Урок - туристический поход "Суффиксальный, префиксальный, префиксально - суффиксальный способы образования слов"

Про матеріал

Урок, тема которого "Суффиксальный, префиксальный, префиксально - суффиксальный способы образования слов", проходит в форме туристического похода. В ходе проведения урока ученики "поднимаются" на три вершины "Суффиксальный способ", "Префиксальный способ" и "Префиксально - суффиксальный способ".

Перегляд файлу

Отдел образования Змиевской государственной районной администрации

КЗ «Шелудьковский лицей

имени Героя Советского Союза Ефима Егоровича Кравцова»

Змиевского районного совета

Харьковской области

 

 

 

 

 

 

 

Суффиксальный, префиксальный,

префиксально – суффиксальный

способы образования слов.

(урок – туристический поход)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель

русского языка и

зарубежной литературы

Кочко Татьяна Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Тема. Суффиксальный, префиксальный, префиксально – суффиксальный способы образования слов.

Цели: образовательная: познакомить с основными способами словообразования, научить определять способ образования слова, выделять суффиксы и приставки;

развивающая: развивать умение анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление;

воспитательная: воспитывать любовь к своей стране, природе, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.

Оборудование: карта Украины, схема, карточки.

Тип урока: изучение нового материала (урок – туристический поход).

Ход урока

I. Организация учебной деятельности.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуй, ты и мы, и я!

II. Объявление темы и цели урока.

III. Мотивация учебной деятельности.

1. Учитель. Наша страна большая, красивая. У нас есть леса, степи, реки, озера, на юге Украины – Азовское и Черное море, на западе – Карпаты. И наш урок  будет проходить в необычной форме: мы пойдем в виртуальный туристический поход, но не в Карпаты, а в горы «Словообразование». На этом уроке вы узнаете о суффиксальном, префиксальном, префиксально – суффиксальном способе образования слов. Также вы узнаете о правилах поведения, которые необходимо   соблюдать в походе.

2. Сообщение о Карпатах.

Карпаты – это своего рода природный музей, самый красивый регион Украины, где уровень загрязненности окружающей среды низкий.

Протяженность украинских Карпат 280 км, а ширина – 110 км. Юго – западные склоны – крутые, а северо – восточные – пологие.

Карпаты сравнительно молодые горы, им 25 миллионов лет. Формирование гор не прекращается и сейчас. И об этом говорят медленные подъемы гор и периодические землетрясения.  Леса занимают 50 % всей площади. В  Карпатах берут свое начало 500 маленьких и больших рек. Животный мир богат и разнообразен: здесь водятся олени, лоси, косули, бурые медведи, рыси, лисицы, волки; обитает большое количество разных птиц; в реках и озерах много рыбы.

IV. Актуализация учебной деятельности.

1. Учитель. Ребята, вам хочется отправиться в поход? Тогда не будем терять времени. Сейчас утро, поэтому мы должны быстро собраться в дорогу, и для этого нам нужно сложить в рюкзаки необходимые вещи. Я предлагаю вам провести интеракцию «Микрофон», чтобы узнать все ли готовы к походу.

2. Интеракция «Микрофон».

  • Какой раздел о языке мы изучаем?
  • Из каких значимых частей состоит слово?
  • Что входит в основу слова?
  • Что не входит в основу слова?
  • Почему окончание не входит в основу слова?
  • Что мы можем узнать о слове, выделив окончание?
  • Почему суффикс, корень, префикс называют значимыми частями слова?
  • Суффикс, корень, префикс может изменяться, как окончание?
  • Назовите самую главную значимую часть слова.
  • Какая значимая часть слова находиться перед корнем?
  • Какая значимая часть слова находиться после корня?
  • Как  называются слова, которые имеют один и тот же корень?
  • Могут ли быть однокоренными падежные формы слова?
  • Допускается ли в русском языке чередование гласных в корнях слов?
  • Бывают ли слова с нулевым окончанием?
  • Зачем в школе изучается раздел науки о языке «Словообразование»?

3. Учитель. Во всех гор есть основание, на котором они стоят. Так и слова имеют свой  фундамент – это корень. Но следует помнить, что корни неодинаковы, они различаются минимальным значением.  А так как у нас туристический поход, то нам необходимо разбить лагерь для стоянки. Корни будут «палатками». Нам нужно определить какие палатки можно ставить, а какие – нельзя. И для этого мы выполним следующее задание.

4. Игра «Четвертое лишнее»

Водный, подводный, водоем, переводчик.

Топот, растопка, топливо, истопник.

Мера, измерять, замер, замереть.

Городить, город, пригород, городской.

V. Работа над темой урока.

1. Учитель. Мы закрепились у подножья наших гор «Словообразование». Теперь начнем наш подъем на первую вершину, которая называется «Суффиксальный способ». Чтобы покорить данную вершину, предлагаю вам выполнить следующие задания.

А) От данных слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов образуйте слова, запишите их, выделите суффиксы.

Сад, изюм, солома, паутина, шар, платок, огурец, помидор.

Б)  От данных слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов образуйте слова – названия детенышей животных, запишите их, выделите суффиксы.

Медведь, кот, волк, утка, петух, тигр, лев.

В) То данных слов с помощью суффиксов образуйте названия профессий.

Аптека, журнал, программа, бетон, пианино.

Г) Разноцветные карточки. Выберите карточку любого цвета и выполните задание.

Зеленая карточка

Выберите справа необходимый суффикс, чтобы образовать от данных слов  слова женского рода.

Волк                                                    – чик –

Тигр                                                    – ик –

Лев                                                      – онн – 

                                                            – иц –

 

Синяя карточка

Выберите справа необходимый суффикс, чтобы образовать от данных слов  название посуды.

Чай                                                     – ек –

Соус                                                   – ник –

Салат                                                  – онн – 

                                                            – ющ –

 

Желтая карточка

Выберите справа необходимый суффикс, чтобы образовать от данных слов  название профессий.

Футбол                                                  – ист

Трактор                                                – ник

Экономия                                              – тель

                                                               – щик

2. Учитель. Вот и настал день. Я вижу, что вы устали, поэтому сейчас – привал «Чудо – лесенка».

Чудо – лесенкой шагаю,

Высоту я набираю.

Шаг на горы,

Шаг на тучи,

А подъем все выше, круче.

Не робею, петь хочу,

Прямо к солнцу я лечу!

3. Учитель. Продолжаем наше восхождение на следующую вершину – «Префиксальный способ».

А) Запишите в столбик слова: шумный, шить, школьный, бежать. От данных слов с помощью префиксов образуйте новые слова.

Б) Групповая работа (три группы) «Кто самый быстрый и внимательный». От данных корней – ход – (1 группа), – шёл – (2 группа), – езд – (3 группа)  помощью префиксов образуйте имена существительные.

4. Мы с вами покорили две вершины гор «Словообразование». Вы узнали, что слова могут образовываться суффиксальным и префиксальным способами. Нам осталось подняться на третью вершину –  «Префиксально – суффиксальный способ».

А) Запишите данные слова в столбик: путь, груз, труд, страх, вода. От данных слов с помощью префиксов и суффиксов образуйте новые слова.

Б) Выделите в данных словах значимые части слова, входящие в основу: рассказик, пригородный, усилитель, подберезовики, подсказка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Учитель. Вы проделали большой путь и, конечно же, проголодались. Я предлагаю вам виртуально приготовить украинское национальное блюдо «Голубцы». Для этого вам будет необходима виртуальная «капуста» – это будут слова – корни. Чтобы приготовить «голубцы», вам необходимо использовать те способы образования слов, о которых вы сегодня узнали. Кто больше образует новых слов, тот и больше приготовит «голубцов».

2. Групповая работа. С помощью префиксального, суффиксального, префиксально – суффиксального способа образовать новые слова – «голубцы».

Лес (1 группа), зима (2 группа), снег (3 группа)

VII. Подведение итогов урока.

1. Учитель. Вот и наступил вечер. Сегодня вы покорили три вершины гор «Словообразование».  Давайте мы здесь остановимся, разведем костер, согреем чаю и поговорим о том, что вы сегодня делали.

2. Рефлексия. «Открытый микрофон».

  • О чем вы узнали на уроке?
  • Чему вы научились?
  • Какие у вас были трудности?
  • Что вам понравилось на уроке?

3. Учитель. Туристический поход – это очень ответственное мероприятие. Я хочу всем вам раздать памятку «Правила безопасного проведения туристического похода». Давайте ознакомимся с нею.

«Правила безопасного  проведения туристического похода»

Учащиеся обязаны:

  • соблюдать порядок движения группы;
  • не отставать от общей группы и не уходить вперед за пределы голосовой связи и видимости;
  • соблюдать правила эксплуатации оборудования, снаряжения и инвентаря;
  • соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии, туристского похода, экспедиции;
  • бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу;
  • разводить костры только в присутствии и с разрешения учителя или взрослых с соблюдением всех необходимых мер предосторожности;
  • соблюдать требования гигиены при приготовлении пищи и ее потреблении;
  • соблюдать установленный питьевой режим;
  • беспрекословно выполнять все требования и указания учителя или взрослых.

 

Учащимся запрещается:

  • отступать от заданного маршрута движения;
  • сбрасывать камни и отваливать без надобности неустойчивые глыбы при движении в горах;
  • в местах, заросших травой и кустарником, участники похода обязаны пользоваться палкой.
  • ходить босиком;
  • трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
  • трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
  • пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
  • без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
  • пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы».

 

Сегодня вы были хорошими туристами. И урок хочется закончить следующими словами: берегите родную землю, природу, заботьтесь о животных. Гордитесь тем, что живете на такой красивой земле. Чтите наши украинские традиции и обычаи. Любите Украину.

VIII. Домашнее задание.

 

 

 

1

 

docx
Додано
14 жовтня 2018
Переглядів
630
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку