Урок 3 Культурные эпохи европейской истории и Украина

Про матеріал
История Украины 5 класс Дата проведения: Тема: Культурные эпохи европейской истории и Украина Цель: ознакомиться с названиями и хронологическими границами периодов европейской истории и культурными эпохами: Первобытное общество, Античность, Средние века, Новое время; научиться находить различие между календарным и историческим временем; изучить понятия «историческая эпоха», «хронологическая таблица"; научиться создавать и заполнять хронологическую таблицу. Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования новых навыков Оборудование: изображение первобытного и современного мальчика, листочки с надписями вещей мальчиков, понятия «историческая эпоха», «культура»; примеры духовных и материальных ценностей; иллюстрации периодов истории; таблицы 1, 2; карточки к таблице № 1; задания 1-7 на каждый стол. Ход урока I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания
Перегляд файлу

История Украины     5 класс   Дата проведения:

Тема: Культурные эпохи европейской истории и Украина  

Цель: ознакомиться с названиями и хронологическими границами периодов европейской истории и культурными эпохами: Первобытное общество, Античность, Средние века, Новое время; научиться находить различие между календарным и историческим временем; изучить понятия «историческая эпоха», «хронологическая таблица"; научиться создавать и заполнять хронологическую таблицу.

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования новых навыков

Оборудование: изображение первобытного и современного мальчика, листочки с надписями вещей мальчиков, понятия «историческая эпоха», «культура»; примеры духовных и материальных ценностей; иллюстрации периодов истории; таблицы 1, 2; карточки к таблице № 1; задания 1-7 на каждый стол.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

 1.Метод «Сообразительный карандаш»

На доске написаны слова с пропущенными буквами, учащиеся должны вставить пропущенные буквы и дать определения на представленные понятия.

 Слова: пространство, хронология, дата, календарь, летоисчисление.

 2. Хронологическая задача

 Отметьте на линии времени:

1) год провозглашения независимости Украины

2) текущий год

 Сколько лет исполнилось Украине в этом году?

 3. Хронологический диктант

 Определите века следующих дат: 860, 1199, 1648, 1840, 1991 г.

III. Актуализация опорных знаний

 Какие основные характеристики должны знать историки об исторических фактах? (Время и место)

 Когда мы знаем точную дату какого-то события, то мы называем ее календарным временем. Но историки используют часто и другое понятие: историческое время, то есть время существования человечества.

IV. Мотивация учебной деятельности

 Задача «Собери мальчика»

 Сегодня у нас в гостях первобытный мальчик и современный. Они потеряли свои вещи, нужно вернуть их владельцам.

 Помогите установить, кому что принадлежит: копье, обувь из кожи, мобильный телефон, амулет из волчьих зубов, кроссовки, джинсы, каменный нож, жевательная резинка, книга, горшок.

 Беседа:

 Как вы узнали, кому какие вещи принадлежат?

 Действительно, мы можем выделить в историческом времени определенные большие участки времени - периоды, которые отличаются от других своей культурой, ведением хозяйства, типом управления и даже взглядами на окружающий мир.

 Сегодня мы познакомимся с основными, самыми большими историческими эпохами в истории мира и Украины и узнаем, чем они отличаются друг от друга.

V. Изучение нового материала

1.Историческая  (культурная) эпоха

 Работа с понятиями (запись в тетрадь)

 Историческая эпоха - это значительный отрезок исторического времени, имеющий  определенный уровень материальных, технических и духовных достижений.

 Культура - это достижение человечества в материальной и духовной жизни.

 Игра «Расположи»

 Что относится к материальной, а что к духовной культуре?

  Например: чумацкий воз, христианский храм, обычай захоронения, горшок, сказки, вышитая рубашка, браслет из кости мамонта, знания о целебных свойствах растений, песни-веснянки, глиняная статуэтка, кремневый нож, пословицы, верования в бога Шиву.

2. Историко-культурные эпохи

 Работа с учебником с.12

 Рассмотрим с вами схему на с.12, сколько периодов (эпох) выделяют в истории Европы?  Назовите эти периоды.

 Как вы считаете, какой из этих периодов является самым древним?

 Работа с иллюстративным материалом

 Действительно, древнейшим периодом является первобытность или первобытное общество, когда образовалось человечество. Следующей является античность, на смену которой пришли средние века, новое и новейшее время.

 Дальнейшая наша работа будет связана с составлением и заполнением хронологической таблицы.

 Работа з хронологической таблицей 

Исторические эпохи Европы

Период

Время

Основные достижения эпохи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Давайте выясним, когда же впервые появился первобытных человек на землях Украины? Ответ вы найдете в учебнике на с.12-13. 

 Работа с учебником (карточками в группах) с.13-15

 Первобытная эпоха является самым длинным периодом в истории человечества: она продолжалась с 1 миллиона лет до II тысячелетия до нашей эры. В эти времена возникли пралюди, которые научились изготавливать простейшие орудия труда для охоты и обработки земли: каменные топоры, деревянные копья, лук и стрелы. Позже люди приручили и одомашнили животных, научились выращивать растения, изготавливать одежду, глиняную посуду, строить жилье. Постепенно возникли города, а чтобы вести торговые счета, люди изобрели письменность. Впоследствии образуются государства.

 Эпоха Античности продолжалась с II тысячелетия до нашей эры до конца V века нашей эры. В античную эпоху на территории Европы возникли первые государства: Древняя Греция и Древний Рим. Именно греки первыми создали демократическое государство, то есть такое, где граждане участвуют в управлении государством. В античном мире достигли расцвета все без исключения сферы культуры: образование, наука, литература, искусство.

 Средние века длились тысячу лет - с конца V века до конца ХV века. В Европе Средние века - это время господства христианской религии. А еще это период формирования современных народов и стран, которые путем рыцарских войн устанавливали свои границы. Именно поэтому образ этой эпохи воплотился в сооружениях величественных храмов и неприступных крепостей - замков.

 Новое время - это эпоха с конца ХV до начала ХХ века. Началом ее стало открытие европейцами неизвестных им ранее земель, например Америки и Австралии. Развитие морских путей обусловил необратимые изменения в хозяйствовании, производстве орудий труда и транспортных средств. Именно в новое время появились крупные механизированные производства - фабрики и заводы, расстались города, начали развиваться наука и технологии.

 Работа с хронологической линии (на доске)

Нанести периоды на хронологическую линию.

3. Место Украины в европейской истории

 Работа в парах с учебником / карточками

 Составление синхронистичной таблицы

Период

Время

Основные достижения эпохи

События в Украине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание 1

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 Одной из самых известных культур (исторических общностей людей), проживавших на украинских землях являются племена Трипольской культуры (IV-III тыс.до н.э.). Они занимались, главным образом, земледелием и скотоводством. Уникальна трипольская керамика (изделия из обожженной в печи глины). Ее изготавливали вручную, без гончарного круга, и украшали, как правило, геометрическим орнаментом.

 Задача 2

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 В VIII ст. до н.э. на берегах Черного моря древние греки основали города. На территории современной Украины крупнейшими городами были: Ольвия («счастливая»), Тира (в честь реки Тирас (Днестр)), Херсонес («полуостров»), Пантикапей («рыбный путь»). Соседями греков были племена скифов, пасли в степях табуны лошадей и не имели собственных городов. После скифов остались захоронения их царей - курганы, где ученые находят драгоценные украшения.

 Задача 3

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 Первым государством славянских племен стало Киевское государство (IX-XIII вв.), чьи князья расширили территорию страны от Балтийского до Черного моря и от Карпатских гор до реки Волги. В 988 году великий князь киевский Владимир Великий ввел христианство, после чего на украинских землях начали строиться церкви и монастыри, открываться при них школы и библиотеки.

 Задача 4

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 В 1199 году правитель Волынского княжества - князь Роман Мстиславович - захватил и присоединил Галицкое княжество. Наибольшего развития Галицко-Волынская держава достигла во времена сына Романа - Данила Галицкого. Князь Даниил прославился защитой украинских земель от чужеземных нападений, за это Папа Римский подарил ему корону и провозгласил княжество Королевством Русским (XIII - середина XIV в.)

 Задача 5

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 Свободные люди, которые стремились защитить украинские земли и населения от нападений чужеземцев, переселялись за Днепровские пороги, поэтому их называли «запорожцы» или «казаки». Казаки создавали укрепленные крепости с пушками - Сечи. Свободные люди считали себя равными между собой, поэтому образовали одинаковый для всех суд, законы и управления. Поэтому Запорожскую Сечь стали называть Казацкой республикой. Постепенно казаки распространили свои обычаи на другие украинские земли и образовали казацкое государство - Войско Запорожское или Гетманщина (от названия высшего должностного лица - гетмана) (середина XVI - XVIII вв.).

 Задача 6

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 Почти 200 лет украинские земли буди поделены между двумя государствами. Они находились в составе Российской и Австрийской империй (ХVIII -XIX вв.) Эти страны не признавали украинский народ отдельным и заставляли учить их язык и принимать их традиции. Однако благодаря некоторым отважным украинцам - Тарасу Шевченко, Ивану Франко, Леси Украинке и другим, которые не боялись писать произведения на украинском языке и выступать против власти, украинские дети смогли изучать родной язык в школе и читать книги на украинском языке.

 Задача 7

 К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

  ХХ-й век стал трагическим для нашей страны. В 1917 году украинцы совершили попытку освободиться из-под власти других государств - Российской и Австрийской империй, и создать новую Украину. Однако украинцы попали под власть новой страны - Советского Союза, в составе которого они пережили голодомор 1932-1933 гг. и Вторую мировую войну. И только 24 августа 1991 был принят Акт провозглашения независимости Украины. С тех пор наша страна получила название «государство Украина» (ХХ в.).

 VI. Обобщение и систематизация знаний

1.Какие периоды (эпохи) выделяют историки в развитии Европы?

2. Соответствует ли этим периодам история Украины?

3. Когда началась история на украинских землях?

4. Из чего изготовляли орудия труда первобытные люди?

5. Какой металл человечество стало обрабатывать первым?

6. Какими были приобретения людей Первобытного общества?

7. Как отразился античный период на украинских землях?

8. Какие государства основались на украинских землях в период Средневековья?

 V. Домашнее задание

Изучить параграф 2 с. 12-15

Уметь отвечать на вопросы в конце параграфа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Историческая эпоха - это значительный отрезок исторического времени, имеющий  определенный уровень материальных, технических и духовных достижений.

 

Культура - это достижение человечества в материальной и духовной жизни.

 

 

 

 

Исторические эпохи Европы

Период

Время

Основные достижения эпохи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические эпохи  в истории Украины

Период

Время

Основные достижения эпохи

События в Украине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


чумацкий воз

христианский храм

обычай захоронения

горшок

сказки

вышитая рубашка

браслет из кости мамонта

знания о целебных свойствах растений

 

песни-веснянки

глиняная статуэтка

кремневый нож

пословицы

верования в бога Шиву

Материал для заполнения таблицы № 1

 Первобытная эпоха является самым длинным периодом в истории человечества: она продолжалась с 1 миллиона лет до II тысячелетия до нашей эры. В эти времена возникли пралюди, которые научились изготавливать простейшие орудия труда для охоты и обработки земли: каменные топоры, деревянные копья, лук и стрелы. Позже люди приручили и одомашнили животных, научились выращивать растения, изготавливать одежду, глиняную посуду, строить жилье. Постепенно возникли города, а чтобы вести торговые счета, люди изобрели письменность. Впоследствии образуются государства.

 Эпоха Античности продолжалась с II тысячелетия до нашей эры до конца V века нашей эры. В античную эпоху на территории Европы возникли первые государства: Древняя Греция и Древний Рим. Именно греки первыми создали демократическое государство, то есть такое, где граждане участвуют в управлении государством. В античном мире достигли расцвета все без исключения сферы культуры: образование, наука, литература, искусство.

 Средние века длились тысячу лет - с конца V века до конца ХV века. В Европе Средние века - это время господства христианской религии. А еще это период формирования современных народов и стран, которые путем рыцарских войн устанавливали свои границы. Именно поэтому образ этой эпохи воплотился в сооружениях величественных храмов и неприступных крепостей - замков.

 Новое время - это эпоха с конца ХV до начала ХХ века. Началом ее стало открытие европейцами неизвестных им ранее земель, например Америки и Австралии. Развитие морских путей обусловил необратимые изменения в хозяйствовании, производстве орудий труда и транспортных средств. Именно в новое время появились крупные механизированные производства - фабрики и заводы, расстались города, начали развиваться наука и технологии.

 

Материал для заполнения таблицы № 2

 Дать ответ на вопрос:  К какому периоду истории относится описанное событие? Впиши в таблицу.

 Задание 1. Одной из самых известных культур (исторических общностей людей), проживавших на украинских землях являются племена Трипольской культуры (IV-III тыс.до н.э.). Они занимались, главным образом, земледелием и скотоводством. Уникальна трипольская керамика (изделия из обожженной в печи глины). Ее изготавливали вручную, без гончарного круга, и украшали, как правило, геометрическим орнаментом.

 Задача 2. В VIII ст. до н.э. на берегах Черного моря древние греки основали города. На территории современной Украины крупнейшими городами были: Ольвия («счастливая»), Тира (в честь реки Тирас (Днестр)), Херсонес («полуостров»), Пантикапей («рыбный путь»). Соседями греков были племена скифов, пасли в степях табуны лошадей и не имели собственных городов. После скифов остались захоронения их царей - курганы, где ученые находят драгоценные украшения.

 Задача 3. Первым государством славянских племен стало Киевское государство (IX-XIII вв.), чьи князья расширили территорию страны от Балтийского до Черного моря и от Карпатских гор до реки Волги. В 988 году великий князь киевский Владимир Великий ввел христианство, после чего на украинских землях начали строиться церкви и монастыри, открываться при них школы и библиотеки.

 Задача 4. В 1199 году правитель Волынского княжества - князь Роман Мстиславович - захватил и присоединил Галицкое княжество. Наибольшего развития Галицко-Волынская держава достигла во времена сына Романа - Данила Галицкого. Князь Даниил прославился защитой украинских земель от чужеземных нападений, за это Папа Римский подарил ему корону и провозгласил княжество Королевством Русским (XIII - середина XIV в.)

 Задача 5. Свободные люди, которые стремились защитить украинские земли и населения от нападений чужеземцев, переселялись за Днепровские пороги, поэтому их называли «запорожцы» или «казаки». Казаки создавали укрепленные крепости с пушками - Сечи. Свободные люди считали себя равными между собой, поэтому образовали одинаковый для всех суд, законы и управления. Поэтому Запорожскую Сечь стали называть Казацкой республикой. Постепенно казаки распространили свои обычаи на другие украинские земли и образовали казацкое государство - Войско Запорожское или Гетманщина (от названия высшего должностного лица - гетмана) (середина XVI - XVIII вв.).

 Задача 6. Почти 200 лет украинские земли буди поделены между двумя государствами. Они находились в составе Российской и Австрийской империй (ХVIII -XIX вв.) Эти страны не признавали украинский народ отдельным и заставляли учить их язык и принимать их традиции. Однако благодаря некоторым отважным украинцам - Тарасу Шевченко, Ивану Франко, Леси Украинке и другим, которые не боялись писать произведения на украинском языке и выступать против власти, украинские дети смогли изучать родной язык в школе и читать книги на украинском языке.

 Задача 7. ХХ-й век стал трагическим для нашей страны. В 1917 году украинцы совершили попытку освободиться из-под власти других государств - Российской и Австрийской империй, и создать новую Украину. Однако украинцы попали под власть новой страны - Советского Союза, в составе которого они пережили голодомор 1932-1933 гг. и Вторую мировую войну. И только 24 августа 1991 был принят Акт провозглашения независимости Украины. С тех пор наша страна получила название «государство Украина» (ХХ в.).

 

 

 

 

 

Результат пошуку зображень за запитом "малюнок  сучасний хлопчик"Результат пошуку зображень за запитом "первобытный мальчик"

Первобытное общество

Картинки по запросу средневековые замки в украине

Античный период


Картинки по запросу средневековые замки в украине

Средневековый период

Картинки по запросу одесса в 19 веке

Новое время


docx
Додано
23 липня 2019
Переглядів
3091
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку