Урок, конспект 7 кл. "Имена числительные, обозначающие количество предметов и порядок их при счёте. Склонение количественных числительных"

Про матеріал

Урок №_18_ Русский язык _7_ класс

Тема: Имена числительные, обозначающие количество предметов и порядок их при счёте. Склонение количественных числительных

Цель: усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных. Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии. Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность
Перегляд файлу

Урок №_18_                                   Русский язык _7_ класс                          Дата______

Тема: Имена числительные, обозначающие количество предметов и порядок их при счёте. Склонение количественных числительных

 

Цель: Усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных. Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии. Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование:  учебники, учебные тексты,  рабочая тетрадь по русскому языку.

 

 І. Объявление темы и цели урока

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  Проверка домашнего задания.

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Работа с учеником.

Обратите внимание на падежные формы числительных: а) один; б) два, три, четыре.
Rus6 53.jpg 

Обратите внимание на падежные формы числительных: а) 5-20 и 30; 6) 50-80, 200-900.
Rus6 54.jpg 

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются, как существительное тетрадь.

При склонении сложных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 изменяется каждая часть слова.

Обратите внимание на падежные формы числительных 40, 90, 100.
Rus6 55.jpg 

При склонении составных числительных изменяется каждое слово: сорок два, сорока двух.

  1. Выявление восприятия. Тренировочное упр. №

      3.   Объяснение учителя.
1.  Прочитайте текст молча. Затем прочитайте выделенные выражения вслед за учителем. Выпишите количественные числительные. Свой выбор обоснуйте, отвечая на вопросы.

Что обозначает числительное и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Земля вращается вокруг Солнца в течение трёхсот шестидесяти пяти суток пяти часов сорока восьми минут сорока шести секунд. Египетские астрономы считали каждый-год равным только трёмстам шестидесяти пяти суткам. На сорок шестом году нашего летоисчисления римляне стали считать год равным трёмстам шестидесяти пяти суткам и одной четвёртой суток. Для удобства же счёта было решено три года подряд считать по триста шестьдесят пять дней, а в каждом четвёртом (високосном) году — триста шестьдесят шесть дней. Реформу календаря произвёл римский полководец Юлий Цезарь, поэтому и календарь стал называться юлианским.

Но при таком исчислении времени всё же набегала ошибка: в действительности годбыл короче на одиннадцать минут четырнадцать секунд. За сто двадцать восемь лет эта ошибка была равна одному дню, а за четыреста лет — составляла более трёх суток. В тысяча пятьсот восемьдесят втором году была произведена новая реформа календаря. Этот календарь называется григорианским по имени римского Папы Григория тринадцатого. 

 4. Выявление восприятия. Тренировочное упр. №

         (Из журнала)

-  Работайте в парах. Один последовательно называет падежи и вопросы к ним, другой отвечает, склоняя данные числительные.

Один, два, шесть, одиннадцать, семьдесят, восемьсот.


- Прочитайте данные примеры.

О б р а з е ц. 32 + 12 = 44. К тридцати двум прибавить двенадцать, равняется сорока четырём.
                     52 10 = 42. От пятидесяти двух отнять десять, равняется сорока двум.

11 + 20 = 31               70 - 11 =59
31 + 62 = 93               59 - 19 = 40
147 + 3 = 150              500 - 178 = 322


-  Сравните склонение сложных слов пароход  и пятьдесят. Объясните особенности склонения числительного.

    5. Объяснение учителя

Количественные числительные часто сочетаются с существительными.

После числительных два (две), три, четыре существительные стоят в родительном падеже единственного числа: два(-е) (три, четыре) ученика, часа, ученицы.

После числительных от пяти и далее существительные стоят в родительном падеже множественного числа: пять (семьдесят, триста) учеников, часов, учениц.

ІV. Закрепление изученного материала

 -  Продолжите   предложения,   поставив   словосочетания   три высоких дома, семь новых зданий, семьдесят ветхих изб в нужной грамматической форме.

Передо мной ....                                                                        
Я стою около ....
Я подошёл к ... .
Я смотрю на .....
Я нахожусь рядом с ... .
Объявление висело на ... .

 -  Раскройте скобки, поставив слова в нужной грамматической форме.

Вот (два шоколадных торта), (два маленьких мальчика), (две маленькие девочки).

Я вижу (два шоколадных торта), (два маленьких мальчика), (две маленькие девочки).

 -  Запишите существительные в нужной падежной форме.

Два (две) (дерево, тетрадь, месяц, день, неделя).
Четыре (год, столетие, век, утро, вечер).
Пять (дверь, стол, окно, комната).

 -  3апишите числа словами.

Около 6 часов, после 5 лет, в течение 83 недель, по истечении 17 недель

V. Работа над развитием речи

 Чтение текста упр.      ст.  

 VІ. Подведение итогов

 VІІ. Домашнее задание

         ст.          упр.

* упр.

*

docx
Додано
24 жовтня 2018
Переглядів
3172
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку