Урок - проект з предмету "Я у світі" у 3 класі « Як тварини готуються до зими.»

Про матеріал

Мета уроку: Знайомство учнів з тим, як дикі тварини готуються до зими; показати зв'язок їх життя зі станом рослин і неживої природи взимку.


Перегляд файлу

 

Урок - проект з предмету "Я і Україна" у 2 класі

« Як тварини готуються до зими.»

 

 

http://www.pashastik.ru/uploads/posts/2011-11/1321789613_winterscrappreview.jpg 

Підготувала:

Білик Віра Михайлівна,

вчитель початкових класів,

Кваліфікаційна категорія «спеціаліст вищої категорії», педагогічне звання

 «учитель – методист».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Как животные готовятся к зиме.

Цель урока: Знакомство учащихся с тем, как дикие животные готовятся к зиме; показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой.

         Задачи: Развитие внимания, памяти, логического мышления, связной речи. Воспитание интереса и любви к животным, уважительное и бережное отношение к природе. Создание комфортных психолого-педагогических и санитарно-гигиенических комфортных условий для детей.

Оборудование: Мультимедийная доска, карточки, ребусы, шапки Де Боно, маски животных, лесные дары (шишки, же луди, орехи, каштаны)

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный  момент .

“Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам
- Доброе утро! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым….
Доброе утро длится до вечера”.

 

               Наш урок мы начинаем с вами

Ученик: А займемся мы сегодня серьёзными делами.

Учитель: Ну значит времени мы с вами не теряем

                 И урок «Я и Украина»- начинаем.

 

1. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и других органов (здоровьесберегающие технологи)

 

Учитель: Ребята, а какой сегодня день недели? (Среда.)

 Среда – это розовый цвет. Цвет тепла, воли и силы. Символизирует нежность, теплоту, процветание. Лечит щитовидную железу, астму, ревматизм.

Давайте подготовим необходимые для работы органы, чтобы было хорошее кровообращение. Сделайте глубокий вдох и на выдохе проговариваем:

IMG_0095

[ н ] – подготовим к работе наш мозг

[ ж ] – сердце и лёгкие

[ р ] – весь организм к работе.

 

( эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза)

 

Молодцы, садитесь. А теперь вы готовы: Не просто слушать, а и слышать,

                                                                       Не просто смотреть, а и видеть,

                                                                       Не просто отвечать, а и думать,            

                                                                       Вместе и дружно работать.

2. Фенологические наблюдения.

А теперь нам еще и наш синоптик расскажет нам про этот день.

Синоптик. Сегодня среда 7 декабря 2011 года. Утром температура воздуха была ____ градусов, ветер _________________, на улице стало холоднее.

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Психологическая комфортность. Релаксация (здоровьесберегающие технологии). Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята,  над какой темой мы работали последние дни?  (Осень)

Да, правильно, закончилось владение осени. Последние листочки она раздала. И я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный осенний лес. Сядьте ребята удобно, закройте глазки, расслабьтесь. Возьмите мешочек ароматерапии, вдохните аромат осеннего леса, (Слайд, музыка)

IMG_0097 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полюбуемся красками золотой осени. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

А как пахнет в осеннем лесу! Вдохните глубоко этот горьковатый аромат!

Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.

Я считаю до трех …….

Открыли глазки. Вот мы и в осеннем лесу.

 

Голос леса: Внимание! Внимание! Говорит лес! Говорит лес! Это мы могучие деревья! Это мы маленькие веточки! Наступают сильные морозы, снегопады, метели, приближаются жгучие ветра, надвигается лютая зима! Все ли животные готовы к встрече зимы? Все ли хорошо подготовились?  Внимание! Внимание! Говорит лес! Говорит лес!

(фрагмент из мультфильма как звери все бегут).

 

Учитель: Ребята. Посмотрите, как забегали все животные, с чего бы это? Тогда вы мне можете сказать, над какой темой мы сегодня будем работать? (Как животные готовятся к зиме).

- А почему именно эта тема? (Две недели работали над этим проектом)

- У вас на партах лежат дары леса – орешки, шишки, рябина, калина. Чем больше вы заработаете их на уроке, тем легче будет выжить животным в зимний период. Не забывайте себя оценивать, за каждый правильный ответ.

 

VІ. Актуализация опорных знаний.

А узнать как подготовились животные к зиме нам помогут эти волшебные шляпы. Вы были поделены на группы, и каждая группа выполняла своё задание.

IMG_0103Выходите, маленькие волшебники, надевайте шляпы и расскажите нам, какие задания выполняла ваша группа.

- Я волшебник в белой шляпе. Наша группа начинала все с белого листа бумаги.

- Я волшебник в жёлтой шляпе. Мы искали все положительное.

- Я волшебник в черной шляпе. Мы искали негативную информацию.

- Я волшебник в красной шляпе. Мы определяли чувства и эмоции.

- Я волшебник в зеленой шляпе. Мы искали что-то новое, интересное, неизвестное.

Учитель: А я волшебница в синей шляпе. Я корректировала, анализировала вашу информацию, делала выводы.

 

VІІ. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Учитель: Группа белой шляпы, расскажите, что вы нам подготовили?

IMG_01041 ученик. Нам нужно было выяснить, что делают животные с наступлением зимы.

 

Зима самое холодное время года.

        Замерзает почва и водоёмы.

 

Приходят морозы.

 

Земля покрывается снежным покровом.

 

Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

 

 

 

 

 

 

2 ученик. Под снегом спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях. И поэтому зверям очень трудно найти корм. Но есть звери, которые зимой не спят, а используют свои запасы, которые заготовили ещё с лета. Это белка и мыши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ученик. Отгадайте по следам, какие звери не спят зимой, а ищут корм?

 

 

 

Лиса                                     лось                                        волк

 

 

 

 

 

Кабан                                   заяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадайте загадки, кто же спит зимой?

Хозяин лесной                                                              Там, где сосен сильный запах,

Просыпается весной,                                                 В чаще леса в тишине,

А зимой под снежный вой                                          Положив на брюхо лапу,

Спит в избушке снеговой. (Медведь).                    Сплю я только на спине.  (Барсук)

Правильно, спят  зимой медведи и барсуки. Они нагуливают жир, чтобы хватило его на зимний сон.

4 ученик. Впадают в спячку. Ежи, лягушки, черепахи, змеи, на зиму залегают в спячку. Дышат они при этом кожей.  Они могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, очень интересно.

Учитель: Группа желтой шляпы, вам предоставляется слово.

IMG_01121 ученик: Мы искали положительные изменения в жизни животных с приходом зимы. И подготовили фотоальбом.

С наступлением зимы все преобразовывается до неузнаваемости и даже животные:

- Зайчик  меняет свою серую шубку на белую, чтобы быть незаметным на белом снегу. Белочка свою рыжую шубку меняет на серо-голубую.

- У лисиц  шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.

- Медведь к зиме становится толстым и красивым, потому что  нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат.

- Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Учитель: Сколько интересного вы нам рассказали.

А теперь предоставляем слово группе черной шляпы.

IMG_01161 ученик: Нам нужно было найти информацию о негативном влиянии зимних погодных условий на животных. Мы составили паутинку:

- голод, как результат затруднения поиска и добычи пищи;

- холод, как следствие переохлаждения;

- асфиксия (удушье) под толстым слоем снега и льда;

 - Перелет и кочевки - суровая школа борьбы, лишений, риска и смертельной опасности для птиц;

-  Время установления снежного покрова во многом сказывается на благополучии многих птиц и зверей. Очень неуютно чувствуют себя перелинявшие зайцы-беляки, если снег выпадает с запозданием.

Учитель: Спасибо, большое. Интересная информация.

 

А сейчас слово предоставляем группе красной шляпы.

1 ученик: Красный цвет это чувства и эмоции. Очень выразительно эти чувства передают художники, композиторы, поэты, писатели. А сейчас на некоторое время мы превратимся в лесных жителей и проведем лесное собрание, которое будет сопровождаться рисунками наших юных художников.

IMG_0122IMG_0121IMG_0136Медведь:
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом.
-Отвечайте, звери, мне,
Вы готовы ли к зиме?
Лиса:
-Да, - ответила лисица, -
Я связала рукавицы,
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заяц:
-А у меня есть валенки, -
Отвечал ему заинька, -
Что мне вьюга, да метель
Хочешь, Мишенька примерь.
Белка:
Смотрит белка из дупла;
-Я орешков припасла,
Высоко мое дупло
Там и сухо и тепло,
Ежик:
Вылез ежик из листвы:
-Про меня забыли вы,
Здесь в кустах моя избушка,
А в избе грибов кадушка.
Волк:
-А мне запасы не нужны,
Протяну я до весны.
Медведь:
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он,
И увидел сладкий сон.
 

2 ученик: Мы для вас ещё проведем физкультминутку.

 

Учитель: Спасибо, большое. А что же нам расскажет группа зелёной шляпы.

1 ученик: Наша группа искала интересное и неизвестное. Нам было трудно, но но мы все же нашли.

 

Мы узнали, что муравьи, не замерзают даже тогда, когда очень холодно, минус 30 градусов и больше. Почему? (С осени в их теле накапливается глицерин. Именно эта вязкая жидкость спасает муравьев от морозов).

Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет? ( Только он не сосет её, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё  причмокивает губами)

Собирает ли ёжик на зиму яблоки? (Яблоки ёж не ест. Яблоки же необходимы ему  исключительно в гигиенических целях. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей.)

Какой основной зимний корм лисиц? Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей. (Видео фрагмент)

Учитель. И ваша группа нам рассказала много интересного. Да, ребята, вы поняли, что в природе все взаимосвязано и невозможно разделить на главное и второстепенное, положительное и отрицательное. Все важно, все нужно и я надеюсь, что вы это все поняли.

 

VІІІ. Обобщение и систематизация знаний.

- А как вы это поняли, сейчас я проверю, и мы поиграем в одну игру  «Волшебный кубик». На этом кубике есть вопросы от каждой шляпы, на которые вы должны ответить.

IMG_0156- И первый ход я делаю к …………………….

Белая грань –  Какие изменения у животных называются линькой?

Жёлтая грань – Какие птицы выводят зимой потомство?

Чёрная грань – Какие зимние погодные условия негативно влияют на животных? Красная грань – Кто зимой не спит, а ищет себе корм?

Зелёная грань – Собирает ли ежик на зиму яблоки?

Синяя грань – Какой основной зимний корм лисиц?

 

- Молодцы, вы новый материал очень хорошо усвоили. И мы смело можем сказать, что ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЫ К ЗИМЕ!

Учитель: Ребята, вспомните пожалуйста, что говорил нам лес, какая зима приближается? (лютая, холодная). Всем животным и так не сладко приходиться  в зимнюю стужу. А давайте выполним несколько заданий, и закроем в снежном замке сильные морозы, снегопады, метели, жгучие ветра, и сделаем зиму мягкой, пушистой, теплой, что бы все животные перезимовали без потерь.

Сначала нам нужно подняться по волшебной лестнице. И выполнить первое задание.

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, поднимаемся по лестнице к замку.

IMG_01781. Работа в группе.

Теперь каждой группе нужно подобрать ключ к замку разгадав ребусы, чтобы закрыть в снежном замке явления природы, которые осложняют жизнь животным в лесу.

1 группе: сильные морозы;

2 группе: снегопады;                      Ребусы

3 группе: метели;

4 группе: жгучие ветра.

Проверка.

- Молодцы! Посмотрите какой доброй стала зима. Я думаю, что животные будут вам благодарны. Но все равно ваша помощь им зимой понадобиться.

 

 

2. Работа в паре.

Что вы можете сделать, чтобы помочь перезимовать птицам и животным?

IMG_0187Соедините стрелочками нужное высказывание со словами.

Птицы                                                                              

-нужно сделать кормушки;

- заморозить хлеб или крошки в морозилке;

- заготовить ягоды рябины, кусочки сала, пшено;

Животные

- подрубать молодые осины, ветки рябины и осины;

- оставлять корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди;

- класть на пеньки соль.

 

ІX. Итог урока.

- И с этим заданием вы справились. А теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке, сколько даров леса каждый насобирал. Молодцы! Значит, я могу сделать вывод, что животные зимой голодные не будут.

И они в долгу перед вами не остались, в благодарность за вашу работу они прислали вам вот эту корзину с угощением.

Но перед тем как я вам её раздам, продолжите предложение:

«Я узнал……….»

«Я повторил………»

«Я удивился………..»

«Я запомнил………..»

- Молодцы!

 

docx
Додав(-ла)
Билык Вера
Додано
30 липня 2018
Переглядів
1150
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку