Урок 2 Календарний та історичний час

Про матеріал
Підручник Гісем История Украины 5 класс Дата проведения: Тема: Календарное и историческое время. Работа со шкалой времени. Цель: объяснить учащимся как происходит отсчет времени в истории; ознакомиться с понятиями историческая карта, хронология, историческое время; научить учащихся чертить линию времени, соотносить год со столетием; научиться различать условные обозначения на исторической карте; сопутствовать формированию глубокой заинтересованности учащихся в прошлом украинского народа. Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования новых навыков Оборудование: праздники 14 октября, понятия хронология, дата, хронологическая таблица, «Памятка, как развязывать хронологические задачи», таблица с веками, памятки с веками для учащихся, задачи для д/з. Ход урока I.Организационный момент II. Актуализация опорных знаний 1. Что такое история? 2. С какого языка происходит слово «история»? 3. Что такое «история» в переводе с греческого языка? 4. Кто является отцом истории? 5. Кто является отцом украинской истории? 6. Как вы понимаете высказывание «История – наука о прошлом человечества»? 7. Назовите 3 аргумента того, зачем необходимо изучать историю Украины? III. Мотивация учебной деятельности Каждый человек, когда рождается получает имя, фамилию, а также это является событием, которое происходит в определенный день, месяц, год. И каждый год в этот день он празднует свой день рождения. Точно также мы ежегодно отмечаем в определенный день знаменательные даты в истории нашего государства, например:
Перегляд файлу

История Украины     5 класс   Дата проведения:

Тема: Календарное и историческое время. Работа со шкалой времени. 

Цель: объяснить учащимся как происходит отсчет времени в истории; ознакомиться с понятиями историческая карта, хронология, историческое время; научить учащихся чертить линию времени, соотносить год со столетием; научиться различать условные обозначения на исторической карте; сопутствовать формированию глубокой заинтересованности учащихся в прошлом украинского народа.

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования новых навыков

Оборудование: праздники 14 октября, понятия хронология, дата, хронологическая таблица, «Памятка, как развязывать хронологические задачи», таблица с веками, памятки с веками для учащихся, задачи для д/з.   

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 1. Что такое история?

 2. С какого языка происходит слово «история»? 

 3. Что такое «история» в переводе с греческого языка?

 4. Кто является отцом истории?

 5. Кто является отцом украинской истории?

 6. Как вы понимаете высказывание «История – наука о прошлом человечества»?

 7. Назовите 3 аргумента того, зачем необходимо изучать историю Украины?

III. Мотивация учебной деятельности

 Каждый человек, когда рождается получает имя, фамилию, а также это является событием, которое происходит в определенный день, месяц, год. И каждый год в этот день он празднует свой день рождения. Точно также мы ежегодно отмечаем в определенный день знаменательные даты в истории нашего государства, например:

9 мая – День Победы

24 августа – День Независимости Украины

26 июня – День Конституции Украины

14 октября – День основания села Зализничное; День украинского казачества; День УПА (украинской повстанческой армии); Покров Пресвятой Богородицы; День Защитника Украины.

IV. Изучение нового материала

1.Историческое время

 Дата вашего рождения – это время, а место вашего рождения – это пространство.

 Пространство, как и местность можно увидеть. То самое пространство, которое существовало в прошлом, отражает историческая карта. 

 Ученые-историки изучали, когда происходили те или иные события. Определять точное время конкретного события, т.е. его дату помогает наука – хронология. 

 Работа с учебником с. 9 (работа с понятием)

 Хронология – это наука о времени, которая устанавливает точные даты исторических событий: число, месяц, год.

 Дата – это точное время определенного события.

 Перечень событий по датам называется хронологической таблицей.

2.Календарь

 Длительное время человечество не имело единого календаря. Первые известные календари появились около 7 тысяч лет назад.

 Работа с учебником с. 8  

Давайте с вами прочитаем текст учебника и узнаем, кто изобрел первый солнечный календарь?

 Что такое календарь?

 Каждый из вас, наверное, слышал о существовании григорианского и юлианского календарей.

  Работа с учебником с. 9  

 Давайте с вами прочитаем, как они появились?

 Каким календарем пользуемся мы сегодня? 

 Каким бы точным не был календарь, для истории важно то, от какого события идет отсчет. Именно движение от события к событию является историческим процессом, которое измеряется историческим временем.

3. Как вычисляют время в истории

  Самыми древними единицами измерения времени являются сутки (день и ночь), неделя, месяц, год. В древности у разных народов год мог длиться от 300 до 400 дней и начинаться с любого времени года или вообще отсчитываться от какого-то события. Например: наводнение, извержение вулкана, основания города в котором жили.

 Отсчет времени от определенного события называется – летоисчислением.

 В Украине постепенно установилась своя система летоисчисления, которая берет свое начало от рождения Иисуса Христа.

 Работа в тетради

 Давайте мы с вами зарисуем себе в тетради линию времени. 

Картинки по запросу линия времени      Р.Х.

 От 0 ← это до нашей эры

 От 0 → это наша эра

 Время от первого года до нашей эры называется нашей эрой, или от Рождества Христово. А все, что происходило до Рождения Христа – до нашей эры. Каждые сто лет называют – столетием, или веком. Тысяча лет – тысячелетие.

 Перед вами таблички, в которых указаны года и века. Первый век нашей эры начинается в первом году и заканчивается в 100-м. Соответственно 2 век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м. Следовательно, начальные годы веков – это 101, 201, 301, 401, 1001, 1101 и т.д., а годы с нулями в конце – 100,200, 300, 500, 800, 1000, 2000 – это конец века, т.е. последние годы.

 Работа с учебником с. 10 (работа с таблицей) 

 Века всегда обозначаются римскими цифрами – I, II, III, IV, V, ……X, XIX, XX. Годы соответственно – арабскими, т.е. цифры, которые мы с вами привыкли писать.

 Выполнение заданий учебника с. 11 № 8

 1)1237- 3 век, 988 г. – 10 век, 800 г. – 8 век.

 2) 133 г. до н. э. – 132 г. до н.э.

 3) 2019+200=2219 лет

 На уроках истории в 5 классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, необходимо придерживаться определенной последовательности. В решении задач вам будет помогать «Памятка, как развязывать хронологические задачи».  

V. Обобщение и систематизация полученных знаний

 1.С какой наукой мы сегодня познакомились?

  2. Что такое дата?

 3.Как называются самые древние единицы измерения времени?

 4. Как называется отсчет времени в истории?

 5. От какого события начинается отсчет нашей эры?

 6. Как историки называют десять лет?

 7. Как историки называют сто лет?

 8. В каком тысячелетии мы живем сейчас?

VI. Домашнее задание 

 Выучить параграф 1

 Уметь отвечать на вопросы в конце параграфа

 Решить задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


14 октября

Покров Пресвятой Богородицы

День основания села Зализничное

День украинского казачества

День УПА

День Защитника Украины

 

 

 Хронология – это наука о времени, которая устанавливает точные даты исторических событий: число, месяц, год.

 

 

Дата – это точное время определенного события.

 

Памятка

«Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 


Памятка «Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 

 

Памятка «Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 

 

Памятка «Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 

 

 

 

Памятка «Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 

 

Памятка «Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 

 

Памятка «Как развязывать хронологические задачи»

1. Нарисуйте линию времени - прямую линию, разделенную  черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и четкую черту – начало отсчета, а в конце стрелочку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно

обозначать одинаковые промежутки времени (века или тысячелетия), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (года).

6. Наряду с линией выполните вычисления и запишите сжатый ответ

 

 

 

 

Хронологические задачи

1.Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии 988 гг. до нынешнего времени.

2. Вычислите, сколько прошло лет с начала правления княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия  в византийскую столицу в 957 г.?

3. В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком  году впервые  упоминаются казаки в письменных источниках?

4. Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г.  Вычислите, когда  он был построен.

 

 

 

 

Хронологические задачи

1.Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии 988 гг. до нынешнего времени.

2. Вычислите, сколько прошло лет с начала правления княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия  в византийскую столицу в 957 г.?

3. В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком  году впервые  упоминаются казаки в письменных источниках?

4. Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г.  Вычислите, когда  он был построен.

 

 

 

 

Хронологические задачи

1.Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии 988 гг. до нынешнего времени.

2. Вычислите, сколько прошло лет с начала правления княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия  в византийскую столицу в 957 г.?

3. В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком  году впервые  упоминаются казаки в письменных источниках?

4. Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г.  Вычислите, когда  он был построен.

 

 

 

 

 

 

Хронологические задачи

1.Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии 988 гг. до нынешнего времени.

2. Вычислите, сколько прошло лет с начала правления княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия  в византийскую столицу в 957 г.?

3. В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком  году впервые  упоминаются казаки в письменных источниках?

4. Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г.  Вычислите, когда  он был построен.

 

 

 

 

Хронологические задачи

1.Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии 988 гг. до нынешнего времени.

2. Вычислите, сколько прошло лет с начала правления княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия  в византийскую столицу в 957 г.?

3. В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком  году впервые  упоминаются казаки в письменных источниках?

4. Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г.  Вычислите, когда  он был построен.

 

 

 

 

Хронологические задачи

1.Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии 988 гг. до нынешнего времени.

2. Вычислите, сколько прошло лет с начала правления княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия  в византийскую столицу в 957 г.?

3. В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком  году впервые  упоминаются казаки в письменных источниках?

4. Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г.  Вычислите, когда  он был построен.

 

docx
Додано
23 липня 2019
Переглядів
2219
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку