Тренинг «В мире профессий»
Цель. Формировать общую готовность к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям.
Ученики класса объединяются в 5 групп по 5-6 человек.
Оборудование: таблицы, схемы, видео « Профессии будущего»
Ход работы
I. Организационный момент
1. Приветствие, создание эмоционального настроения Слайд 1
- Добрый день! Дорогие ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Предлагаю каждому из вас назвать свое имя и будущую вашу профессию. Учитель начинает с себя: « Я, Ирина Васильевна, учитель».
Упражнение «Моя любимая профессия"
Инструкция: Участники по очереди называют свое имя и любимую профессию.
Вопрос:
2. Мотивация учебной деятельности
Слайд 2 Уже сегодня каждый из вас сталкивается с проблемой выбора профессии и сегодня на уроке мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями — возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор. Наш урок будет проходить в форме тренинга и тема его « В мире профессий».
Слайд3 Эпиграфом к нашему тренингу предлагаю слова римского философа Сенеки : « Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Как вы понимаете данные выражение? Актуально ли оно для нашего времени? Почему?
2. Выбор профессии
Выбор профессии — одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Необходимости учитывать различные факторы. Предлагаю вместе определить , что или кто влияет на выбор профессии.
Упражнение « Ассоциация» Цветок « Факторы влияющие на выбор профессии» (на доске прикреплена серединка цветка).
Ученики получают по 1 листику на группу, на котором ученики пишут, кто или что влияет на выбор профессии. 1 участник выходит к доске зачитывает текст и крепит лепесток к серединке цветка.
3. Классификация профессий Слайд 4
Для того чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в разнообразии профессий. Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?
Есть 5 типов профессий, которые основываются на предмете труда, с которым имеет дело человек : человек — человек; человек — знаковая система; человек — природа; человек — техника; человек — художественный образ.
Упражнение Цветок « Типы профессий» (на доске цветок и 5 лепестков)
По 1 ученику из группы выходят и берут 1 лепесток, на которых должны написать 5 профессий относящихся к выбранному типу, потом выйти к доске озвучить и прикрепить к серединке цветка.
1. Человек- техника
2. Человек- человек
3. Человек- природа
4. Человек- знаковая система
5. Человек- художественный образ
4. Упражнение «Профессии будущего"
Все мы замечаем, что с изменениями в жизни, возникновением новых изобретений, меняются и сами профессии. Человек тесно связан с техническим прогрессом .
Просмотр фильма « Профессии будущего»
Пофантазируйте, какие новые профессии могут появиться в будущем. Работаем в группах, используя схему для защиты вашего проекта.
5. Условия выбора профессии Слайд 5
Выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться 3 условия.
На пересечении трех кругов, в середине, указана зона обоснованного профессионального выбора.
• ХОЧУ - это ваши интересы и желания, которые определяют выбор профессии
• МОГУ - это способности, возможности, состояние здоровья, возможности, особенности вашего характера необходимые для выбранной профессии.
• НАДО - спрос на выбранную профессию на рынке труда.
• ЗОВ – зона обоснованного выбора.
Итак, при выборе профессии нужно: Слайд 6
6. Упражнение "Профессиограмма" ( Ученики работают по схеме ) Слайд 7
1 минута
Попробуйте создать профессиограмму относительно характеристики указанной профессии. Учитывайте черты, которые необходимо развить в себе, усовершенствовать, изменить. Укажите требования к человеку, которые предъявляет профессия? ( Врач, лётчик, журналист, водитель, модельер)
7. Игра «Подарок» ( 3 минуты) Слайд 8
Инструкция: Представьте, что у вас есть общий друг, который пригласил вас всех на свой день рождения. В течение 1 минуты каждая группа должна придумать, какой вы выберете подарок своему другу. При этом важно выполнить 3 условия:
1) подарок должен содержать намек на его профессию;
2) подарок должен быть с «изюминкой» —необычный;
3) подарок должен быть доступным вам по цене.
Ученики тянут жребий, в котором указаны (мужчина или женщина - общий друг; примерный возраст и обязательно — какая у него (у нее) профессия).
В течение примерно 30 секунд каждая группа придумывает другу подарок.
После этого 1 представитель каждой группы по очереди называет свой подарок. При этом ведущий или участник могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т. п. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
( Учитель, повар, художник, строитель, парикмахер)
8. Итог Слайд 9
Я надеюсь наш тренинг поможет вам определиться с выбором профессии.
«Рефлексия»:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие выводы сделали для себя?
Желаю вам удачного выбора!