы, вам предоставляется слово.
1 ученик: Мы искали положительные изменения в жизни животных с приходом зимы. И подготовили фотоальбом.
С наступлением зимы все преобразовывается до неузнаваемости и даже животные:
- Зайчик меняет свою серую шубку на белую, чтобы быть незаметным на белом снегу. Белочка свою рыжую шубку меняет на серо-голубую.
- У лисиц шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.
- Медведь к зиме становится толстым и красивым, потому что нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат.
- Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Учитель: Сколько интересного вы нам рассказали.
А теперь предоставляем слово группе черной шляпы.
1 ученик: Нам нужно было найти информацию о негативном влиянии зимних погодных условий на животных. Мы составили паутинку:
- голод, как результат затруднения поиска и добычи пищи;
- холод, как следствие переохлаждения;
- асфиксия (удушье) под толстым слоем снега и льда;
- Перелет и кочевки - суровая школа борьбы, лишений, риска и смертельной опасности для птиц;
- Время установления снежного покрова во многом сказывается на благополучии многих птиц и зверей. Очень неуютно чувствуют себя перелинявшие зайцы-беляки, если снег выпадает с запозданием.
Учитель: Спасибо, большое. Интересная информация.
А сейчас слово предоставляем группе красной шляпы.
1 ученик: Красный цвет это чувства и эмоции. Очень выразительно эти чувства передают художники, композиторы, поэты, писатели. А сейчас на некоторое время мы превратимся в лесных жителей и проведем лесное собрание, которое будет сопровождаться рисунками наших юных художников.
Медведь:
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом.
-Отвечайте, звери, мне,
Вы готовы ли к зиме?
Лиса:
-Да, - ответила лисица, -
Я связала рукавицы,
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заяц:
-А у меня есть валенки, -
Отвечал ему заинька, -
Что мне вьюга, да метель
Хочешь, Мишенька примерь.
Белка:
Смотрит белка из дупла;
-Я орешков припасла,
Высоко мое дупло
Там и сухо и тепло,
Ежик:
Вылез ежик из листвы:
-Про меня забыли вы,
Здесь в кустах моя избушка,
А в избе грибов кадушка.
Волк:
-А мне запасы не нужны,
Протяну я до весны.
Медведь:
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он,
И увидел сладкий сон.
2 ученик: Мы для вас ещё проведем физкультминутку.
Учитель: Спасибо, большое. А что же нам расскажет группа зелёной шляпы.
1 ученик: Наша группа искала интересное и неизвестное. Нам было трудно, но но мы все же нашли.
Мы узнали, что муравьи, не замерзают даже тогда, когда очень холодно, минус 30 градусов и больше. Почему? (С осени в их теле накапливается глицерин. Именно эта вязкая жидкость спасает муравьев от морозов).
Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет? ( Только он не сосет её, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё причмокивает губами)
Собирает ли ёжик на зиму яблоки? (Яблоки ёж не ест. Яблоки же необходимы ему исключительно в гигиенических целях. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей.)
Какой основной зимний корм лисиц? Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей. (Видео фрагмент)
Учитель. И ваша группа нам рассказала много интересного. Да, ребята, вы поняли, что в природе все взаимосвязано и невозможно разделить на главное и второстепенное, положительное и отрицательное. Все важно, все нужно и я надеюсь, что вы это все поняли.
VІІІ. Обобщение и систематизация знаний.
- А как вы это поняли, сейчас я проверю, и мы поиграем в одну игру «Волшебный кубик». На этом кубике есть вопросы от каждой шляпы, на которые вы должны ответить.
- И первый ход я делаю к …………………….
Белая грань – Какие изменения у животных называются линькой?
Жёлтая грань – Какие птицы выводят зимой потомство?
Чёрная грань – Какие зимние погодные условия негативно влияют на животных? Красная грань – Кто зимой не спит, а ищет себе корм?
Зелёная грань – Собирает ли ежик на зиму яблоки?
Синяя грань – Какой основной зимний корм лисиц?
- Молодцы, вы новый материал очень хорошо усвоили. И мы смело можем сказать, что ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЫ К ЗИМЕ!
Учитель: Ребята, вспомните пожалуйста, что говорил нам лес, какая зима приближается? (лютая, холодная). Всем животным и так не сладко приходиться в зимнюю стужу. А давайте выполним несколько заданий, и закроем в снежном замке сильные морозы, снегопады, метели, жгучие ветра, и сделаем зиму мягкой, пушистой, теплой, что бы все животные перезимовали без потерь.
Сначала нам нужно подняться по волшебной лестнице. И выполнить первое задание.
- Молодцы, поднимаемся по лестнице к замку.
1. Работа в группе.
Теперь каждой группе нужно подобрать ключ к замку разгадав ребусы, чтобы закрыть в снежном замке явления природы, которые осложняют жизнь животным в лесу.
1 группе: сильные морозы;
2 группе: снегопады; Ребусы
3 группе: метели;
4 группе: жгучие ветра.
Проверка.
- Молодцы! Посмотрите какой доброй стала зима. Я думаю, что животные будут вам благодарны. Но все равно ваша помощь им зимой понадобиться.
2. Работа в паре.
Что вы можете сделать, чтобы помочь перезимовать птицам и животным?
Соедините стрелочками нужное высказывание со словами.
Птицы
-нужно сделать кормушки;
- заморозить хлеб или крошки в морозилке;
- заготовить ягоды рябины, кусочки сала, пшено;
Животные
- подрубать молодые осины, ветки рябины и осины;
- оставлять корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди;
- класть на пеньки соль.
ІX. Итог урока.
- И с этим заданием вы справились. А теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке, сколько даров леса каждый насобирал. Молодцы! Значит, я могу сделать вывод, что животные зимой голодные не будут.
И они в долгу перед вами не остались, в благодарность за вашу работу они прислали вам вот эту корзину с угощением.
Но перед тем как я вам её раздам, продолжите предложение:
«Я узнал……….»
«Я повторил………»
«Я удивился………..»
«Я запомнил………..»
- Молодцы!